26 октября родился АНДРЕЙ БЕЛЫЙ, русский писатель, мистик, поэт, математик, критик, мемуарист.
Все эти определения можно отнести к удивительной личности – Андрею Белому, одному из ведущих деятелей русского символизма и модернизма. За псевдонимом, который «подарил» ему Михаил Соловьёв, «скрывается» Борис Николаевич Бугаев.
Детство на разрыв
Он родился 26 октября 1880-го года в Москве, в семье Николая Васильевича Бугаева и Александры Дмитриевны Егоровой. Отец был математиком, членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук (ныне Российская академия наук), написал несколько учебников по арифметике и книг для учителей. Мать, Александра Бугаева, происходила из обедневшей купеческой семьи и была младше мужа на 20 лет. Дом, в котором прошло детство писателя, находился на Арбате. Семья была не дружной, постоянно происходили скандалы. Каждый из родителей хотел приобщить ребёнка к своим интересам. Отец надеялся, что сын пойдет по его стопам, и обучал его математике. Мать прививала музыкальный вкус и знакомила с классической литературой. Андрей Белый вспоминал, что чувствами разрывался между родителями. Поэтому будущий писатель подписывал свои сочинения «2Б» – Борис Бугаев, скрывая творчество от родителей, которые могли не одобрить «декадентские» произведения.
В книге «На рубеже двух столетий» он предельно откровенно напишет, что мучило его в детские годы: «Родители вели из-за меня борьбу… Каждый тянул меня в свою сторону. Они разорвали меня пополам… Разорвали мое детское сознание, мое детское сердце. Я с детства раздвоенный. Чувство греха. Оно меня мучило уже в четыре года. Грех – любить маму. Грех – любить папу. Что же мне, грешнику, делать, как не скрывать грех? Я был замкнут в круг семейной драмы».
Это – настоящая исповедь о том, что было запрятано глубоко в душе, что переживалось остро, болезненно и, конечно, не могло не отразиться на мировосприятии, творчестве будущего писателя.
Классики – рядом!
В родительском доме часто гостил Лев Толстой. В мемуарах поэт вспоминал свои первые детские впечатления: «…вот он: снимает с колен, поворачивает; я стою меж колен, с удивлением видя такую огромную бороду; эдаких я никогда не видывал!». Другие знакомства тоже были связаны с литераторами. Соседом Бугаевых был преподаватель истории и географии Михаил Соловьев, брат известного философа и религиозного мыслителя Владимира Соловьева. Он и его жена интересовались литературой и принимали у себя многих известных поэтов и прозаиков. Именно здесь состоялось знакомство Андрея Белого с основоположниками символизма — Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус.
Гимназия и университет
В 1891-м году Андрей Белый поступил в частную гимназию Поливанова на Пречистенке, которая считалась одной из лучших в столице. Её основатель – Лев Поливанов – привил юному гимназисту любовь к русской словесности, что однако не заслонило его увлечение философией и буддизмом. В 1899 году Андрей Белый, по настоянию отца, поступил на физико-математический факультет Московского университета и окончил его с отличием. Затем будущего писателя зачислили на историко-филологический факультет, однако со временем он передумал здесь учиться. Причин было две – насыщенная литературная деятельность и Первая русская революция. В начале 1905 года Белый приехал к Мережковскому и Гиппиус в Петербург и оказался свидетелем Кровавого воскресенья. В тот год революция заслонила для него всё. Он бы на стороне протестующего народа, принимал участие в митингах. Но литература влекла его всё больше, как и путешествия за впечатлениями. С 1906 года Андрей Белый посетил Северную Африку и Ближний Восток, жил в Германии, Франции и Швейцарии. В 1911-м совершил ряд путешествий через Сицилию – Тунис – Египет – Палестину. Впечатления нашли отражение в «Путевых заметках». Но где бы он ни был – тосковал о Родине. В письме Александру Блоку из Каира можно найти такие строки: «…как же не радоваться; мы – русские, а Русь – на гребне волны мировых событий».
Творчество
Андрей Белый пробовал писать стихи, прозу и пьесы с 16 лет, но большую часть произведений того времени уничтожил: боялся оценки родителей. Позднее он начал создавать произведения, которые называл «симфониями». Это была ритмическая проза мистического, а часто даже апокалиптического содержания. Путешествия по миру сделали его смелее. Он продолжил писать, мыслить, вырабатывать свой творческий стиль. Кроме поэтических поисков «звука и слова», Белый выступал и как литературный критик. Им написаны статьи о значении символизма, его идеях. В тяжёлые годы Гражданской войны писатель участвовал в организации Дворца искусств в Москве, учреждал Вольную философскую академию (Вольфила) в Петрограде, служил в Пролеткульте, избирался в президиум Всероссийского союза поэтов.
Изоляция
Возвращение Андрея Белого в Россию из Берлина, где он жил с 1921 по 1923 годы, совпало с негативной оценкой его творчества Львом Троцким. Она прозвучала как приговор. Поэтому с 1925 по 1931 гг. поэт жил фактически в литературной изоляции – в Подмосковье, никуда не выезжая. Только летом 1933 года он решился поехать в Крым, в Коктебель. Поездка оказалась роковой. В один из жарких дней он получил солнечный удар, который вызвал тошноту, слабость, мучительные головные боли. Позже выяснилось, что произошло кровоизлияние в мозг. В декабре 1933 года последовало новое кровоизлияние, после чего поэт оказался прикован к постели.
Он умер на руках у жены 8 января 1934 года от инсульта. Борис Пастернак и Борис Пильняк в некрологе трижды назвали Андрея Белого «гением».
Критики отнесли его романы к литературе для интеллектуальной элиты. В наши дни его называют «писателем для писателей». Но так ли это? Творчество Андрея Белого завершило целую эпоху. Благодаря ему в литературе появилась так называемая «орнаментальная проза». Её представители – Михаил Булгаков («Белая гвардия»); Юрий Олеша («Зависть»); Борис Пильняк («Голый год»).
Произведения высшей пробы
Владимир Набоков назвал роман «Петербург» «вторым по значению романом в литературе двадцатого века». Дмитрий Лихачев писал, что тема этого произведения «выросла из двухсотлетней мифологии Петербурга, начало создания которой относится ко времени закладки города». Ученый также считал, что город здесь «не между Востоком и Западом, а Восток и Запад одновременно, т. е. весь мир. Так ставит проблему России Белый впервые в русской литературе».
В «Котике Летаеве», «Записках чудака», трилогии «Москва» Андрей Белый смешивал реальность с иллюзиями, дробил сюжетные линии, много внимания уделял ритму и звучанию фраз. А для своих стихов он создал концепцию «мелодизма», которую раскрыл в поэтическом сборнике «После разлуки». Андрей Белый считал, что «лирическое стихотворение – песня», а «поэт носит в себе мелодии: он – композитор». Одной из последних работ писателя стал трехтомник мемуаров: «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций». В нём он пробует новые формы, жанры, стили.
Удивительные факты из жизни Андрея Белого
– В 1921-м году предсказал появление атомной бомбы строчкой: «Мир – рвался в опытах Кюри».
– В 1903 году предвидел собственную смерть «от солнца» (сборник «Пепел»).
– Отлично разбирался в точных науках. После смерти мозг писателя передали в Институт мозга для исследования.
Галина Мазненко, журналист