Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме. Если Вы не нашли требуемую информацию, посетите старую версию сайта

Иван Николаевич Крамской. Его жизнь и художественная деятельность

«Художник есть служитель истины путем красоты!»
Иван Крамской


Здравствуйте, дорогие мои!
Наверное, встретить образованного человека, совсем не знакомого с портретами Крамского сложно. В этом году наша страна отмечает 180-летний юбилей художника. И я предлагаю поговорить сегодня о его жизни и творчестве.

Иван Николаевич Крамской – известный русский художник. Главное направление его творчества – портретная и историческая живопись.
Родился будущий знаменитый русский художник и крупный общественный деятель в Воронежской губернии 27 мая 1837 году (8 июня по новому стилю). Родители его были людьми суровыми, вечно занятыми, к детям относились строго. Отец работал в думе писарем, получал гроши. Мать хлопотала по хозяйству. Бедно и мрачно было в доме Крамских. В детстве Ваня лепил из глины фигурки и бегал в соседний сад слушать музыку, особенно волшебными казались ему звуки флейты. Зимой Ваня и его друзья катались на ледовых санках, которые сами делали из соломы и льда. Это было увлекательное занятие, а катание доставляло огромное удовольствие. Летом играли в мяч, запускали змея. Но шло время, и пришла пора учиться. «Никогда и никому я так не завидовал, как человеку действительно образованному» - говорил Иван Николаевич, спустя много лет. Начались занятия в уездном училище, мальчику было все интересно, все хотелось узнать. По всем предметам Ваня шел первым учеником. Он мечтал о гимназии, но умер отец, Ване тогда было 12 лет, и он пошел работать вместо отца писарем в думу. Брат Федор преподавал в училище и приносил книги из библиотеки. Ваня зачитывался «Отечественными записками», «Современником» и понимал, что есть бедные и богатые, что есть зло и несправедливость. Но вдруг им овладела страсть к рисованию. Он подолгу разглядывал репродукции картин в книгах, особенно ему нравились картины Карла Брюллова. «О, как я люблю живопись! Милая живопись! – записал однажды он в своем дневнике. – Я умру, если не постигну тебя хоть столько, сколько доступно моим способностям… Без живописи внутренняя моя жизнь не может существовать. Живопись! В разговоре о ней я воспламеняюсь до последней степени. Она исключительно занимает в это время все мое внутреннее существо - все мои умственные способности, одним словом, всего меня... Художественная концепция пластическая - совсем особая статья, и если является на свет божий мозг, способный к таким концепциям, то человек, обладающий таким мозгом, становится непременно художником, и только художником!» Первым его учителем стал художник-любитель и фотограф М.Б. Тулинов. «Если бы мне хоть в половину научиться так работать, я бы более ничего в мире не желал!» – говорил Ваня. Они стали друзьями, 28 летний Михаил Борисович и 16 летний Иван. Юный Крамской двинулся дальше завоевывать право на жизнь, на труд, на культуру. Он брался за всякую работу: растирал краски, ретушировал портреты у фотографа Данилевского, с которым объездил всю Россию. Наконец Крамской пробился в столицу, ему исполнилось 20 лет, и звали его уже Иваном Николаевичем, уважая как прекрасного мастера-ретушера.
Он поступил в Академию художеств. Жадная любознательность Крамского, широта и глубина его интересов, личные способности и темперамент выдвинули его вожаком академистов.
Шли 1860-е годы, пало крепостное право. Будущие художники зачитывались произведениями Чернышевского, Добролюбова. Но вот настало время написать выпускную работу, получить медаль и поехать учиться за границу. Крамской смело объявляет отказ писать на заданную тему, тишина, молчание, профессора взбешены, тридцать учеников очутились на улице без гроша в кармане.

