Многие любят путешествовать, или читать о путешествиях и приключениях. Дети – тоже не исключение. И большинству из нас знакома сказка «Лягушка – путешественница», в


Писатель родился 14 февраля 1855 года в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатерининской губернии. Отец его, офицер Михаил Егорович Гаршин был древнего рода, который восходил к мурзе Горше, выходцу из Золотой Орды. Когда Всеволоду было 5 лет, мать его, Екатерина Степановна Акимова, ушла от мужа, взяв мальчика с собой. Но отец вернул его, и до 8 лет он жил с отцом. Всеволод тяжело переживал разлуку с матерью, но жалел отца. Семейная драма сказалась на здоровье мальчика. Эти годы любимым занятием маленького Севы было чтение. Причём, читал он всё подряд, даже журнал «Современник» и солидные романы: «Что делать?», «Собор Парижской Богоматери». Конечно, это сказалось на его необыкновенно раннем умственном развитии. А с 8 лет мать отдала его в Петербургскую гимназию. Учился Всеволод с ленцой, даже два года просидел в одном классе. Но он мог похвастать


Учение в институте было прервано военными событиями. В 1877 году началась война с Турцией за освобождение балканских славян. Гаршин ушёл добровольцем в действующую армию и принял участие в походе. В сражении он был ранен в ногу, а после лечения в госпитале, вернулся в Петербург. Впечатления о военном походе легли в основу рассказов «Четыре дня», «Очень короткий роман», «Трус», «Денщик и офицер» и другие, которые должны были составить книгу «Люди и война». Гаршин – мастер психологического рассказа. Размышляя о войне, он осуждал её, считая бессмысленной и безнравственной. Всеволод поддерживал дружеские отношения с молодыми художниками – передвижниками. А позже Илья Ефимович Репин, которого поразили «Гаршинские глаза, особенной красоты, полные серьёзной стыдливости…» напишет его портрет.




Но Всеволод Михайлович Гаршин был человеком неуравновешенным. Он видел и понимал многое и поэтому часто страдал, впадал в депрессию. Житейская грязь, людское недоброжелательство, зависть, эгоизм поражали его на каждом шагу. В разговоре с одним из своих современников, Гаршин говорил: «Как мне хотелось бы, чтоб у меня выросли крылья, чтобы я мог с высоты птичьего полёта обозреть землю, чтоб она была у меня вся, как на ладони, и я мог бы заглянуть во все её углы. Но, увы, я знаю, что это только моя мечта, и потому не считаю себя счастливым…»


Всеволод Михайлович Гаршин был писателем, наделённым безграничной отзывчивостью к чужому горю. Он был тонкий психолог и человеколюбец. Это хорошо понимали его лучшие друзья. Поэтому они считали, что его боль – боль общечеловеческая, и Гаршину должно быть отведено почётное место в литературе.