Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Он сердце детям отдавал...(к 145-летию Януша Корчака)

Хочу вам рассказать о человеке, с виду ничем не примечательном. Родился, учился, стал доктором, затем открыл приют для детей-сирот и всю свою жизнь посвятил этой работе. Писал книги о том, что ребенок – это тоже личность и что все в мире может исправить любовь. Любовь может победить страх, боль, даже смерть. Ради любви к детям он пожертвовал своей жизнью, не предал, не отрекся. Маленький человек с огромным сердцем – Януш Корчак.

Настоящее имя Януша Корчака – Эрш Хенрик Гольдшмидт. Он родился 22 июля 1878 года в зажиточной еврейской семье в Варшаве, в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи. Его отец, Юзеф Гольдшмидт, был преуспевающим адвокатом. Семья не стремилась придерживаться еврейских традиций, дабы не привлекать к себе внимания. Даже своего сына родители назвали на польский лад Генрихом. У Генриха была младшая сестра Анна. Дети росли в достатке и ни в чем не нуждались. Несмотря на принятое в то время домашнее обучение, в семилетнем возрасте Генриха отдали в частную подготовительную школу Августины Шмурлы. Дисциплина там поддерживалась с помощью розг, и в детской памяти мальчика навсегда остался страх наказания. В школьные годы он страдал от одиночества, насилия и беспомощности перед властью педагога.

После подготовительной школы Генрих продолжил обучение в восьмилетней Пражской гимназии.Учителя применяли физические наказания, кричали на учеников. Спасало Генриха чтение и стихосложение. Суровую школьную жизни усугубила семейная трагедия. Когда Генриху было 11 лет, у его отца обнаружилось психическое заболевание. Счета за содержание отца в специальной клинике «съедали» семейный бюджет, и Генриху с 15 лет пришлось подрабатывать репетиторством и написанием статей. Именно в это время проявился педагогический талант юноши: он умел находить подход к ученикам.

В 1896 году началась писательская карьера Генриха. В журнале «Шипы» он опубликовал статью «Гордиев узел», в которой затронул и проанализировал проблемы семейного воспитания. Молодой человек раскритиковал безответственное поведение родителей по отношению к детям. В то время было принято воспитание перекладывать на нянь и репетиторов, отец и мать оставались в стороне.

После смерти отца заботы о матери и сестре легли на плечи юноши. Чтобы прокормить родных, он выбрал профессию врача, так как медики были востребованы и высокооплачиваемы.
В 1898 году Генрих поступил в Императорский Варшавский университет на медицинский факультет, но педагогику и литературу не забросил. Он выставил на конкурс пьесу «Каким путем?» под псевдонимом Януш Корчак. В произведении шла речь о сумасшедшем, губящем свою семью. Под именем Януш Корчак талантливый педагог и писатель вошел в историю.
Летом 1899 года Корчак побывал в Швейцарии, чтобы поближе познакомиться с трудами выдающегося педагога Иоганна Генриха Песталоцци. В поездке молодой человек особенно интересовался постановкой дел в школах, детских больницах и приютах.

В 1901 году было опубликовано первое крупное произведение Януша Корчака «Дети улицы», посвященное проблеме воспитания приемных детей. В это время Корчак трудился на добровольной основе в детской библиотеке.
С 1903 по 1911 год Корчак работал в еврейской детской больнице и воспитателем в летних детских лагерях. Также он являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

Получив в 1905 году диплом, Корчак принял участие в Русско-японской войне в качестве военного врача. В 1907 году Корчак в течение года учился в Берлине: слушал лекции по педиатрии и проходил практику в детских клиниках, знакомился с работой различных медицинских и воспитательных учреждений.

В 1911 году Януш Корчак оставил медицину и основал в Варшаве «Дом сирот» для еврейских детей, так как в Польше положение именно этой категории населения было наиболее тяжелым. Благодаря своей популярности, Корчаку удалось привлечь меценатов для строительства приюта. «Дом» отличала новаторская по тем временам система управления и воспитания. Во главу угла было поставлено нравственное воспитание, использовались элементы детского самоуправления. Корчак руководил приютом до конца жизни, только в годы Первой мировой войны он оставил свой пост, так как снова был призван на фронт. Януш Корчак сначала служил военным полевым врачом в госпитале, затем был отправлен в Киев в приют в качестве детского врача. Там он познакомился с Марией Фальской, организатором интерната для польских детей «Наш дом». Корчак принимал непосредственное участие в работе приюта вплоть до 1936 года.

