«И главное - я ведь знаю,
Как меня будут любить…
Через сто лет ».
Марина Цветаева

Наша жизнь полна событий, эмоций, вдохновений, потрясений, сюрпризов – как плохих, так и хороших. Много в ней суеты, сиюминутных впечатлений. И как трудно бывает остановиться и просто посмотреть на звезды, солнце, увидеть, что уже пожелтела листва, послушать пение птиц, пообщаться с людьми, открыть томик любимого поэта. У меня на полке среди любимых книг стоит сборник стихотворений Марины Цветаевой, ее стихи то волнуют, то действуют как успокоительное, но обязательно вызывают эмоции. Марина Цветаева - это поразительный феномен не только русской поэзии, но прежде всего русской культуры. Однажды она написала в дневнике: «Жизнь – вокзал, скоро уеду, куда – не скажу…» Это была ее формула судьбы, вечно уходящей куда-то: совсем и со всем. Это была ее формула жизни: она жила то расставаниями, то ожиданиями, любила свое одиночество и ужасно страдала от него. Наконец, - это была ее формула быта – ни «вечного угла», ни домашнего уюта, все разбросано, скомкано, временно – как в пристанционном буфете, и все вечно, как тот рассвет на рельсах, в котором
Без низости, без лжи:
Даль – да две рельсы синие…
Эй, вот она! – Держи!
По линиям, по линиям…
Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора изящных наук, историка, основателя Музея изобразительных искусств, и пианистки Марии Александровны Мейн. Это было одно из самых известных семейств в Москве. Нравственные нормы в семье были самыми высокими: материальное и внешнее считалось низким, недостойным, деньги – грязь, политика – грязь, главное – защита униженных и оскорбленных – это Марина уяснила четко. Мать, Мария Александровна, великолепно играла на рояле, она стремилась научить своих детей музыке, стихам, любимым книгам. Читала девочкам Чехова, Короленко, М. Твена, чуть позже Пушкина, Данте, Шекспира. В юности среди ближайшего окружения сестер Цветаевых, Анастасии и Марины, были и ученики отца и писатели. В анкете Марина назовет любимые с детства четыре вещи: это музыка, природа, стихи, одиночество.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Рябина стала символом судьбы, тоже полыхнувшей ненадолго алым цветом и горькой.
Лучше всего о детстве и юности Марины, о том, что её окружало и чем жила её душа, рассказывает сборник стихов «Вечерний альбом», который она выпустила ещё гимназисткой. Эта книга имела большой успех, «Вечерний альбом» похвалили Николай Гумилев и Максимилиан Волошин (ставший другом Марины на долгие годы).







Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный
31 августа 1941 года Марины Ивановны Цветаевой не стало, её нашли повесившейся…Перед смертью она написала несколько предсмертных записок: «Я больше не могу, я больной человек. Так лучше. Дальше было бы хуже…». Похоронили Цветаеву в Елабуге. А потом не оказалось ни цветов, ни могилы, лишь строчки из её поэтического «Надгробия»:

И если где-нибудь ты есть –
Так – в нас. И лучшая вам честь,
Ушедшие – презреть раскол:
Совсем ушел. Совсем - ушел…
Дорога цветаевских стихов к читателю оказалась долгой и такой же тернистой, как сама жизнь их автора. Возвращение к читателям России произошло в 1956 году, в 1961 году пошли сборники избранных произведений. Творческое наследие Цветаевой: более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 прозаических вещей. Хочется надеяться, что пронзительное и страстно-трагическое творчество женщины - поэта затронут душу и сердца молодых читателей, откроют дверь в волшебную «цветаевскую» страну.