Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. Он посвящен нижегородцам Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.
20 февраля (4 марта) 1818 г. в Москве состоялось торжественное открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Об этом памятнике мы и поговорим сегодня.
200 лет назад, в 1817 году, памятник Минину и Пожарскому (скульптор Иван Петрович Мартос), отлитый в Санкт-Петербурге литейных дел мастером Василием Петровичем Екимовым (1758 – 1837) водным путём – через Нижний Новгород – был доставлен в Москву. Василий Екимов был известным литейщиком. Он автор фонтана «Самсон, разрывающий пасть льву» в Петергофе, статуи Кутузова и Барклая де Толли у Казанского собора. Екимов был учителем П.К. Клодта в литейном искусстве.
Кроме скульптора и литейщика, непосредственно причастен к созданию памятника другой мастер, каменотёс, «колонных дел мастер» Самсон Ксенофонтович Суханов (1768–1840). Именно он изготовил из красного гранита пьедестал великому памятнику. Суханов за свою жизнь реализовал немало проектов архитекторов, без которых непредставим облик Петербурга. Он создал колоннады Казанского и Исаакиевского соборов, изготовил внутренние убранства Казанского собора, оформил стрелку Васильевского острова, изготовил Ростральные колонны.
А теперь о самих героях.
Кто такие Минин и Пожарский? Где они жили и чем прославились?
Давайте заглянем в историю. Обратимся к учебнику Борзова Л.П. «История России в картинах, рассказах, путешествиях», где в доступной форме описано то время: «Страшное время наступило в России в начале 17 века. Не было в Русском государстве царя. Хозяйничали в стране самозванцы, выдающие себя за царевичей, да шайки разбойников. А в столице правили бояре. Они провозгласили русским царем польского королевича Владислава и впустили в Москву польское войско. Совсем стало плохо русским людям. Поляки неуважительно относились к русским обычаям, обижали мирных жителей, захватывали их имущество. Когда москвичи стали сопротивляться, захватчики подожгли столицу, и она вся выгорела, остались только каменные церкви и Кремль, где и укрылись поляки.
Многие доблестные люди думали о спасении родной земли. Зазвонил большой колокол в городе Нижнем Новгороде. Все жители собрались у главной церкви. На церковном крыльце купец Козьма Минин обратился к народу: «Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу милую родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы снарядить войско. Поищем людей, которые встали бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города все соединятся с нами, и, бог даст, мы прогоним врагов». Весь народ отозвался на эти добрые слова: богатые люди приносили Минину все свое имущество, и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. Снарядили войско, и начальствовать над ним поставили князя Дмитрия Пожарского, храброго полководца. И вот войско двинулось к Москве. По дороге к нему примыкали люди со всех русских городов и сел, которые прослышали о славном походе.
В это время в Москве польское войско голодало. Войско Пожарского не пропускало в Москву хлеба. Поляки умирали от голода и болезней. Но им на помощь тоже спешила поддержка во главе с гетманом Хоткевичем. Около двух месяцев народ, возглавляемый Мининым и Пожарским, сражался с неприятелем под стенами Москвы. И не напрасно. Осенью 1612 года Москва была освобождена. С тех пор русский народ помнит и чтит своих героев Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского. Через 200 лет в Москве на Красной площади им поставили памятник. На постаменте надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия». В 1613 году в Москве был избран новый царь — Михаил Романов из старинного боярского рода. А пять лет спустя было заключено перемирие с Польшей. Смутное время закончилось».
В исторических документах встречается такой эпизод: «На службе в Спасо-Преображенском соборе Нижнего Новгорода 30 мая 1722 года высокий мужчина 50-ти лет спросил: «Где похоронен Минин?». И когда ему показали, он воскликнул: «Здесь лежит спаситель Отечества!». Это был Петр 1. С этих слов возросла слава освободителей».
