Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Гении русского века


Вот как-то на днях пролистала Календарь знаменательных дат на 2013 год и обнаружила, что январь месяц насыщен различными датами, а мне приглянулись юбилеи художников Сурикова В.И. и Пластова А.А. Это совсем разные художники, жившие в разные периоды, но оставившие после себя богатое культурное наследие.
24 января исполнилось 165 лет со дня рождения великого русского художника Сурикова В.И., а 31 января – 120-летний юбилей А.А. Пластова.
Василий Иванович Суриков (1848-1916) - выдающийся русский художник, сибиряк по происхождению, с детства соприкасавшийся с патриархальным укладом жизни и наблюдавший воочию допетровский быт, был прирожденным историческим живописцем, для которого прошлое являлось не воспоминанием, а вполне живой реальностью. Непрерывный и неумолимый ход истории, независимый от воли и желания людей, само историческое время является героем картин Сурикова.
Он написал много известных картин: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка» и многие другие известные полотна. Но сегодня я бы хотела остановиться на картине «Переход Суворова через Альпы». Эта тема привлекла художника не только личностью самого Суворова, но и возможностью раскрыть героизм, мужество и стойкость русского народа.
Суворов, выдающийся полководец, прошедший в армии путь от рядового до генералиссимуса, прекрасно понимал душу русского солдата. Он проявлял всегда заботу о своих воинах, выступал против грубого, бесчеловечного обращения с ними. Среди его воинских подвигов особую славу заслужил один, ставший поистине легендарным: осенью 1799 года, когда двадцатитысячный отряд Суворова оказался в Швейцарии окруженным восьмидесятитысячной армией французов, русский полководец предпринял беспримерный по отваге и мужеству марш-бросок через Альпы и вывел войска из окружения.
Суриков, как всегда, тщательно готовится к созданию картины, изучает военные документы суворовского времени и другие источники, изучает амуницию и обмундирование, оружие суворовских солдат. Для того чтобы лучше проникнуть в психологию солдат XVIII столетия, он даже едет в Сибирь, чтобы увидеть там доживающих свой век стариков-солдат николаевских времен и побеседовать с ними (один из них послужил прообразом для его Суворова). Чтобы верно изобразить обстановку, условия похода, он едет в Швейцарию и делает там рисунки и этюды ущелий, ледников и горных вершин. Он даже сам проходит пешком весь знаменитый суворовский маршрут, чтобы постигнуть воочию подвиг суворовских чудо-богатырей.


Для своей картины Суриков избрал такой эпизод, в котором, как «через магический кристалл», могли бы раскрыться наиболее полно героизм русских солдат, их бесстрашие и отвага.
Суворовские солдаты в картине Сурикова спускаются по крутым об­леденелым склонам горы, измученные тяжелым походом. Вот к солдатам подъезжает Суворов, обращается к ним с веселыми словами и прибаутками и проясняются их суровые лица, в них словно вливаются новые, животворные силы.
Суриков был всегда убежден в активной исторической роли народных масс. Это отчетливо проявилось в его предыдущих полотнах. Суворов был ему близок и понятен именно как полководец, понимавший душу солдата, веривший в его бесстрашие, верность долгу. И в картине нет даже намека на противопоставление «героя» и «толпы», исключительной личности и народа. Суворов у Сурикова составляет единое целое со своими солдатами. Это выражено в его внешнем облике, и главное, в отношении полководца к его гренадерам.
Cуриков подчеркивает мудрость, человечность, самообладание этого старого, почти семидесятилетнего полководца, совершающего немыслимо трудный переход.
В образах солдат художник раскрывает их мужество, доблесть. Он не достигает в этой картине такой сложности и глубины психологической характеристики людей, как в «Боярыне Морозовой» или хотя бы в «Покорении Сибири Ермаком», да и сам сюжет не предоставляет ему таких возможностей. Но он показывает разные человеческие характеры, различное проявление чувств: одни солдаты веселы и бодры, другие сурово-сосредоточенны, на лицах третьих - большое волнение, а старик-солдат, страшась опасного спуска, истово крестится.
Картина проникнута движением, которое найдено уже в ее компози­ционном решении. Масса солдат расположена по диагонали полотна, этой диагонали вторит наклонный контур горы, усиливая ощущение динамики. Движение нарастает сверху вниз и из глубины картины к ее переднему плану. Вдалеке солдаты идут спокойно, группа из трех фигур, начинающая спуск с обрыва, движется быстрее и, наконец, солдат на первом плане, самый ближний к зрителю, стремительно скатывается вниз. Благодаря такому пост­роению композиции суворовское войско воспринимается как могучая и динамическая сила, подобно лавине неудержимо спускающаяся с горы. Картина написана в гамме холодных зеленовато-синих, серых, лиловато-голубых тонов, очень верно передающих состояние холодного серого дня, усиливающей общее ощущение суровости события.
Над этой картиной Суриков работал около четырех лет и выставил ее в марте 1899 года на XXVII Передвижной выставке, как раз к столетию знаменитого суворовского похода.

