Есть такие книжки, которые кроме как живыми не назовешь. И герои ее настолько близки читателю, что кажется, протяни руку, и вот они рядом.
Это было очень давно. В 1925 году два молодых парня, Ленька Пантелеев и Григорий Белых, принесли заведующему петроградским губернским отделом народного образования огромную рукопись своего первого романа.
- Мы написали книгу о школе Достоевского, - пояснили они.
Школа Достоевского была интернатом полу-тюремного типа. "Обработку" там проходила самая изощренная публика. И хотя школу периодически сотрясало от нескончаемой бузы воспитанников, особенно в последнее время, в ГубОНО (губернском отделе народного образования) все-таки признавали успехи, достигнутые педагогическим коллективом во главе с заведующим школой Сорокой-Росинским в деле перевоспитания трудных подростков.
Оба юноши оказались бывшими беспризорниками, воспитанниками школы Достоевского, покинувшими её стены не более двух лет назад. Сейчас они сидели напротив Лилиной в некоторой растерянности. Они не представляли, кому показать эту рукопись и вообще, что с ней делать дальше. Лилина в свою очередь явно не понимала, что можно было в таком количестве написать о школе-интернате. Да и писатели особого доверия не внушали: обоим было не более 19 лет.
Скорее по доброте душевной Лилина согласилась оставить у себя рукопись.
- Я полистаю, посмотрю. Загляните через недельку.
Размышляя о том, насколько идиотской была затея отдать рукопись Лилиной, ребята даже не подозревали о том, как улыбнулась им судьба!
По совместительству Лилина заведовала детским отделом Госиздата. Рукопись, как ни удивительно, произвела на нее большое впечатление. За время, пока юноши по какой-то причине исчезли и не возвращались, она направила рукопись своему помощнику и консультанту по издательским делам С. Я. Маршаку.
Когда ребята объявились снова, Злата Ионовна немедленно отправила их на Невский проспект в Дом книги, где их уже ждали Маршак, Олейников, Шварц. Ребята оказались в лучшей редакции того времени...
Дальнейшие события закрутили ребят с неимоверной быстротой. Всего через год рукопись, слегка "причесанная" рукой Шварца и Маршака, и дополненная иллюстрациями Тырсы, воплотилась в талантливейшую книгу...
...Книгу, о которой быстро заговорили. Книгу, которая неожиданно приобрела огромную популярность у читателя и стала настоящим событием в литературе. Книгу, которая вызвала небывалый резонанс и полемику в литературных и педагогических кругах. Книгу, которая в последующее десятилетие выдержала еще 10 изданий на русском языке, и была переведена на многие языки мира. Книгу, которой с упоением будут зачитываться миллионы советских, да и российских уже подростков. Книгу, которая, наконец, через 40 лет будет талантливо экранизирована.
«Республика ШКиД» - уникальная книга. Каждый герой в ней имеет реальный прототип, а жизнь в Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского сокращенно ШКИД полна разных событий: веселых и драматических, приключенческих и повседневных, печальных, радостных, мелодраматических… В общем, все как в жизни.
В детском доме обитает толпа подростков – бывших беспризорников, изучающих окружающих и жизнь. Вечными спутниками ребят в этой борьбе за выживание являются голод, холод и последствия Гражданской войны. Тяжело жить молодым в молодом государстве, но на их стороне извечный оптимизм подрастающего поколения.
Мутное, жестокое время 20-х годов прошлого века вынесло на улицы многие тысячи беспризорных подростков. В голодном Петрограде они воруют, грабят, иногда идут на ещё более жестокие преступления. Кто-то попадает в обычные детские дома, а совсем уж неисправимые – в школу для «дефективных» имени Достоевского, которой пугают не поддающихся воспитанию. Что же с ними делать, голодными, озлобленными, признающими лишь силу и власть воровских законов? Впрочем, не все они такие. Они разные. Но теперь им предстоит вместе жить, учиться и в конце концов войти в нормальную жизнь.
Кажется, дали крышу над головой, питание – живи и радуйся. Ан нет! Если бы это было так, получилась бы сказка. Но авторы, бывшие беспризорники, написали очень искренне обо всём – о победах и неудачах своих и педагогов, многие из которых оказались совершенно растерянными перед необычными воспитанниками. Но те, кому хватило сил, терпения и мужества работать с этими ребятами, вызывают у них искреннее уважение. Правда, далеко не сразу. Поначалу «халдеев» будут всячески испытывать, зачастую очень зло и изощрённо, чего многие попросту не выдерживают.
Эта книга о воспитании человека как личности. Казалось бы, отбросы общества, которые сами себе-то не нужны, не то, что другим, вдруг получают еще один шанс. Пусть не сразу, постепенно – а как иначе? – из злых подростков, живущих воровством, начинают формироваться интересные, многогранные личности.
Весь вопрос знаете в чем? В доверии. Недоверие убивает, а доверие окрыляет личность, особенно подростковую душу. Суть педагогического метода Викниксора – так прозвали директора ШКИДы – в доверии. Каждому своему ученику, даже самому отпетому негодяю он выдавал свой кредит доверия.
И конечно, творчество. Ничто так не развивает человека как творческий процесс: постановки, стенгазета, театр, сценки… Жизнь подростков становится яркой и насыщенной.
Героев ждет разное, но всегда, чтобы ни случилось, они находят выход из ситуации и остаются хорошими людьми с непростым прошлым.
В книге не стоит искать красивых фраз, предложений, необычных сравнений или же захватывающего сюжета. Наверное, всего этого здесь и не должно было бы быть. Но она написана так, что всей душой прикипаешь к жителям этой маленькой, но очень своенравной республики. Есть в повести что-то очень искреннее и настоящее, несмотря на советскую пропаганду, несмотря на то, что все изменилось. Хотя… нет. Живое и настоящее не меняется никогда.
По повести был снят замечательный одноименный фильм, в котором прозвучала теперь уже знаменитая жалостливая песня про кошку с четырьмя ногами.
С вами был Кащей Б. Смертный. Наслаждайтесь жизнью и всегда помните, что каждый достоин второго шанса.