21 марта - 180 лет со дня рождения русского композитора Мусоргского Модеста Петровича (1839-1881)
Модест Петрович Мусоргский – один из самых почитаемых композиторов России. Его талант называют чисто русским, способным вживить в симфоническую музыку гармонию народной песни и национальный колорит.
Модест Мусоргский родился на Псковщине 21 марта 1839 г.
Пору своего детства Модест Петрович всегда вспоминал как самую счастливую. Любящая мать, первые музыкальные впечатления, игра с крепостными ребятишками. Мама Модиньки, Юлия Ивановна, была его первым учителем музыки. Музыкальную грамоту он осваивал легко и быстро. Очаровывали мальчика и нянины сказки. Сам композитор писал позже: «Под непосредственным влиянием няни близко ознакомился с русскими сказками. Это ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления с самыми элементарными правилами игры на фортепиано». В семилетнем возрасте он уже уверенно играл сочинения Ф. Листа, а чуть позже обнаружил склонность к импровизации.
Однако отец, следуя семейной традиции, решил направить сына по пути военной карьеры. Он отвез мальчика в Петербург в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании учебного заведения Модест был зачислен офицером в гвардейский Преображенский полк, но не оставил занятий музыкой.
Знакомство в Петербурге с композиторами Бородиным, Балакиревым, Даргомыжским окончательно повлияло на судьбоносный выбор: юный музыкант оставил военную службу и объединился с композиторами-новаторами в группе под названием «Могучая кучка».
Фото взято с сайта: Что нужно знать о Мусоргском? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/kultshpargalka/chto-nujno-znat-o-musorgskom-5bbe2453531b4500aa230c32
Как композитор Мусоргский начинал с небольших музыкальных форм: писал романсы и пьесы. Его впечатлительная натура улавливала все сочные нюансы народных характеров, которые он деликатно и остроумно воплощал в нотных сочинениях.
«Крест на себя наложил я и с поднятой головой, бодро и весело иду против всяких к светлой, праведной цели, к настоящему искусству, любящему человека, живущему его отрадой, его горем и страдой», - так говорил Модест Петрович Мусоргский.
Что нужно знать о Мусоргском? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/kultshpargalka/chto-nujno-znat-o-musorgskom-5bbe2453531b4500aa230c32
Первый крупный успех принесла ему опера «Борис Годунов», поставленная по трагедии А.С. Пушкина. В основе – конфликт народа и царской власти. Автор стремился передать весь драматизм этой истории. Писал быстро с октября 1868 г. по июль 1869 г. Каждый персонаж оперы интересен и многообразен. Опера завершается скорбными словами: «Лейтесь, лейтесь слезы горькие», в которых сосредоточена главная мысль драмы - трагическая судьба ожидает Русь…
Время доказало величие этого произведения, впечатляющего реализмом, юмором и поэзией. Композитор впервые в истории российской оперы использовал хоровой речитатив, ставший особой приметой его сочинений и в дальнейшем. (Слово «речитатив» происходит от итальянского «recitare», что значит «декламировать». Речитатив - это род вокальной музыки, приближающийся к естественной человеческой речи. Речитатив используется в тех романсах, где важно донести до слушателя сюжет, ход событий, показать характер героев)
Исторические сюжеты присущи также следующим оперным произведениям Мусоргского – «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Последнее осталось не законченным, после смерти Мусоргского в 1881 г. оперу дописывали его друзья-композиторы.
Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман, которому он посвятил уникальный фортепианный цикл. В память о друге Мусоргский назвал его «Гартман», но затем дал циклу другое имя «Картинки с выставки».
«Картинки с выставки» - это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Цикл начинается пьесой «Прогулка», где автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Гартмана. Сюита состоит из десяти пьес, каждая из которых посвящена какой-то картине.
В 70-е годы Мусоргский часто бывал у Стасова на даче в Парголове, где он сблизился с племянниками. Варя, Зина и Андрюша радостно кричали при виде Мусоргского: «Вот Мусорянин идет!». Дети чувствовали доброту и мягкость Мусорянина, и отвечали на его привязанность любовью и восхищением. Мир детских чувств, радостей и огорчений вылились в вокальный цикл «Детская» - это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора.
Шесть из семи номеров цикла «Детская» имеют посвящения друзьям, художникам, композиторам. Это такие простые и типичные образы и ситуации, в которые попадает ребенок, но каждый раз так находчиво и изобретательно они решены композитором.
В этом цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. Интересно заметить, что здесь Мусоргский не только автор музыки, но и слов.
«Всё, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребёнка, - являлось тут в формах небывалых, ещё никем не троганных», - писал об этом цикле В. Стасов.
В жизни композитора было много невзгод. Его одолевали нужда, болезни, душевное одиночество, но творческая активность от этого не уменьшалась.
Трудная жизнь, постоянное безденежье подорвали и без того расстроенное здоровье композитора. Он умер сорока двух лет, не успев закончить многие начатые произведения. Но то, что он создал, ставит его в ряды величайших композиторов мира.
В начале 1880-х годов здоровье Мусоргского оставляло желать лучшего.13 февраля 1881 г. его поместили в Николаевский военный госпиталь, где И.Е. Репин написал знаменитый портрет композитора, отразивший его тяжёлое физическое и эмоциональное состояние. 16 марта 1881 г. композитора не стало. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.
М.П. Мусоргский почти не писал чисто лирической музыки, главное его богатство – народные, исторические музыкальные картины и выразительная декламация. Он добавил новые оттенки в оперное искусство, тем самым получив признание как наиболее самобытный русский композитор.
Советский композитор Г.В. Свиридов писал: «музыка была для него не профессией, а жизненным предназначением. Посредством музыки он поведал нам свой взгляд на судьбу народа нашего, свой взгляд на природу человека и смысл его жизни…».
Репин Илья Ефимович Портрет композитора М.П. Мусоргского 71.8 х 58.5 холст, масло
Темы, волновавшие композитора и получавшие мощнейшее воплощение в его творчестве, сегодня также остры и актуальны. Его музыка потрясает современного слушателя драматизмом, мощью и выразительностью.