Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме. Если Вы не нашли требуемую информацию, посетите старую версию сайта

Архиепископ Рязанский, священномученик Мисаил


Дорогие друзья! В преддверии Великой Пасхи мне хочется рассказать вам об удивительной жизни архиепископа Рязанского, священномученика Мисаила, со дня рождения которого в 2017 году исполняется 400 лет. Этот человек был ревностным служителем Церкви Христовой, всю жизнь боролся с нарушениями церковных правил духовенством и равнодушием к вере мирян. Важным подвигом его служения было распространение святой веры среди татарского и мордовского народа.

Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский родился в 1617 году, в селе Грузино Новгородской губернии. Село принадлежало Деревяницкому Воскресенскому монастырю. Сохранилось предание, что село возникло на месте, где святой апостол Андрей водрузил Честной и Животворящий Крест как символ торжества Православия на Руси.

Воспитанный благочестивыми родителями, будущий священномученик Мисаил с ранних лет уповал только на Господа, и не было дня, когда бы он пропускал богослужение. Мальчик полюбил духовное чтение, особенно – Новый Завет. Немного повзрослев, юноша стал просить родительского благословения на вступление в число братии Деревяницкой Воскресенской обители, чтобы служить Господу. Получив благословение, юноша стал монастырским послушником. Вскоре послушник стал монахом с наречением имени в честь святого отрока Мисаила. Воскресенскую обитель часто посещал митрополит Новгородский и Великолукский Никон, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Хорошо зная всю братию, он был сердцем особенно расположен к отцу Мисаилу за его кротость, смирение и строгость в несении монашеских подвигов. Митрополит Никон часто беседовал с отцом Мисаилом и хорошо его знал.

В 1651 году в Переяславле Рязанском скончался архиепископ Моисей. И Рязанская кафедра нуждалась в достойнейшем преемнике, так как в это время она была одной из крупнейших. Митрополит Никон предложил государю Алексею Михайловичу и Собору святителей направить в должности архиепископа в Рязанскую епархию иеромонаха Мисаила. Собор святителей дал свое согласие, и государь утвердил избрание нового архиерея.
Получив 5 мая грамоту о назначении в Рязанский край, владыка Мисаил 13 мая прибыл в Переяславль Рязанский и с радостью был встречен жителями города.

Вступив в управление Рязанской епархией, архиепископ нашел упущения в монастырях и среди духовенства. Святитель Мисаил в самом начале своего служения разослал грамоту к пастве. Игуменам же монастырей давал наставления строго соблюдать монастырские уставы. Его обращения к пастве и духовенству отличались простотой, искренностью и свидетельствовали о нем как об архипастыре умном и высоконравственном. Сильный духом и ревностью к вере, Мисаил боролся главным образом против повального народного пьянства и против религиозного безразличия, проявлявшегося в холодности к Церкви.

«Игумены, дети смирения нашего, — писал в своей грамоте архиепископ Мисаил, — не держите у себя по монастырям в погребах, ледниках, кельях ни вина, ни пива, ни медов хмельных. Прикажите строго в вотчинах монастырских служителям и крестьянам, чтобы не курили вина к праздникам, не варили пьяного пива и браги и не готовили хмельных медов... И вы, соборные, городские, посадские и уездные священники и диаконы, также не держите в своих домах вина и пива, браги и всякого хмельного питья. Не ходите по кабакам, не пейте и в других местах».

Архипастырь велел ставить в диаконы мужчин не моложе 25 лет, в священники – с 30 лет. «А люди были б добрые и благочинные и искусны и грамоте учены, а не здорщики, и не косторы, и не бражники, и не ярыжники. А молодых ставленников и воров и бражников к нам не присылать». Предостерегал от азартных игр, пьянства и бесчинных развлечений – под угрозой не пускать в церковь и отказать в похоронах в церковной ограде. Попрекал церковнослужителей в том, что позволяют себе богатые одежды, «зипуны с ожерельями», когда должны одеваться скромно, «носили б однорядочки или сермяжки черные или серые».

Владыка был человеком справедливым и добрым. Просьбы к нему стекались с разных концов епархии, он очень внимательно относился ко всем.

Архиепископу Мисаилу часто приходилось бывать в столице по государственным делам. Государь Алексей Михайлович, начав проведение реформ, нашел в Рязанском архиерее надежного помощника и опору. Перед Россией стояли важные задачи: формировалось и снаряжалось регулярное «Московское войско». По указу государя изо всех городов собирали мастеров-оружейников. Владыка Мисаил тогда отослал из рязанских «архиерейских и монастырских и государевых вотчин» в Москву всех кузнецов, которые были «взяты к ствольному делу».

Основная же заслуга святителя Мисаила состоит в том, что он взял на себя подвиг апостольского служения по просвещению инородцев Рязанского края.


Если в городах церковная жизнь наладилась, то в отдаленных местах, в том числе и на окраинах Рязанской епархии, в некоторых селах вообще не было церквей и священников. В то время в русских городах, а тем более – в селах и деревнях, еще были крепки различные суеверия – наследие периода язычества. Православные крестьяне продолжали проводить праздники в честь Ярилы, гадания накануне Рождества и Крещения Господня. Святитель Мисаил, болевший сердцем за каждого заблудшего, заботился о просвещении своей паствы и об искоренении остатков язычества. Взор его все чаще обращался в восточные пределы Рязанской епархии, населенные иноверцами – мордвой и татарами.