Молодые художники пошли против устоев Академии и навсегда порвали с ней, создав Артель художников. Старшиной артели стал Крамской. Он оставался её главой, и душой, и добрым помощником. «Дока», «учитель» - так звала его молодежь. За советом к Крамскому приходил Репин, приносил свои работы, ожидая приговора. «Какие глаза! – говорил он. – Не спрячешься, даром что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах, серые, светятся… Ну и слушаю же его». Расстраивало Крамского, что творчество художников было известно только людям богатым, которые имели возможность покупать живопись. А простые горожане и крестьяне не имели такой возможности. Крамской решил устроить выставку для простых людей, которая открылась в Нижнем Новгороде. Простой люд тянулся к искусству, они подолгу разглядывали произведения.

Артель сыграла огромную роль в истории русского искусства, так как помогла окрепнуть целому художественному направлению. Она распалась только в начале 1870-х годов, когда из нее ушел Крамской. Но живое дело не могло погибнуть, на развалинах артели в 1871 году возникло Товарищество передвижных выставок, объединившее лучших художников Москвы и Петербурга. Крамской стал главным идеологом Товарищества. Выставки Товарищества передвижников побывали в Москве, Харькове, Киеве, которые посетило огромное количество человек. Успех превзошел все ожидания.

В 1869 году Крамской побывал за границей, где увидел сокровища мирового искусства, с интересом рассматривал картины французских современников.

В мучительных думах созрел у Крамского план создать целый ряд картин на тему страдания человечества. Из них Крамской закончил одну – «Христос в пустыне». Сюжет был взят из христианской легенды. Как повествует Евангелие - на сорок дней и ночей Христос удалился в пустыню от людей, от суеты мира, с тем, чтобы в одиночестве и молчании подготовить себя для последнего крестного пути – страданием и смертью искупить грехи людей. В образе проповедника, сидящего на камнях в скорбной задумчивости, художник передал великие страдания своего поколения. Размышления о выборе пути в жизни, о совести, готовности жертвовать собою - это вечные вопросы, которые в своей жизни хоть однажды решает каждый думающий человек, когда бы он ни жил. Крамской писал очень много портретов. Страстные борцы за счастье человечества – мыслители, великие художники. Его портреты - целая галерея крупнейших деятелей эпохи. Тут и сосредоточенный, суровый в изображении Крамского писатель Л.Н. Толстой, тут и смертельно больной поэт Некрасов, великий художник И. Шишкин. По заказу П.М. Третьякова Крамской написал галерею портретов: И.А. Гончарова, Я.П. Полонского, П.И. Мельникова-Печерского, С.Т. Аксакова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.М. Третьякова. Портреты ярко характеризуют тех, кого он изображал. Крамской всегда писал картины, глубоко изучая натуру.

Когда в Ясной Поляне Крамской ждал Толстого, чтобы нарисовать его портрет, то по приезду писателя, Лев Николаевич ответил отказом. Но в итоге Крамской уговорил писателя с условием, что напишет два портрета, один для галереи, другой для семьи. Толстой со взаимной симпатией отнесся к художнику. Более того Крамской послужил прообразом художника Михайлова в романе «Анна Каренина».

Крамской - с его демократическим мировоззрением - не мог остаться в стороне от изображения народной жизни. Художник писал этюды местных мужиков «Полесовщик», «Мужик с уздечкой», которые попали в Третьяковскую галерею. «Народ – неисчерпаемый источник творческого вдохновения», - писал художник.
При написании «Портрета поэта Н.А. Некрасова», Крамской волновался, ведь Некрасов был смертельно болен. Когда болезнь отпускала, поэт продолжал писать стихи, а Крамскому урывками приходилось писать портрет. Уже заканчивая картину, Крамской все же решил возвратиться к своему первоначальному замыслу: нарисовать больного поэта в постели полусидя. Крамской видел, как писал свои последние песни Некрасов, с восторгом читал их. С трепетом принял в дар от поэта сборник его стихов «Последние песни». Художник преклонялся перед силой духа замечательного гражданина России. Как же не написать задуманное полотно! И название должно быть одно: «Н.А. Некрасов в период «Последних песен». Иван Николаевич завершал работу уже после смерти поэта. На полотне стоит дата: «3 марта 1877 года» - время, когда Некрасов закончил стихотворение «Баюшки-баю», так полюбившееся Крамскому. Непобедимое страданье, Неутолимая тоска... Влечет, как жертву на закланье, Недуга черная рука. Где ты, о муза! Пой, как прежде! Когда я была в Санкт-Петербурге и посещала музей-квартиру Некрасова, то я видела эту картину и диван, на котором лежал поэт. Полотно заняло достойное место в Третьяковской галерее.

