С именем Василия Баженова связано множество легенд и мифов, а сама личность этого гениального и непонятого творца стала для русской архитектуры знаковой.
Зданий, созданных Баженовым, осталось не так много, но мы знаем этого архитектора и по тем проектам, которые не были реализованы.
Василий Баженов родился в 1737 году в Калужской губернии, а детство провел в стенах Московского Кремля, где отец служил псаломщиком. Страсть к архитектуре проявилась очень рано: маленький Вася обожал рисовать здания и выдумывал свои.

Баженову хотелось превзойти все науки, изучить языки, повидать мир.
Его заметил Ухтомский, тот самый, который спроектировал Красные ворота в Москве.
Сын нищего дьячка, вчерашний мастеровой стал студентом, одним из первых, был зачислен в Московский университет, о большем и мечтать не хотелось.
«Его превосходительство Иван Иванович Шувалов, проведав про меня, взял в Санкт-Петербург и отдал учиться к архитектору Чевакинскому. Был я при строении церкви Николая Морского, при куполах и колокольне, потом Академия художеств мною первым началась». (Из автобиографии В.И. Баженова)
Все годы обучения в академии Баженов был в списке первых студентов. К 23 годам ему было пожаловано дворянство.

В Риме его проекты встретили аплодисментами.
Он с золотой медалью окончил Парижскую академию, первым из русских архитекторов получил звание профессора Римской академии, стал членом Флорентийской и Болонской академий.

После заграницы он вернулся в Санкт-Петербург, где Екатерина 2 по стечению каких-то обстоятельств не нашла ему применения.
Он уехал в Москву, в самое сердце России, жил и работал в Кремле.

Не была претворена в жизнь его вдохновенная творческая работа - проект Кремлевского дворца, дошедший до наших дней в чертежах и грандиозной модели; не получил завершения и один из наиболее поэтических ансамблей - подмосковная усадьба Царицыно.
Мечты и реальность
Окрыленный доверием Екатерины 2, он 5 лет трудился над макетом дворца – приемной императоров в Кремле.
На закладной дворца была выбита надпись «К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».
Тратились большие деньги на эту постройку, но потом Екатерина охладела, проходит время, меняется ее вкус. Это для мастера большой удар. Он остался без денег да еще с четырьмя детьми на руках, занимался благотворительностью.


В оранжерее перед домом находился парк, клетки с дикими животными. Люди примыкали к оградке, любуясь и садом и диковинными существами.
Петр Пашков решил построить большой дворец рядом с Кремлем.
Дом располагается напротив Кремля и с высоты этого здания можно смотреть на Кремлёвские башни.


Мир Царицыно
Дворцово-парковый ансамбль Царицыно - один из немногих проектов, за которым документально закреплено авторство Баженова. Но и этот проект реализовать полностью ему не удалось.
Екатерина II предложила архитектору создать проект и руководить строительством новой резиденции в Царицыно, дала ему полную свободу действий. Баженов был окрылён и с жаром принялся за работу. Архитектор планировал эту усадьбу как единое целое, как целый мир, где ничто не будет выделяться, всё будет равным: даже дворец императрицы не является здесь доминантой, органично вписываясь в ансамбль.
Когда строительство было практически завершено, а оно длилось почти 10 лет, Екатерина нанесла внезапный визит. Императрица заявила, что дворец слишком тёмный, что в нём невозможно жить, и потребовала снести часть построек. Вскоре, правда, она умерила пыл и потребовала менее радикальных изменений. Руководил «доводкой» усадьбы ученик Баженова - Матвей Казаков.

По стилистическим особенностям проект приписывается В.И. Баженову. Храм имеет два этажа. Снаружи церковь облицована белым камнем.

В последние годы жизни, при Павле I, Баженов в 1797 создал для него проект Михайловского (Инженерного) замка, контрастно противопоставленного городу именно в виде сурового замка, окруженного каналами с подъемными мостами (позднее засыпаны); архитектура украшена пышным, продуманным пластическим декором, включена в театрализованно-сложный ансамбль.
Михайловский замок был построен в 1797-1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Строительством руководил архитектор В. Бренна, который долгое время ошибочно считался автором проекта. Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.
Павел I назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и доверил ему масштабное исследование русской архитектуры. Архитектор с радостью принялся за дело и смог бы многое сделать, если бы его жизнь совершенно неожиданно для всех не оборвалась. Ему было 62 года.

Заповедная усадьба Красное
Прославился архитектор своими постройками и у нас на Рязанщине. В лесах Михайловского района спряталась красивейшая из провинциальных усадеб фаворита Екатерины 2, Александра Ермолова - заповедная усадьба Красное.

А.П. Ермолов, попав в 1785 году «в случай», получил от императрицы богатые пожалования. Это позволило ему начать перестройку родового имения Красное. Уже в 1786 году была заложена усадебная церковь Казанской Богоматери, на фронтоне которой красуется надпись:
«От щедрот великия Екатерины»
Усадьба в селе Красном состояла из пейзажного (английского) парка с проточными прудами и плотинами, господского дома, строгой классицистической церкви с мраморным иконостасом и двух круглых в плане построек - конного двора с небольшим манежем (утрачен) и скотного двора. Двухэтажный барский дом с мезонином, закруглёнными тамбурами и стрельчатыми окнами был выстроен на возвышении. Низкий цокольный этаж занимали хозяйственные службы. В мезонине до революции сохранялась Екатерининская комната, где якобы останавливалась сама государыня. После революции дом был разграблен.

Архитектор эффектно использовал контраст между белокаменными деталями и краснокирпичным фоном.

Сказочная постройка сейчас переделана под кельи, в конце 20 века усадьбы была отреставрирована и сейчас здесь расположено монастырское подворье.
Его называли бумажным архитектором, ему фатально не везло. Мешали обстоятельства, завистники. Его больше ценили в Европе, чем на родине. Но его гениальные замыслы потрясают до сих пор. Даже бумажные или воплощенные в макетах, они - чудо русской мысли.
В истории архитектуры Баженов занимает исключительное место. Наряду с Казаковым и Старовым его можно назвать основоположником русской архитектурной классики, не только повлиявшим на творчество современников, но и указавшим пути развития зодчества последующим поколениям русских художников.
Церковь в селе Знаменке, 1768 г.