Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме. Если Вы не нашли требуемую информацию, посетите старую версию сайта

Владимир Высоцкий

Его творчество было как крик, как стон сердца…

М. Ульянов



25 января исполняется 75 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Яркий и многогранный человек-творец, имеющий миллионы искренних ценителей своего творчества, Высоцкий жил не как все, а споря с общественным мнением, нашел свой единственный и неповторимый путь.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. Отец его, Семён Владимирович, был военным связистом. Мать, Нина Максимовна - переводчицей с немецкого языка. О перечёркнутом войной детстве рассказывать Высоцкий не любил. А выпали на его долю совсем не детские испытания:

Не боялась сирены соседка,
И привыкла к ней мать понемногу,
И плевал я - здоровый трёхлетка –
На воздушную эту тревогу! -

вспоминал Высоцкий в своей "Балладе о детстве".
В начале войны маленький Володя с мамой два года жил в эвакуации на Урале, в городе Бузулук.
В 1943 году возвратился в Москву.
В 1945 году Владимир пошёл в первый класс 273-й Московской школы.
В 1947—1949 годах с отцом и его второй женой проживал в г. Эберсвальде (Германия).
Осенью 1949 года Высоцкие перебрались в Москву, где Владимир поступил в 5-й класс мужской школы № 186. В это время семья Высоцких жила в Большом Каретном переулке, 15, который будет упомянут в его популярной песне.

В старших классах Владимир Высоцкий посещал драматический кружок Дома учителя, мечтал о театральном институте, однако по окончании школы по совету родных поступил в Московский инженерно-строительный институт. Но, не проучившись года, ушел из него, и в 1956 году поступил в Школу-студию МХАТ имени В.И. Немировича-Данченко на актерское отделение.
После окончания МХАТа некоторое время Высоцкий работал в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина и в Театре миниатюр. Но по-настоящему его актерский талант раскрылся в Театре драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, где Владимир Семёнович работал с 1964 года до конца жизни. Здесь Высоцкий был больше, чем ведущий актер. Он был символом театра, его притягательной силой. На спектакли с участием ВысоцкогоДобрый человек из Сезуана, 1964. Три роли: Второй бог, муж, Янг Сун.• Герой нашего времени, 1964. Драгунский капитан, отец Бэлы.• Антимиры, 1965. • 10 дней, которые потрясли мир,1965. Керенский, артист, анархист, солдат революции, часовой и другие.• Павшие и живые, 1965. Кульчицкий, Гитлер, Чаплин, Гудзенко.• Жизнь Галилея, 1966. Галилей. • Послушайте! 1967. Маяковский.• Пугачев. 1967. Хлопуша.• Мать, 1969. Власов - отец.• Берегите ваши лица! 1970.• Гамлет, 1971. Гамлет.• Пристегните ремни, 1975. Солдат.• Вишневый сад (А.П.Чехов). 1976, режиссер А. Эфрос. Лопахин.• В поисках жанра. Концертное представление, 1978.• Преступление и наказание, 1979. Свидригайлов. было невозможно достать билет.

С 1959 года Владимир Высоцкий начинает сниматься в кино. За 21 год им было сыграно 28 ролей:
1. "Сверстницы" – 1959, эпизодическая роль студента Петра (первая роль Высоцкого в кино, состоит из двух фраз).
2. "Карьера Димы Горина" – 1961, роль монтажника Софрона.
3. "713-й просит посадку" – 1962, эпизодическая роль американского морского пехотинца (несколько эпизодов).
4. "Увольнение на берег" – 1962, эпизодическая роль матроса Петра (несколько эпизодов).
5. "Штрафной удар" – 1963, роль гимнаста Юрия Никулина.
6. "Живые и мёртвые" – 1963, эпизодическая роль Весёлого солдата (три эпизода).
7. "На завтрашней улице" – 1965, роль бригадира Петра Маркина;
8. "Наш дом" – 1965, эпизодическая роль Радиотехника (один эпизод).
9. "Стряпуха" – 1965, роль Андрея Пчёлки.
10. "Я родом из детства" – 1966, роль капитана-танкиста Володи.
11. "Саша-Сашенька" – 1966, эпизодическая роль Актёра
12. "Вертикаль" – 1967, роль радиста Володи
13. "Короткие встречи" – 1967, роль геолога Максима.
14. "Война под крышами" – 1967, эпизодическая роль Полицая (в массовке, без слов).
15. "Интервенция" – 1968, роль Бродского (Воронова);
16. "Хозяин тайги" – 1968, роль Ивана Рябого;
17. "Служили два товарища" – 1968, роль поручика Брусенцова.
18. "Опасные гастроли" – 1969, роль Николая Коваленко (Жоржа Бенгальского);
19. "Белый взрыв" – 1969, эпизодическая роль Капитана (один эпизод).
20. "Четвёртый" – 1972, роль Четвёртого.
21. "Плохой хороший человек" – 1973, роль фон Корена (Высоцкий получил премию за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале в Таормине – Италия, 1974 г.).
22. "Единственная дорога", 1974, роль шофёра Солодова;
23. "Единственная" – 1975, роль Бориса Ильича;
24. "Бегство мистера Мак-Кинли" – 1975, роль Билла Сиггера;
25. "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" – 1976, роль Ибрагима Ганнибала.
26. "Они вдвоем" ("Ok ketten") (вариант перевода названия – "Их двое") – 1977, "Мафильм" (Венгрия), эпизодическая роль знакомого главной героини (один эпизод) (в главной роли – Марина Влади, роль Высоцкого в фильме переозвучена).
27. "Место встречи изменить нельзя" – 1979, роль капитана Глеба Жеглова (в 1981 году на проходившем в Ереване IX Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов за исполнение роли капитана Жеглова Владимир Высоцкий был награжден (посмертно) призом жюри. В 1987 году Владимиру Высоцкому была присуждена Государственная премия СССР (посмертно) за "создание образа Жеглова в телефильме "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен").
28. "Маленькие трагедии" – 1980, роль Дон Гуана, а также написано довольно много песен специально для кинофильмов. В 1960-1961 годах появляются первые песни Высоцкого. Это были песни в стиле «дворовой романтики» и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую «Подводную лодку», о которой его друг Игорь Кохановский впоследствии скажет: «Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась».
Творческое наследие Высоцкого обширно и разнообразно: около 600 песен, более 100 стихотворений, поэма для детей, прозаические произведения.
Только представьте себе - 600 песен! Это баллады и песни-сказки, сатирические песни и любовная лирика, песни о войне и песни на спортивные темы, песни о единоборстве с жестокой стихией, об испытании личности, о зарождении между людьми настоящей духовной близости. Трудно найти стороны жизни, которые бы Высоцкий не затронул в своем творчестве.
Очень дорога была поэту тема Великой Отечественной войны. Высоцкий смог как-то особенно донести до читателя правду о ней. «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой», «Две песни об одном воздушном бое» - эти произведения и по содержанию и по интонации обжигают силой, мощью и искренностью звучания. Главной своей песней о войне Высоцкий считал "Он не вернулся из боя"
Так вышло, что его песни военной тематики были адресованы не только прошлому, но и будущему. Поэтому с новой силой они зазвучали на афганской земле в блиндажах наших солдат, а потом – в Чечне. По свидетельствам молодых солдат, самым большим потрясением для них оказывалась именно гибель ближайших товарищей.

Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях Высоцкого. Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А Высоцкий увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах. Фронтовики были уверены, что он их боевой товарищ. Такая правда, такая ободранная до крови правда была в его военных песнях! А ему, когда началась воина, исполнилось три года. Моряки, шоферы-дальнобойщики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни. Как же Высоцкому это удавалось?
У Владимира Семёновича был редкий дар – он умел слушать собеседника. Сейчас часто встречаются люди, слушающие исключительно самих себя. И им уже не узнать ничего нового, поскольку ничего не услышать. А для Высоцкого общение с интересными людьми значило очень много. Он, как поэт, питался тем, что видел и слышал.
Высоцкий умел достойно держать себя. Ради успеха не поступался своими художественными принципами, не редактировал своих песен в угоду боязливым чиновникам. Поэтому попытки Владимира Семёновича при жизни опубликовать свои произведения в СССР не имели успеха. В книжном варианте было напечатано лишь одно стихотворение – «Из дорожного дневника» (1975 г.). Первая книга Высоцкого - «Нерв» - вышла в 1981 году, подтвердив трагический прогноз автора: «А все равно меня будут печатать! Хоть после смерти, но будут!»
18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в Театре на Таганке в своей самой известной роли Гамлета. 25 июля 1980 года, в 4:10 утра, Владимира Высоцкого не стало. Его хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...
По дороге на Ваганьковское кладбище, Марина Влади, жена Высоцкого, сказала одному из друзей мужа, Вадиму Туманову: «Я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!..» Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его диски и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты - труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. А в 1985 году вновь открытая работниками Крымской астрофизической обсерватории малая планета была названа ВЛАДВЫСОЦКИЙ. Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее. «Свой Высоцкий» есть и у меня. Это «Песня о друге» и «Баллада о любви».

"Баллада о любви" "Песня о друге"

Естественно, в одной статье невозможно исчерпать всё тематическое многообразие творчества Владимира Семёновича Высоцкого. Я не знаю кем он был больше всего. Актером? Поэтом? Певцом? Но точно знаю, что он был Личностью. Явлением. И этот факт в доказательствах не нуждается. Буду рада, если мой пост подтолкнет вас к более глубокому знакомству с творчеством Владимира Высоцкого.

24 января 2013
Патрикеевна
Это интересно
Национальные птицы
В 1960 году, в городе Токио на семнадцатой конференции Международного совета по защите птиц, было принято и внесено в общий обиход, такое понятие, как «национальная птица». Национальной птицей считалась выбранная и утвержденная большинством голосов. Сколько стран, столько и объяснений, по поводу выбора той или другой птицы. Учитывая то, что у каждой из стран своя история, религия и…
Самые известные почтовые марки мира
Столь привычная вещь, как почтовая марка, впервые появилась в обращении в 1840 году в Англии в качестве одного из элементов почтовой реформы. Сначала марки выпускались без зубцов. Они печатались листами, и во время продажи на почте, просто отрезались ножницами. Это было весьма неудобно и вызывало множество нареканий. Однажды почтовый работник Генри Арчер с помощью швейной машинки прострочил лист…