Зинаида Гиппиус олицетворяет Серебряный век. Поэтесса, писательница, драматург, критик. Она по праву считается одним из идеологов русского символизма.
Детство: странная девочка
20 ноября 1869 года в городе Белёве Тульской губернии, у юриста Николая Романовича Гиппиуса и его жены Анастасии Васильевны родилась дочь, которую назвали Зинаидой. Николай Романович проходил здесь службу после окончания юридического факультета. Его профессия влияла на жизнь семьи: постоянного места жительства фактически не было. Будущая поэтесса ребёнком успела пожить в Харькове, Санкт-Петербурге, Саратове. Лишь в 1880-м году её отец получил должность судьи, и семья поселилась в маленьком городке Нежине. Здесь не было женской гимназии, поэтому Зину отдали в Киевский институт благородных девиц. Однако не прошло и полгода, как родителям пришлось забрать дочь: она так тосковала по дому, что большую часть времени не училась, а находилась в лазарете. Окружающие находили её странной девочкой, не похожей на других. И это неспроста: в семь лет она писала стихи. Отец, которого она обожала, понимал её как никто. Поэтому для неё было сильным потрясением его смерть от туберкулеза. После этого горя Анастасия Васильевна, оставшись практически без средств, была вынуждена с дочерями переехать в Москву. Здесь Зину вновь отдали в гимназию, но беда шла по пятам. Спустя полгода учебы у неё тоже выявили туберкулез. Мать, опасаясь, что все девочки унаследовали от отца склонность к болезни лёгких, приняла решение ехать на юг. Сначала семья жила в Крыму, потом перебралась в Тифлис, где были родственники. Домашнее обучение стало единственным способом для Зинаиды получить образование. Точные науки её не интересовали. Ей нравилось читать, вести дневники и писать стихи. Сначала шуточные, в основном о членах семьи. Поэтому окружающие звали её «поэтессой», признавая литературный дар.
Дмитрий Мережковский
Здесь, в Тифлисе, решилась её судьба. Ей было 19 лет, когда на танцах в дачном местечке Боржоми Зинаида познакомилась с 22-летним Дмитрием Мережковским. О нём говорили, что он йог. Поводом для этого стало то обстоятельство, что он не ел мяса и в основном молчал. В день знакомства они ушли вместе и целый год переписывались, с каждым письмом осознавая, что их свела судьба. Так они подошли к важному для обоих шагу – идти по жизни вместе. Первое, в чем совпадение было стопроцентным – сделать из свадьбы… скучное мероприятие. Они пришли в церковь одетые совершенно буднично: Зинаида в сером костюме, Мережковский – в шинели. Священник провёл обряд, и молодые пошли домой, где каждый занялся чтением.
Санкт-Петербург
Пройдет совсем немного времени и дом Мережковских станет известен в литературных и философских кругах. Все молодые мыслители и начинающие писатели будут мечтать о литературных вечерах, которые здесь устраивались. И «жемчужиной» этих вечеров была Зинаида Гиппиус. В те годы она выступала как поэт во многих известных журналах – в «Северном вестнике», «Вестнике Европы». Главными темами стихов и рассказов были жизнь, любовь, народ, Родина. Как отмечали позднее критики, задолго до Цветаевой и Ахматовой она вышла из круга так называемой женской литературы.Литературно-критические статьи Зинаиды Гиппиус выходили под псевдонимом Антон Крайний. Сочинения её называли едкими, злыми, жесткими, но всегда умными. Она стремилась к познанию трёх вещей – человека, любви и смерти. Среди лучших произведений того времени стоит выделить стихотворения: «Снег», «Почему», «Любовь одна», Бессилие», «14 декабря», «Она не погибнет», «Так и есть», «Секло», «Крик».
Зинаида Гиппиус и Сергей Есенин: знакомство
Она помогла проявиться таланту многих будущих классиков русской поэзии. Например, при ее содействии состоялись дебюты Александра Блока, Осипа Мандельштама и рязанского поэта Сергея Есенина, который в то время был неизвестен. Именно Гиппиус принадлежит первая рецензия на его стихи. Но по порядку.
Знакомство Зинаиды Гиппиус и Сергея Есенина состоялось в марте 1915 года. Александр Блок пригласил его в свой круг, а вскоре и в салон Мережковского. Есенин, «который на первых порах изо всех сил выстраивал имидж поэта из рязанской деревни», пришел в салон в валенках. Гиппиус рассматривала его в монокль. В статье «Современники и Синхронисты» Виктора Шкловского сцена знакомства представлена так:
«— Что у вас за странные гетры? — спросила Зинаида Николаевна, рассматривая ноги Есенина через лорнет.
