Никто не знает, когда на Руси появились первые сказки. Они относятся к числу древних произведений и долгое время «сказываютcя» многими людьми, передаются от поколения к поколению, становятся мудрее и красивее. Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию, вместо лекции стал читать студентам сказку:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле Жил старик в одном селе.
Разгадав этот ребус, вы узнаете название сказки, которую читал профессор Петербургского университета.

Разгадали?


А в 9 лет родители отправили Петра и его брата Николая учиться в тобольскую гимназию, которую он закончил в 1830 году с отличием и поступил в Петербургский университет. Но учиться ему не хотелось. Университет закончил благодаря необъяснимому везению: готовясь к экзаменам, Пётр выучил только один билет, и именно он ему достался. В студенческие годы Ершов знакомится с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, уже знаменитыми тогда поэтами. На их суд и отдал девятнадцатилетний студент своё первое крупное произведение – сказку «Конёк-Горбунок», прочитав которую Пушкин с похвалою сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». И вот уже более 180 лет Конёк-Горбунок – настоящий друг детей: верный, находчивый, преданный.
На земле и под землёй
Он товарищ будет твой,
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит.
«Проскакав … во всю долготу и широту русской земли, он … тешит люд честной, старых и малых, и сидней и бывалых, и будет тешить их, пока русское слово будет находить отголосок в русской душе …» Окончив университет, Ершов хотел стать профессиональным литератором. Однако скоропостижная смерть отца, а потом и старшего брата вынудили Петра отправиться в Тобольск к матери. Из Петербурга он уезжал с широкими творческими планами: путешествие по Сибири, издание журнала, изучение истории, жизни, быта сибирских народов. В Тобольске Ершов работает преподавателем, потом инспектором, а позже и директором гимназии, мечтая о просвещении народов Сибири. Его одиночество скрадывают встречи с друзьями: декабристом Кюхельбекером, композитором Алябьевым, и организованный им гимназический театр. Ершов не оставляет и поэтическое творчество. Но ни одному из его последующих произведений – многочисленных стихотворений, поэм, рассказов, эпиграмм – не удалось прославиться. В 1865 году в Тобольск приходит весть о постановке в столице балета «Конёк-Горбунок». Ершов был рад этому.

Последние годы жизни поэта омрачены болезнями и заботой о деньгах на содержание своей семьи. Пенсия его была очень скудной, порой средств не хватало даже на самое необходимое. В одном из своих писем Ершов признавался: «…не знаю, как согреть руки, а уж о писании и думать нельзя».


Ещё при жизни поэта сказка издавалась 7 раз, издаётся и поныне. Со времени её существования она выходила в свет не менее 130 раз на разных языках мира. И скачет Конёк-Горбунок от одного поколения людей к другому, и весёлый стук его копыт прозвучит ещё для многих читателей.
