
Имя Николая Степановича Гумилева давно вошло в сокровищницу мировой литературы наравне с именами других поэтов Серебряного века. Но и по сей день его называют «непрочитанным» и самым экзотическим, редким поэтом. Действительно, знание Гумилева дальше «конквистадора в панцире железном», капитанов, рвущих из-за пояса пистолет, «так что сыплется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет», да «изысканного жирафа», который бродит на «озере Чад», не идет. И это не удивительно. Поэт только недавно вернулся к своим читателям после десятилетий советского забвенья.

Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте в семье корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева и его жены Анны Ивановны, урожденной Львовой. По выходу отца в отставку, семья переехала в Царское село, а оттуда – в Тифлис. В газете «Тифлисский листок» в 1902 году было напечатано первое стихотворение Гумилева «Я в лес бежал из городов…». Учился Николай плохо, гимназию окончил только в 20 лет в Царском селе. Там же, учась в последнем классе, выпустил сборник стихов «Путь конквистадоров». После окончания гимназии Гумилев уехал учиться в Париж, в Сорбонну. Правда, в Сорбонне он учился не лучше, чем в гимназии, зато затеял издание литературного журнала «Сириус». Среди авторов оказалась Анна Горенко (известная нам как Анна Ахматова), его будущая жена.

В Париже вышел сборник стихов Гумилева «Романтические цветы», который он посвятил Анне. Может быть, самое известное и, безусловно, одно из самых пленительных стихотворений сборника «Романтические цветы» на «африканскую» тему – «Жираф». Оно построено как монолог, но одновременно это и диалог с прелестной девушкой, которая своим взглядом, с печалью, а потом и слезами откликается на рассказ о чудесном озере, невиданной стране и невиданном жирафе.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко на острове Чад Изысканный бродит жираф.
Увлеченный мечтой об Африке, поэт совершил поездку туда, навсегда после этого заболев любовью к черному материку. Вторая экспедиция в Африку была согласована с Академией наук и состоялась в 1913 году. Африканские стихи поэта говорят о том колдовском очаровании, которое имел для него этот материк: он называл его «исполинской грушей», висящей «на дереве древнем Евразии». Коллекция, привезенная им из Африки, по мнению специалистов, стоит на втором месте после коллекции Миклухо Маклая, а чего стоят его «Африканский дневник» и книга стихов «Шатер» - замечательное описание дальней земли.

В 1910 году выходит его третья книга – «Жемчуга». Гумилев становится лидером литературного течения – акмеизма, от греческого «акме» - «пик, максимум, цветение». Об этом надо рассказать чуть-чуть подробнее.


В 1911 году при участии Н. Гумилева был основан «Цех поэтов», куда вошли талантливые молодые авторы. Акмеизм рождался под насмешки: никто не воспринимал его всерьез, но из этого литературного течения вышли три крупнейших поэта России: Гумилев, Ахматова и Мандельштам. Акмеизм провозглашал точность слова, материальность, предметность тематики и образов. Во время революции «Цех поэтов» распался. В 1921 году его воскресил Гумилев. Все эти годы шли ожесточенные споры между А. Блоком и Гумилевым, старым кумиром читающей публики и новым. Блок и Гумилев - две противоположности русской поэзии. Блок – сама стихия лиризма. Гумилев, напротив, чужд лиризму, он тяготел к чистой изобразительности. Не случайно его стихи зрительно воспринимаются как полотна живописца. Любимый прием Гумилева – рассказать «историю» или описать что либо: жирафа, портовую таверну, Венецию, осенний день…