В 1654 году, по просьбе преосвященного Мисаила, Государь Алексей Михайлович издал указ, а Патриарх Никон благословил владыку ехать в Касимов, Кадом, Шацк, Тамбов - крестить мордву и татар. Спустя непродолжительное время преосвященный Мисаил писал государю из Касимова: «В лето 7162 сибирский царевич Алтанаев большой сын в христианскую веру крещен, а меньшой Алтанаев царевич сын креститься хотел же и для крещенья отдан под начальство в монастырь, а Касимовский царевич Сеид-Бурхан креститься обещался же и Патриарх Никон ко Святому Крещению огласил и имя ему нарек Василий». Из Касимовского уезда преосвященный Мисаил отправился в Кадомский, Шацкий и Тамбовский уезды.

Благодаря силе проповеди святого Мисаила, к православию присоединялись целыми селениями. Всего же милостью Божией владыка в первое свое путешествие приобрел Церкви Христовой 4200 чад из мордвы.

В феврале 1656 года архиепископ Мисаил отправился в Шацкие земли в свой второй миссионерский поход для проповеди Христовой среди мордовского и татарского населения. Иноверцы не захотели креститься. Поскольку села и деревни эти были царскими владениями, преосвященный, доложил о случившемся государю, прося совета. В ответ на это Алексей Михайлович с думным дворянином Иваном Павловичем Матюшкиным выслал грамоту, в которой указывал на важность продолжения христианской проповеди. К концу поездки святитель Мисаил «крестил много мордвы и татар».

Вскоре святитель Мисаил поехал на восточные окраины своей епархии в третий раз. Шацкие язычники вновь воспротивились крещению и оказали упорное сопротивление.Боярский сын Акиндин Бахолдин, архиерейский конюший, поведал о том, как на его глазах 1 апреля 1656 года священномученик Мисаил был смертельно ранен.

Вот как это произошло. При подъезде к мордовской деревне Ямбирно они увидели вооруженных людей. В это время владыка Мисаил, оставив свиту и дворовых людей, поехал к мордве и хотел им зачитать царский указ.

Увидев, что к ним едет архиепископ, вооруженная толпа выступила навстречу, грозя нападением. Им удалось разогнать архиерейскую свиту. Иноверцы начали стрелять из луков по архиепископу Мисаилу. Один из них уже хотел ударить владыку копьем, но его спас Акиндин Бахолдин. В то время, когда Бахолдин избавил святителя от одной смерти, ему готовилась уже другая: в него выстрелил из лука мордвин. Стрела попала сквозь левую руку прямо в сердце. Преосвященный приказал вынуть стрелу. Бахолдин вынул ее из раны, а из рясы вынуть не смог, потому что множество язычников напало на него. И только избавившись от их натиска, Бахолдин подъехал к преосвященному Мисаилу, который уже изнемогал от раны так, что стал падать с коня. Он подхватил владыку под руки, раненый же крепко ухватился за верного конюшего. Так, удерживая умирающего на коне, Бахолдин продолжительное время вез священномученика. Мордва же продолжала свое преследование, не оставляя мысли убить святителя.

Вскоре подоспел ризничий Варлаам, и подхватил владыку под другую руку, и им удалось увезти святителя. Осторожно сняв владыку с коня, его перенесли в сани. Тут же раненый исповедался. После исповеди преосвященного привезли в село Агломазово. Там он велел поставить пред собой образ Спасителя и с горячими слезами и умилением стал молиться. Он оставался жив более недели и 10 апреля 1656 года умер. Предчувствуя кончину, архиепископ Мисаил завещал положить свое тело близ Чернеева монастыря, у церкви святого мученика Мины. Но недолго оставалось при храме тело священномученика. После праздника Святой Троицы того же года — по указу Государя и благословению Патриарха — оно было взято из Чернеева монастыря и, в сопровождении игуменов, священников и диаконов, перевезено в Рязань. С глубокой скорбью встречали жители города своего владыку.

3 июня (по старому стилю) тело архиепископа Мисаила было положено в гробнице в церкви святого Архистратига Михаила - общей усыпальнице рязанских архиереев - и оставлено без погребения до царского указа, последовавшего почти через год, когда завершилось следствие по делу убиения архиепископа. Все это время над телом святителя Мисаила священники читали Псалтирь и пели панихиды об упокоении души нового мученика. Наконец, по указу Государя и благословению Патриарха Никона, духовником почившего, было совершено погребение. Множество народа и духовенства пришло попрощаться с покинувшим их святителем. Тело священномученика Мисаила было положено на южной стороне алтаря впереди клироса. Оно было цело и невредимо. Мисаил Рязанский был причислен к лику Рязанских местночтимых святых лишь в наше время – в 1987 году, а через 14 лет – уже как святой Русской Православной Церкви. Его обагренная кровью голубая мантия, в которой мученик ходил в последний раз на проповедь к мордвинам, чудом сохранилась. После революции 1917 года она была передана в Рязанский краеведческий музей, а в 1994 году возвращена Церкви – сегодня ее можно увидеть в Иоанно-Богословском монастыре в селе Пощупово, Рязанской области. Мощи священномученика с 1998 года покоятся в Рязани, в Свято-Троицком мужском монастыре.
15 апреля 2017
Это интересно