Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Василий Баженов. История легендарного русского архитектора

Он многое успел осуществить, но многое осталось только на бумаге, за кадром.

С именем Василия Баженова связано множество легенд и мифов, а сама личность этого гениального и непонятого творца стала для русской архитектуры знаковой.

Зданий, созданных Баженовым, осталось не так много, но мы знаем этого архитектора и по тем проектам, которые не были реализованы.

Василий Баженов родился в 1737 году в Калужской губернии, а детство провел в стенах Московского Кремля, где отец служил псаломщиком. Страсть к архитектуре проявилась очень рано: маленький Вася обожал рисовать здания и выдумывал свои.

«...я отважусь упомянуть, что я родился уже художник. Рисовать я учивался на песке, на бумаге, на стенах и на всяком таком месте. По зимам из снегу делывал палаты и статуи». (из автобиографии В.И. Баженова)

Баженову хотелось превзойти все науки, изучить языки, повидать мир.

Его заметил Ухтомский, тот самый, который спроектировал Красные ворота в Москве.

Сын нищего дьячка, вчерашний мастеровой стал студентом, одним из первых, был зачислен в Московский университет, о большем и мечтать не хотелось.

«Его превосходительство Иван Иванович Шувалов, проведав про меня, взял в Санкт-Петербург и отдал учиться к архитектору Чевакинскому. Был я при строении церкви Николая Морского, при куполах и колокольне, потом Академия художеств мною первым началась». (Из автобиографии В.И. Баженова)

Все годы обучения в академии Баженов был в списке первых студентов. К 23 годам ему было пожаловано дворянство. Как одного из лучших его посылают за границу - сначала в Париж, затем в Италию.

В Риме его проекты встретили аплодисментами.


Он с золотой медалью окончил Парижскую академию, первым из русских архитекторов получил звание профессора Римской академии, стал членом Флорентийской и Болонской академий.
Макеты своих изваяний он создавал сам, делал их изысканно тонко, точно.

После заграницы он вернулся в Санкт-Петербург, где Екатерина 2 по стечению каких-то обстоятельств не нашла ему применения.

Он уехал в Москву, в самое сердце России, жил и работал в Кремле.





Не была претворена в жизнь его вдохновенная творческая работа - проект Кремлевского дворца, дошедший до наших дней в чертежах и грандиозной модели; не получил завершения и один из наиболее поэтических ансамблей - подмосковная усадьба Царицыно.




Мечты и реальность

Окрыленный доверием Екатерины 2, он 5 лет трудился над макетом дворца – приемной императоров в Кремле.

На закладной дворца была выбита надпись «К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».

Тратились большие деньги на эту постройку, но потом Екатерина охладела, проходит время, меняется ее вкус. Это для мастера большой удар. Он остался без денег да еще с четырьмя детьми на руках, занимался благотворительностью.


Среди наиболее известных построек архитектора В.И.Баженова в Москве: дом П.Е. Пашкова (1784–1786, ныне старое здание Российской государственной библиотеки), дом Долгова на 1-й Мещанской ул. (1770), дом И.И. Юшкова на Мясницкой ул. (80-е гг. XVIII в.), колокольня и трапезная церкви в честь иконы «Всех Скорбящих Радость» на ул. Большая Ордынка, Церковь в селе Знаменке, 1768 г. и др.; Михайловский (Инженерный) замок в Санкт-Петербурге (начат в 1792 г.). До нас мало, что дошло из творений Василия Ивановича: Дом Пашкова, церковь в Быкове, что-то уцелело в Царицыне.

Москва по праву гордится сооружением, которое мы считаем творением Баженова, это Дом Пашкова, одно из зданий теперешней Государственной библиотеки, оно как бы летит над Москвой, построенной на Ваганьковском холме.

В оранжерее перед домом находился парк, клетки с дикими животными. Люди примыкали к оградке, любуясь и садом и диковинными существами.

Петр Пашков решил построить большой дворец рядом с Кремлем.

Дом располагается напротив Кремля и с высоты этого здания можно смотреть на Кремлёвские башни.




Мир Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно - один из немногих проектов, за которым документально закреплено авторство Баженова. Но и этот проект реализовать полностью ему не удалось.

