Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

“Атлет искусства” (к 145-летию со дня рождения Филиппа Малявина)

Дорогие наши читатели, сегодня расскажу вам об удивительном человеке –
художнике-живописце Филиппе Малявине.
Интересен и удивителен он тем, что два десятилетия (1900-1920 гг.) своей творческой жизни посвятил рязанской земле; в 1918 году стоял у истоков создания Рязанского художественного училища, а в 1919 году в Рязани состоялась его первая выставка картин. На сегодняшний день большая часть его полотен находится в частных коллекциях и фондах различных музеев России, Швейцарии и США. В Третьяковской галерее можно увидеть только некоторые из его работ, такие как "Крестьянская девушка", "Вихрь", "За книгой" и небольшое количество карандашных рисунков.
Из всего творчества Малявина меня поразили его карандашные наброски – из серии отточенных штрихов на бумаге проявляется характер, образы просто выбрасывает из плоскости листа в трёхмерность жизни. Вот уж действительно, настоящему художнику достаточно обрывка бумаги и карандаша! Филиппа Малявина называли «Максимом Горьким живописи»: из самых низов, без классического образования и при этом потрясающе талантлив.
По определению художественного и литературного критика Максимилиана Волошина, Филипп Малявин - «атлет искусства».
Родился великий художник 22 октября 1869 в селе Казанка Самарской губернии в многодетной крестьянской семье. Филиппок рос обыкновенным деревенским мальчишкой. Бегал с соседскими ребятами в лес по грибы и по ягоды, лазил по деревьям, таскал яйца из грачиных гнёзд, засыпал на тёплой печке под свист злой вьюги. В детстве Филипп очень любил лепить забавные игрушки из глины – этим он занимался на берегу речки, где купался, загорал и ловил рыбу и раков с ватагой своих ровесников, а ещё он много и увлечённо рисовал. Подручными средствами – угольками, палочками, огрызками карандашей, самодельными кисточками – на таких же подручных основах – печке, на белённых стенах изб, досках, парусиновых палатках, на земле – создавал портреты односельчан, пейзажи, рисовал животных, а также комические ситуации из жизни крестьян. Дед будущего художника был неплохим резчиком по дереву, и, быть может, истоки предрасположенности нашего героя к «художествам» следует искать где-то здесь. После смерти деда Филиппу достались его карандаши (огромное наследство по тем временам) - радость его по этому поводу не знала границ. Односельчане советовали отцу отдать своего сына учиться. На что тот отвечал: "Из крестьян, да ещё почти из нищих, учёных не бывает". В семье Филиппа не было средств на настоящую учёбу, поэтому пришлось просить милостыню по соседним сёлам. Крестьяне охотно давали денежное подаяние на «святое дело». Имея в качестве образцов живописи только изображения святых в местной церкви да иконки, подросток мечтал стать иконописцем. Особенно нравились ему иконы с Афона — тут-то и зародилась в его голове мысль попасть на Святую Гору, где он предполагал пройти курс обучения иконописи. Родители поначалу были против: «Из дома отдают только сирот», — ворчала мать. Но потом смирились со странной «фантазией» сына. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. В 1891 году работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, где бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение Академии художеств. После реформы в 1894 году в здании Академии художеств открылась мастерская Ильи Репина и Малявин стал его учеником. Вот такой крутой поворот произошёл в его судьбе! Редкий природный дар безвестного крестьянского отрока, трудолюбие и упорство принесли ему ошеломляющий успех. На его картинах того времени сверкала буйными красками могучая, обильная и загадочная Русь. Восторг и печаль, радость и жуткие предчувствия ощущала душа художника на пороге грозного двадцатого века. Он, словно предугадывая трагические судьбы — и свою, и Родины, — торопился выплеснуть на холсты яркие и яростные цвета. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи Павел Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты. Малявин с любовью писал, как портреты детей своих знакомых, так и обычных крестьянских ребятишек. Одной из самых известных картин Малявина является, конечно же, портрет внучки П.М. Третьякова, которую дома ласково называли "Лисичка". Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех", напугавшая своей новизной профессоров академии и получившая золотую медаль Всемирной выставки в Париже в 1899 году. Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских женщин в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. В 1900 году Филипп Малявин приобрёл усадьбу в деревне Аксиньино Рязанской губернии и поселился там с семьёй. Большая часть дома занимала мастерская художника. Следующие десять лет стали для него «золотым веком». Он много работает: пишет картины, портреты, много рисует, участвует в выставках в России и за рубежом. В 1906 году тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком. Малявин отправляется в заграничную поездку. Филипп Андреевич вернулся на родину в 1918 году и поселился в городе Рязани. После революции он работал в Рязанском комиссариате просвещения, участвовал в создании городской картинной галереи и студии живописи, а также в охране памятников старины. Малявин являлся одним из руководителей Рязанских Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ), с которых и началась история Рязанского художественного училища. Документы и свидетельства доктора искусствоведения Г.К. Вагнера указывают на имена первых преподавателей – Я.Я. Калиниченко, И.И. Куриленко, В.В. Мешкова, Ф.А. Малявина, С.А. Пырсина. Что не устроило русского художника в своем Отечестве: политический режим, голод, неопределённость? Но судьба Малявина опять совершает крутой поворот, и в 1922 году он вместе с семьёй навсегда уезжает за границу, живет в Швеции, затем в Ницце, там художник и умирает в 1940 году. “Ф.А. Малявин ничего не оставил после себя, кроме своего искусства, – пишет исследовательница творчества художника О.А. Живова. – Неизвестна судьба его архива...” Для поколений погибнет не только автобиографический рассказ Филиппа Малявина, но и большинство следов его рязанской жизни. Исчезнет его усадьба, единственным осколком выставки 1919 года останется в местном музее только его картина “Старик с чайником”. В следующие десятилетия про эмигранта Малявина не принято будет вспоминать, а когда рухнут запреты, имя его возникнет вновь – как легенда, притягательная и загадочная, о той утраченной, былинной Рязани, по улицам которой запросто ходили великие художники.
21 октября 2014
Коза Дереза
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?