Художник Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) родился в деревне Прислонихе Симбирской губернии (ныне Ульяновской области). Девятнадцатилетним пареньком отправился он в Москву, обуреваемый страстью стать художником. Ему удалось поступить в Строгановское художественно-промышленное училище живописи, а затем перейти в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Великая Октябрьская революция застала Пластова студентом училища. Он отправился в родное село. Здесь Пластов, не расставаясь с кистью и карандашом, принял самое непосредственное участие в становление новой жизни. В своей деревне он оставался до конца своих дней. Такая теснейшая связь с окружающей сельской действительностью определила содержание его искусства. Односельчане стали героями его картин, природа Прислонихи воодушевила его на создание произведений, проникнутых истинной поэтичностью. Собраные вместе, эти полотна дают многостороннее представление о жизни колхозной деревни, сельском труде и быте.

Осень. Опушка возле пустого поля, где сгрудились испуганные овцы, а в мелколесье лежит убитая скотина, да на лужайке возле куста ткнулся на бегу в землю мальчонка - пастушонок. Тихо, как бывает тихо осенью, только возле убитого друга тоскливо задрал морду косматый песик. «Фашист пролетел» - так назвал А. Пластов свою картину. По сравнению с жестокостью огромной войны этот маленький трагический ее эпизод может показаться не таким уж значительным. Но художник именно в этом эпизоде разоблачал бесчеловечность врага, показал жестокость бессмысленного убийства, против которого протестует и природа, и все живое.

Наспех одевшись, выбежали на крыльцо деревенской избы девочка и мальчик, чтобы подставить лица ласковым прохладным снежинкам. Смотришь на картину А.А. Пластова «Первый снег» и вместе с изображенными на ней детьми радуешься падающему из густой сизой тучи нежному пуху, укрывшему побуревшую безжизненную траву, уличную грязь, серые крыши. Довольны и деловитая ворона, и хлопотливая сорока. Колхозник уже успел запрячь ло­шадь в сани и с бодрым видом «обновляет путь». А снег все идет и идет.

Мир Пластова – мир вечной крестьянской России. Его пастухи, косцы, дровосеки из этой вечности.

В разоренные послевоенные годы Пластову по силам оказалось создать чудо. Как по-тютчевски «скудны» природа, сельцо, топящаяся по-черному обычная лучащаяся женская красота.

Суриков говорил, что готов воспеть тележное колесо, так и Пластов создал образы предметов, которыми щедро одарил окружающее искусство. Очень трудно после него писать краюху хлеба, огурец на белом полотне, молоко… Он настолько изобилен, что наполняющих его картины предметов хватает многим достойным художникам на собственную творческую полновесность.

27 января 2013
Коза Дереза
Это интересно
Редкие птицы Мещеры
Птицы встречаются повсеместно – в лесах и водоемах, на лугах и болотах, в полях и степях, в населенных пунктах и промышленных зонах. Однако, многие из них нуждаются в охране, так как их численность ежегодно сокращается. Примерно из 9000 видов птиц, обитающих на Земле, минимум 1000 видов оказалось под угрозой вымирания. Каждый год составляются новые списки, куда заносятся исчезающие виды. …
Самые долгоживущие животные
Бессмертие - мечта человечества. И благодаря развитию медицины и науки средняя продолжительность жизни человека увеличивается от поколения к поколению и остается все меньше живых существ, продолжительность жизни которых была бы сопоставима с человеческой. Постоянно поступают сообщения о кошках, живущих третий десяток лет, хотя им не положено жить дольше 15 лет, или о слонах, разменявших…