Екатерина II предложила архитектору создать проект и руководить строительством новой резиденции в Царицыно, дала ему полную свободу действий. Баженов был окрылён и с жаром принялся за работу. Архитектор планировал эту усадьбу как единое целое, как целый мир, где ничто не будет выделяться, всё будет равным: даже дворец императрицы не является здесь доминантой, органично вписываясь в ансамбль.




Когда строительство было практически завершено, а оно длилось почти 10 лет, Екатерина нанесла внезапный визит. Императрица заявила, что дворец слишком тёмный, что в нём невозможно жить, и потребовала снести часть построек. Вскоре, правда, она умерила пыл и потребовала менее радикальных изменений. Руководил «доводкой» усадьбы ученик Баженова - Матвей Казаков.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери - знаменитый памятник русской псевдоготики XVIII века в селе Быково Раменского района Московской области, построена в 1789 году.

По стилистическим особенностям проект приписывается В.И. Баженову. Храм имеет два этажа. Снаружи церковь облицована белым камнем.




В последние годы жизни, при Павле I, Баженов в 1797 создал для него проект Михайловского (Инженерного) замка, контрастно противопоставленного городу именно в виде сурового замка, окруженного каналами с подъемными мостами (позднее засыпаны); архитектура украшена пышным, продуманным пластическим декором, включена в театрализованно-сложный ансамбль.



Михайловский замок был построен в 1797-1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Строительством руководил архитектор В. Бренна, который долгое время ошибочно считался автором проекта. Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.

Павел I назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и доверил ему масштабное исследование русской архитектуры. Архитектор с радостью принялся за дело и смог бы многое сделать, если бы его жизнь совершенно неожиданно для всех не оборвалась. Ему было 62 года.


Заповедная усадьба Красное



Прославился архитектор своими постройками и у нас на Рязанщине. В лесах Михайловского района спряталась красивейшая из провинциальных усадеб фаворита Екатерины 2, Александра Ермолова - заповедная усадьба Красное.
А.П. Ермолов, попав в 1785 году «в случай», получил от императрицы богатые пожалования. Это позволило ему начать перестройку родового имения Красное. Уже в 1786 году была заложена усадебная церковь Казанской Богоматери, на фронтоне которой красуется надпись:

«От щедрот великия Екатерины»


Усадьба в селе Красном состояла из пейзажного (английского) парка с проточными прудами и плотинами, господского дома, строгой классицистической церкви с мраморным иконостасом и двух круглых в плане построек - конного двора с небольшим манежем (утрачен) и скотного двора. Двухэтажный барский дом с мезонином, закруглёнными тамбурами и стрельчатыми окнами был выстроен на возвышении. Низкий цокольный этаж занимали хозяйственные службы. В мезонине до революции сохранялась Екатерининская комната, где якобы останавливалась сама государыня. После революции дом был разграблен. Наиболее близким к баженовскому стилю и самым красивым зданием усадьбы в Красном является круглый скотный двор, стоящий на искусственном полуострове и «замаскированный» под миниатюрную крепость с четырьмя изящными башенками.

Архитектор эффектно использовал контраст между белокаменными деталями и краснокирпичным фоном.

Сходство белокаменного зубчато-стрельчатого декора с баженовскими постройками в подмосковном Царицыне побудило краеведов высказать гипотезу об участии в проектировании самого Баженова.

Сказочная постройка сейчас переделана под кельи, в конце 20 века усадьбы была отреставрирована и сейчас здесь расположено монастырское подворье.

Его называли бумажным архитектором, ему фатально не везло. Мешали обстоятельства, завистники. Его больше ценили в Европе, чем на родине. Но его гениальные замыслы потрясают до сих пор. Даже бумажные или воплощенные в макетах, они - чудо русской мысли.

В истории архитектуры Баженов занимает исключительное место. Наряду с Казаковым и Старовым его можно назвать основоположником русской архитектурной классики, не только повлиявшим на творчество современников, но и указавшим пути развития зодчества последующим поколениям русских художников.

Церковь в селе Знаменке, 1768 г.
20 февраля 2017
Коза Дереза
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?