Несмотря на все тяготы военного времени, Януш Корчак написал одну из самых известных своих книг «Ребенок в семье», которая была опубликована в 1919 году. Через год был издан цикл из четырех книг «Как любить ребенка». Главная мысль книги – вы не любите своего или чужого ребенка, если не видите в нем самостоятельную личность. Прежде чем познать ребенка, нужно познать себя.

После окончания Первой мировой войны Корчак оказался в польской независимой армии. Тогда же он чуть не умер от тифа и лишь в 1918 году вернулся в свой «Дом сирот».

В 1923 году были изданы две книги для детей «Король Матиуш Первый» и «Король Матиуш на необитаемом острове». Главный герой произведений – маленький мальчик Матиуш, ставший королем после смерти своего отца. Корчак описал его как идеал человеческой личности. В трудных ситуациях герой сумел сохранить свой нравственный облик. Произведение являлось отражением политических и жизненных взглядов самого автора. Делая главным героем ребенка, Януш Корчак подчеркнул важность воспитания милосердия и человечности с раннего возраста.
Для детей Корчакам были написаны произведения «Банкротство маленького Джека» в 1924 году и «Кайтусь-чародей» в 1935 году.

Януш Корчак вел в Варшаве радиопередачи о воспитании и педагогике под псевдонимом Старый Доктор. В 30-ые года его знали не только в Польше, но и за ее пределами. Новаторская педагогическая система и книги Корчака пользовались популярностью во многих странах мира.
В 1934 году, путешествую по Палестине, Януш Корчак сформулировал основные принципы воспитания ребенка:
1. Любить ребенка вообще, а не только своего собственного.
2. Наблюдать ребенка.
3. Не давить на ребенка.
4. Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.
5. Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком.

В 1937 году антисемитские настроения в Польше достигли своего пика. Радиопередачу Корчака закрыли, все трудней становилось найти меценатов для содержания приюта. Корчак хотел перевести интернат в Палестину, но это стало непосильной задачей.

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась борьба за жизнь своих воспитанников. Для немцев еврейские дети были отбросами, подлежащими уничтожению. Даже в таких условиях Корчак нашел возможность поддерживать работу приюта и смог в 1940 году вывезти детей в летний лагерь. Однако уже осенью сам Корчак оказался за решеткой, а дети – в Варшавском гетто. Спустя месяц Янушу Корчаку разрешили жить в гетто вместе с воспитанниками. Корчак просил немецкое начальство создать место, где дети, умирающие от голода, могли бы провести свои последние часы. Эти трагические события были зафиксированы в дневнике писателя.

Тем временем началось уничтожение обитателей Варшавского гетто. Корчаку неоднократно предлагали помощь в устройстве побега, но он не смог оставить детей. В конце июля 1942 года стало известно, что сироты из приюта Януша Корчака будут депортированы. Точного места назначения не называлось, но это не предвещало ничего хорошего. Педагог всячески пытался спасти детей, предлагал использовать их труд для пошива одежды.

6 августа 1942 года Януш Корчак, его соратница Стефания Вильчинская и 192 ребенка из приюта были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. Всё это время Корчак был рядом с детьми, старался ободрить их и поддержать.
К тому времени Януш Корчак был всемирной знаменитостью. В момент погрузки детей, когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
– Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
– А дети?
– Дети поедут в лагерь. Но вы можете покинуть вагон.
– Ошибаетесь. Не могу. Не все люди – мерзавцы.

По прибытии в Треблинку, Януш Корчак вместе с детьми принял смерть в газовой камере.
Так подошла к концу жизнь великого писателя и педагога, но его литературное и педагогическое наследие живо и актуально по сей день.

22 июля 2023
Гусли - самогуды
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?