Памятник Минину и Пожарскому был построен не на средства государственной казны, а на народные деньги. За три года к 1811 году удалось собрать 136 тысяч рублей, из которых 18 тыс. были присланы из Нижегородской губернии, чего хватило и на постройку памятника в Москве и на возведение обелиска в Нижнем Новгороде. Еще в 1808 году был объявлен конкурс среди выдающихся скульпторов. «Но гений Мартоса, - писал «Сын Отечества», - всех счастливее и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее изобразил памятник Спасителям России».Скульптор Мартос сформулировал общую идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».
Первоначально планировалось установить «Минина и Пожарского» в 1812 году к двухсотлетию победы второго ополчения, но Отечественная война разрушила планы авторов проекта, замедлив ход работы.
Его должны были установить в Нижнем Новгороде, но поставили в Москве. Из Петербурга композицию везли более 3 месяцев водным путем на кораблях. Памятник был очень тяжелым, транспортировать его по дорогам не представлялось возможным. На некоторое время памятник задержался в Нижнем Новгороде в знак уважения к роли новгородцев в Смутное время.
До февраля шли работы по установке памятника, и, наконец, 20 февраля 1818 г. памятник был торжественно открыт. Все газеты и журналы освещали это событие. Гремела музыка, парадным маршем проходили гвардейские войска. Не только крыши прилегающих зданий, но даже Кремлёвские стены были усеяны людьми. В полдень в присутствии императора Александра I вся Россия увидела памятник, который объединил всех, над которым работала вся страна. Памятник произвел на зрителей большое впечатление.
Изначально памятник был открыт перед зданием нынешнего ГУМа на Красной площади. Фасадной частью он был обращен к Кремлю. Тем самым призывный жест, с которым Минин обращался к князю Пожарскому, убеждая возглавить борьбу за освобождение отчизны, обретал особый смысл, как бы указывая на Кремль — исконный центр страны. Однако в 1930 году памятник посчитали помехой для демонстраций и перенесли к собору Василия Блаженного.
Иван Мартос придерживался традиций классицизма, поэтому фигуры Минина и Пожарского напоминают античные статуи. Вместе с тем памятник не лишен русского национального своеобразия. В русской рубашке изображен нижегородский староста Кузьма Минин призывающий Дмитрия Пожарского возглавить ополчение и повести его на спасение отечества, а в руке князь держит щит с образом Спаса Нерукотворного, который был на стягах русского войска во время Куликовской битвы.
На постаменте отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями – это барельефы. На одной из которых изображены люди отдающие свое имущество для победы, а на другой - отец, провожающий в ополчение своих сыновей. А позировали Ивану Петровичу Мартосу его собственные сыновья, один из которых погиб в Париже. На тыльной стороне памятника на щите в руках одного из русских воинов изображение иконы Казанской Божией Матери, которая была обретена в день освобождения Кремля от поляков. На лицевом барельефе головы женщин в античных одеждах украшают традиционные русские кокошники. Другая картина изображает как ополчение во главе с воеводой Пожарским гонит польских интервентов из русского государства.
На гранитном постаменте вызолочена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Авторы величественного памятника получили высокие награды. Так, Ивану Мартосу было присвоено звание действительного статского советника и пожизненная пенсия в размере 4 тыс. рублей в год. Литейщику Василию Екимову по приказу императора была выплачена премия 20 тыс. рублей и вручен орден Анны II степени.
Для того времени скульптурная композиция «Минин и Пожарский» была настоящим технологическим прорывом! Несмотря на свой внушительный размер, памятник монолитен, его отливали «одним куском». Для этого понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Медь плавили около десяти часов, метал в форме остыл лишь спустя пять дней. К началу XIX века такая работа считалась уникальной.
Памятник Минину и Пожарскому стал первым московским скульптурным памятником и первым памятником человеку из простого народа. Возможно, поэтому после революции 1917 года памятник был включен в список монументов, имеющих историческую ценность, несмотря на присутствие князя в скульптурной композиции.
В 2005 году Минин и Пожарский, наконец, появились и в Нижнем Новгороде. Копия памятника работы Зураба Церетели установлена под стенами Нижегородского кремля. Нижегородская композиция на 5 сантиметров меньше московского оригинала.
Лучшая награда - это память народная. И если вы хоть раз побываете на Красной площади, поклонитесь нашим защитникам.