Основные темы его стихотворений - тема мужества и страданий, гибели и смерти и еще любовь. Он искал вечно ускользающий идеал. Первая настоящая любовь и первое любовное крушение – Анна Ахматова. В людской памяти и в мире поэзии их имена всегда стоят рядом. Они познакомились, когда Анне было 14, а Николаю – 17 лет. В 1910 году поженились, в этом браке родился сын Лев – будущий блистательный ученый Лев Николаевич Гумилев. Об их семье, их любви написано много воспоминаний. Лучше всего об этом говорят их стихи.
Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. …А я была его женой. Анна Ахматова. 1910.
Любовь получилась странной, брак еще более странным. Два поэта в одной берлоге? Конечно, они не ужились. Об личной драме Гумилев говорит своими стихами.
Я знаю, жизнь не удалась…и ты, Ты, для кого искал я на Леванте Нетленный пурпур королевских мантий, Я проиграл тебя, как Дамаянти Когда-то проиграл безумный Наль.
Семейная жизнь Николая Гумилева и Анны Ахматовой не была безоблачной, но эти два удивительных человека любили друг друга. Они пережили всю красоту и все безумство любви, далее каждый пошел своей дорогой, навстречу своим трагедиям.

О Гумилеве часто говорили, что он одновременно поэт, путешественник и воин. Первая мировая война виделась ему не как «страшный путь», а как «правое дело». Патриотический порыв охватил тогда все русское общество. Но едва ли не единственный среди видных писателей Н. Гумилев записался в добровольцы в кавалерию, несмотря на то, что был освобожден от воинской повинности из-за астигматизма. За короткое время он стал прапорщиком и был награжден двумя Георгиевскими крестами – за бесстрашие, поистине легендарную храбрость и мужество.
Знал он муки голода и жажды, Сон тревожный, бесконечный путь, Но святой Георгий тронул дважды Пулею нетронутую грудь…
Неизвестно как бы воспринял поэт революцию, в это время он получил назначение в Париж. В анкете на вопрос о политических взглядах Н. Гумилев ответил: аполитичен. К этому времени многие уже покинули Россию, а он возвращается на родину в 1918 году. Гумилев много работает. Активная творческая и организаторская деятельность сделала его одним из самых значительных литературных авторитетов.

Замечательный поэт, известный путешественник, профессор Николай Степанович Гумилев был арестован 3 августа 1921 года по подозрению в контрреволюционном заговоре и в ночь на 26 августа расстрелян. Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно. Только в 1989 году по ходатайству академика Д.С. Лихачева прокуратура вернулась к этому делу. Поэт был реабилитирован.
Поэты профессионалы и любители черпают вдохновение в творчестве великого русского поэта Н. С. Гумилева. Его стихотворения любят геологи и моряки, люди разных профессий и возрастов, у кого душа стремится к неизведанному и высокому.




Где именно находился дом Гумилевых неизвестно. Зато выяснили - из историко-статистического описания церквей и монастырей рязанской епархии от 1891 года - что поколение священников - Гумилевых служило здесь два века. Гумилёв Прокопий упоминается в исторических документах, как священник Рязанской епархии, и его сын, Григорий Прокопьевич, это священник Христорождественской церкви.Эта церковь сохранилась до наших дней.

Из родословной видно, что дочь Григория Гумилева Матрена вышла замуж за Якова Панова, но, фамилию свою сохранила.
Это тоже интересная история! Дело в том что Григорий Прокопьевич был единственным сыном священника Рязанской губернии Прокопия Гумилёва. И у него самого сыновей не было, а оставить приход он мог только продолжателю рода. И вот Григорий Гумилёв ставит условие отцу Якова: «Матрёну, дочь мою, отдам за твоего сына при одном условии: после венчания твой сын будет на нашей фамилии!» Отец сказал жениху условие, тот так любил девушку, что без колебаний согласился на все условия. Так дед поэта стал носить фамилию не Панова, а Гумилёва. В этом браке родился Степан Гумилев - отец поэта.
Степан Яковлевич, по традиции, тоже должен был стать священнослужителем, и он, по желанию отца, поступает в рязанскую духовную семинарию. Но душа его тянулась к светской профессии. И, по окончанию семинарии, он поступает в Московский университета на медицинский факультет. И работает затем корабельным врачом в Кронштадте».
А в Кронштадте, как нам известно, появился на свет Николай Гумилев - человек, который обращал в поэзию всю свою жизнь...