
Восхищает его стремление быть полезным своей стране. Дело в том, что в 20 лет молодой человек был принят в высшем свете, бывал на балах, музыкальных вечерах, спектаклях. Но такая жизнь его тяготила, и он решает сменить пустую болтовню светских гостиных на настоящее дело и уезжает служить на Кавказ. А ведь мог жить беспечно и счастливо в столицах.
Военная служба на Кавказе в те времена была опасной: шла война с отрядами горцев, объединившихся под предводительством Шамиля. Сначала Толстой участвовал в военных действиях волонтером, затем успешно сдал экзамен на фейерверкера и был зачислен прапорщиком, то есть младшим артиллерийским офицером на военную службу. Когда началась Крымская война, Лев Толстой находился в Дунайской армии. Однажды он чуть не попал в плен к чеченцам, когда их отряд двигался из крепости Воздвиженская в Грозную. Толстой мог легко ускакать, так как под ним была очень резвая лошадь, но он не посмел оставить своего приятеля, лошадь которого отставала. Однако они удачно отбились и прибыли в Грозную за подкреплением.

В ночь с 10 на 11 марта 1855 г. он принял участие в ночной вылазке под командованием генерала С. А, Хрулева, после чего записал в своем дневнике, что рад был оказаться в числе участников этой операции.
Позже очевидцы недоумевали, каким образом Толстой умудрился уцелеть среди непрерывного страшного побоища, когда он будто нарочно нарывался каждый день на опасности.
В апреле-мае 1855 г. Толстой со своей батареей находился на самом трудном месте Севастопольской обороны – на знаменитом четвертом бастионе. Здесь, командуя тремя орудиями, он пробыл полтора месяца, показав себя человеком выдержанным и смелым. Жизнь в тяжелых условиях бок о бок с солдатами и матросами, несмотря на опасность, нравилась Толстому. Здесь проявились лучшие черты его характера: храбрость, выдержка, мужество. На

Толстой был полон решимости: действовать против того, что считал злом, пером, словом и силою. Под грохот орудий четвертого бастиона, окутанный пороховым дымом, Лев Николаевич начал писать свой первый рассказ о героической обороне города «Севастополь в декабре месяце», принесший ему литературную славу. За ним последовали два других: «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 г.». Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Это правдивый исторический документ. Писатель – очевидец, ему не надо придумывать, домысливать, ведь действительность намного богаче фантазии. В его рассказах «строгая, ни в чем не отступающая от тех событий, правда».
Город и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово «покой». Солдаты и матросы трудились под снегом и проливным дождем, полуголодные, истерзанные. Велась отчаянная, неравная борьба, не стихавшая почти целый год. Солдаты не считали себя героями, они выполняли свой долг. Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей. В Севастополе, в обстановке героической обороны, Толстой возмужал и духовно вырос. Его дневники и письма той поры говорят о восхищении писателя душевным величием простого народа, вставшего на защиту родной земли. Именно тогда Толстой хорошо изучил характер русского солдата. В офицерском обществе он чувствовал себя одиноко. А ведь он – граф, выходец из знатного дворянского рода. Но простые солдаты больше привлекали его. В них он ценил простоту, веселость и удальство, доброе сердце, стойкость и мужество. Л. Н. Толстой оставался

Но военная служба не могла занять Толстого всецело. На Кавказе Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем, одним из самых известных и почитаемых во всем мире.