Здравствуйте, дорогие мои! Сегодня, 15 июля 2016 года исполняется 410 лет со дня рождения великого голландского художника Харменса ван Рейна Рембрандта (1606-1669
Рембрандт мог родиться где угодно и когда угодно. Гете говорил: "Не будь счастлив, а родись вовремя". Это положение вполне применительно к Рембрандту, жившему в эпоху исключительно бурную. Его родина Голландия, по выражению К. Маркса, стала "образцовой капиталистической страной семнадцатого столетия", в которой сложились благоприятные условия не только для развития экономики, но и для большого подъема культуры. Известно, что русский император Петр I получил эстетический импульс именно в Голландии.Рембрандт был сыном лейденского мельника.
Фамилия художника «ван Рейн» означает «с Рейна», то есть с реки, на которой стояли семейные мельницы. Мать Рембрандта, Корнелия, была дочерью пекаря. В семье родились десять детей, предпоследний из них - Рембрандт. Искусство живописи почиталось в семье за великое благо. Именно через него согревался суровый быт и простирался в наглядностях путь к божественным откровениям. Отец постоянно следил за успехами сына в живописи. Рембрандт скоро оставил позади своих первых учителей и Яна ван Сваненбюрха, и Питера Ластмана. У него с молодости главным нравственным девизом был: «Познай самого себя!» С годами через трудный собственный опыт он пришел к твердому убеждению: "Человек лучше и быстрей всего учится сам, освобождая глаза свои от заемных образов и беспощадно устремляя нелицеприятный взор в тайники собственной души". Отсюда у него такое влечение к автопортрету - к возможности постоянного самовыражения и самопознания.
В раннем творчестве Рембрандт чаще всего писал небольшие по размеру сюжетные картины - это были трактовки религиозных сюжетов, портреты, характерные сценки.(«Святой Павел в темнице»)
Еще в молодости у Рембрандта обнаружилось совершенно особенное отношение к жанру автопортрета. "Он изображает себя то принцем, то дворянином, то воином; он кажется самому себе то историческим, то легендарным героем; он восхищается своей оригинальностью и необычайностью, он во всем стремится удовлетворить своим вкусам".Автопортреты Рембрандта запечатлели почти все этапы его жизни и стадии творческого пути. Каждая из его картин представляет собой короткий рассказ о жизни изображенных на ней персонажей. Его полотна загадочны и в то же время просты для понимания.

В 1634 году Рембрандт женился на Саскии ван Уйленбург, и началась его жизнь, полная безумия и радости. Он рисует ее точно так же, как до того рисовал самого себя, с тем же блеском и сказочной роскошью. Более того, Саския помогает ему реализовать его истинное искусство, искусство сверхъестественного и чудесного. Рембрандт, действительно, очень сильно любил свою жену, а главное доказательство этого утверждения - работы художника. Он изображал ее на своих картинах при любой возможности, преображая ее в “Вирсавию”, в “Артемиду” и в “Данаю” (1636).
Исключительно жизнерадостно выглядит картина "Автопортрет с Саскией на коленях", написанная в первые дни медового месяца. Художник изобразил себя с большим бокалом в руке - он поднимает бокал за удачу и бросает вызов своим недругам.Свою самую большую и самую знаменитую картину «Ночной дозор» художник закончил в год смерти Саскии. Сейчас это кажется странным, но тогда заказчики недооценили этот шедевр и подвергли его резкой критике. Получив заказ на торжественный групповой портрет стрелковой гильдии, Рембрандт предложил блестящее, но нетрадиционное решение: сцена пронизана не батальным, а скорее театральным настроением, где героический идеал и повседневная жизнь причудливо смешаны.

После смерти Саскии художник почувствовал, что его собственная жизнь рушится. Его существование, полное радости и надежд, было грубо разбито. И его искусство могло бы внезапно померкнуть… К счастью, этого не случилось.
Во второй половине 1640-х годов его верной подругой жизни становится Хендрикье Стоффельс, вошедшая в его дом служанкой. Ее образ с той поры неоднократно возникает в искусстве Рембрандта.
Несмотря на нежные заботы жены, несмотря на почтительное внимание его сына, тоска, уныние и бедность все более и более угнетают его. У него нет другого убежища, кроме собственной души. Но бедствия и страдания, вместо того, чтобы сломить Рембрандта, только закалили его. Он живет только для своих кистей, красок и палитры. В 1656 году все его имущество: и вызывающе громадный дом, и ценнейшая коллекция живописи, графики европейских мастеров, дорогие реквизиты и семейные драгоценности - были пущены с молотка за бесценок на погашение долгов. Он был разорен до нитки, но не пал духом, не погиб. Потеряв все, что с такой тайной страстью и самоотвержением собиралось десятилетия, он нашел поистине мужскую твердость и мужество утешить ближних: "Не стоит слез, - во мне остался весь блеск потерянного". След пережитого несчастья запечатлен в автопортретах этой поры.
В 1661-1662 гг. он получил заказ на групповой портрет "Синдиков гильдии суконщиков" и хорошо заработал.
Какое-то высшее спокойствие проникло в душу художника, когда он рисовал эту картину. В ней все дышит порядком, мерой, безмятежностью, силой и мудростью. Лучшей живописи и композиции не дал еще ни один художник. Преобладание черного и коричневого и большая яркость красных ковров не создают монотонности, а наоборот, придают этому произведению неотразимое обаяние. Эта картина исполнена мастером, перед которым должны преклониться и признать себя побежденными все другие художники.
Закат художника, несмотря на необычайный творческий подъем, был печален. В 1663 году умерла его верная спутница Хендрикье. Позже Рембрандт похоронил и сына. Нити, связывавшие его с миром живых, рвались неотвратимо. Последние силы были отданы самой исповедальной и задушевной его картине о блудном сыне «Возвращение блудного сына» (1668), о несокрушимой силе любви, прошедшей через тернии и страдания. Художник живо вспоминал свою молодость и нередкие порывы к ветреным увлечениям; помнил горестные минуты объяснений с отцом и трепетные его объятия. В последней мастерской с постоянно гаснущим камином было холодно, от каменных стен веяло сыростью. За чердачным окном гудела непогода, выл шалый зимний ветер, бросая ледяную крупу в стекло. У рамы намело горку снега. Снег не таял. Рембрандт в рабочем халате, в грязном колпаке, с накинутой на плечи старой шалью стоял на помосте у холста. Его скрюченные от подагры пальцы еле держали свечу. Сало таяло и капало на руки, на лежащую у ног палитру. Сумерки заливали мастерскую синим, мерным светом. Медленно, мерно тек песок в часах. Надо было спешить, время уходило. Осенью 1669 года настал и его черед - величайший художник мира умирает в постели, во сне, на холодном чердаке, служившем ему последней мастерской, 4 октября. Имущество, оставшееся после художника, состояло только из шерстяной и полотняной одежды и рабочих инструментов. Умереть для Рембрандта значило перестать творить. Гений Рембрандта настолько ярок, что художник признан не только выдающимся голландским живописцем XVII века, но и одним из величайших художников всех времен и народов.
В Голландии 15 июля, день рождения Рембрандта, принято отмечать как национальный праздник. Ореол славы вокруг имени Рембрандта не померк и после его смерти, он получил истинное признание как один из выдающихся живописцев всех времен.
Богатая коллекция картин Рембрандта в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге может не просто познакомить вас с замечательными картинами и полотнами этого живописца, но и представить его гениальный талант в полной мере ("Даная", "Снятие с креста", "Возвращение блудного сына", "Святое семейство", "Портрет учёного", "Жертвоприношение Авраама" и многие другие).