Соня-старшая и Соня-младшая, это жена и дочь художника. Его отрада и утешение. Огромное удовольствие ему доставляло писать портреты обеих: Соню-старшую он писал еще в 60-е годы - «За чтением». Теперь, написав портрет Сони-младшей, поразился, как они похожи. Тот же облик, то же лицо, только Соня-старшая склонилась над книгой, а младшая дана в полный рост, иной фасон платья, волосы у дочери длинней. Но словно одна и та же девушка изображена на обоих полотнах, только в разных позах. В 80-х годах Крамской создал целую галерею прекрасных женских образов - портрет жены 1879 года, «Неутешное горе», «Неизвестная».
Личное и общественное волновало Ивана Николаевича одинаково. Семья, Товарищество, обязательства, творчество – ведь в этом суть всей его жизни. Он закрывался в своей мастерской, зажимал левый бок рукой, подходил к полотну под названием «Хохот», задуманному как продолжение «Христа в пустыне», но полотно не получалось. То была не просто личная неудача. В последние годы художник тяжело болел, да и эпоха была другая.
Несмотря на все невзгоды последних лет жизни, Крамской верил в свои силы, художественные идеалы его остались прежними. «За все русское искусство я спокоен, я знаю, что оно рано или поздно завоюет уважение широкое». Он умер в марте 1887 году, прожив без малого 50 лет, на посту художника – у мольберта, с кистью в руках, во время работы над портретом знаменитого детского врача К.А. Раухфуса, который сколько раз склонялся над его заболевшими детьми. Портрет доктора К.А. Рауфхуса – последняя неоконченная работа художника.

Так скончался Крамской, «могучий русский человек, выбившийся из ничтожества и грязи захолустья», своей гигантской энергией, создавший две художественные организации, заставивший «признавать и уважать национальное русское творчество». Русские художники тяжело пережили смерть Крамского. Молодежь до самого кладбища пронесла гроб с его телом на руках, как и поэта Некрасова.

Сегодня, спустя сто с лишним лет, смотрят на нас с полотен живописца его современники, великие и никому не известные. Разные лица, разные характеры. Крамской находил в них и прославлял прекрасные человеческие черты – ум, талант, доброту, красоту, силу духа, достоинство. Художник обращал свое творчество к современникам и к потомкам, то есть к нам с вами.
19 мая 2017
Коза Дереза
Это интересно
Козы, овцы и их родственники
Наступающий год по-восточному календарю год козы (овцы). Поэтому предлагаю познакомиться с некоторыми из них, с их обликом и повадками. Гривистый баран Гривистый баран уроженец Северной Африки. В настоящее время акклиматизирован в Испании и Северной Америке (Калифорния, Техас и Нью-Мексико).По телосложению гривистый баран занимает промежуточное положение между баранами и козлами. Самцы…
Незнакомые знакомые Обезьяны
Гориллы Гориллы — крупнейший вид человекообразных обезьян и приматов вообще. Наряду с шимпанзе и орангутаном этот вид наиболее близок к человеку. В род горилл входят два вида — восточная и западная гориллы — которые очень схожи между собой. Внешний вид этих животных внушает уважение и даже страх. Действительно, рост горилл может доходить до 1,8 м, а вес и того больше до…