— Это валенки, — ответил Есенин».
В статье Гиппиус «Земля и камень», опубликованной в журнале «Голос жизни», читаем следующее:
«Пред нами худощавый девятнадцатилетний парень, желтоволосый и скромный, с веселыми глазами. Он приехал из Рязанской губернии в Питер недели две тому назад, прямо с вокзала отправился к Блоку, – думал к Сергею Городецкому, да потерял адрес. В Питере ему все были незнакомы, только что раньше «стишки посылал». Теперь сам их привез, сколько было, и принялся раздавать «просящим», а просящих оказалось порядочно, потому что наши утонченно – утомленные литераторы знают, где раки зимуют, поняли, что новый рязанский поэт – действительно поэт, а у многих есть даже особенное влечение к стилю подлинной «земляной» поэзии. Девятнадцатилетний С. Есенин заставляет вспомнить Н. Клюева, тоже молодого поэта «из народа», тоже очень талантливого, хотя стихи их разны. Есенин весь – веселее, у него тон голоса другой, и сближает их разве только вот что: оба находят свои, свежие, первые и верные слова для передачи того, что видят. В стихах Есенина пленяет какая-то «сказанность» слов, слитость звука и значения, которая дает ощущение простоты. Если мы больше и чаще смотрим на слова (в книгах), чем слышим их звуки, – мастерство стиха приходит после долгой работы; трудно освободиться от «лишних» слов. Тут же мастерство как будто данное: никаких лишних слов нет, а просто есть те, которые есть, точные, друг друга определяющие. Важен, конечно, талант; но я сейчас не говорю о личном таланте; замечательно, что при таком отсутствии прямой, непосредственной связи с литературой, при такой разностильности, Есенин – настоящий современный поэт.... Есенин так молод, а время так быстро, что он может еще завянуть на корню. Пока невиданный Питер не слишком удивил и пленил его. Любопытно; однако, не очень. …».
Отторжение
К лету 1916 года отношения поэта и Гиппиус начали портиться. Есенин всё больше проявлял свой характер и независимость. К 1918 году Зинаида Гиппиус воспринимала Есенина как предателя интеллектуальной и культурной элиты. В её дневнике этого года его имя в списке «перебежчиков», тех, кто сотрудничал с большевистской властью. Это было оскорблением для Есенина. Он никогда не стремился примкнуть к большевикам, хотя находился в центре революционных событий. Отношения двух поэтов завершились на вечере в Тенишевском зале. Гиппиус публично отказалась пожать Есенину руку. Это было оскорблением.
В 1925 году Гиппиус опубликовала статью, в которой уже прямо обвинила Есенина в сотрудничестве с большевиками. Есенин ответил на это статьёй «Дама с лорнетом», где он не сдержался и перешёл на ругань, назвав Гиппиус «лживой и скверной», а также «безмозглой дамой».Даже после смерти поэта Зинаида Гиппиус не изменила своего мнения и в статье «Судьба Есениных обвинила его в «смычке» с большевиками и в отсутствии истинных культурных корней. По её мнению, он был всего лишь «русским самородком», которому не хватало глубины и интеллектуального фундамента. Как отмечают критики, конфликт между поэтами был больше, чем просто личная неприязнь. Это была битва за литературное признание, за место в истории русской поэзии.
Революции
Однако дух революции был не чужд поэтессе. Первая русская революция 1905 года её вдохновила. В 1908 году вышел сборник рассказов «Черное по белому», в 1912-м она издала еще один сборник – «Лунные муравьи». В 1911 году из печати выше роман «Чертова кукла», спустя два года еще один роман – «Роман-царевич». Гиппиус считала революцию началом социального преображения. Но вот та, что произошла воктябре1917 года не нашла в ее душе отклика. Только враждебность. Вместе с Дмитрием Мережковским она уехала во Францию. В Париже поэтесса продолжала писать стихи, публицистику, воспоминания, резко критиковать СССР, в падении которого была уверена. Здесь устраивались заседания знаменитого клуба «Зеленая лампа», на которые приходили литераторы-эмигранты. Она давала деньги нуждающимся писателям и помогала Тэффи с ее благотворительными вечерами. Но тоска по России преследовала её.
***
Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне ещё увидеть
Родную мою Россию.
Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.
Зинаида Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года. Через неделю после окончания Второй мировой, в которой русские победили фашизм. Последние годы жизни она посвятила работе над биографией Дмитрия Мережковского, которого она пережила на четыре года. Но книга осталась неоконченной. Произведения Зинаиды Гиппиус не издавались в России до 1990 года.
Галина Мазненко, журналист