Автопортрет, 1924 г.
Зинаиду Серебрякову часто называют пионером среди выдающихся художниц XX столетия, однако ее судьба и искусство – это непрерывное сопротивление: и веяниям эпохи, и новым направлениям в живописи.
Зинаида Серебрякова – известная русская художница XX столетия, в произведениях которой отразились стойкость женского характера, верность художественному призванию и неразрывная связь с русской национальной традицией.
Ее жизненный путь был полон тяжких испытаний: ранняя потеря отца, потом супруга, борьба за выживание с четырьмя детьми в бурные годы революции, и, как итог, вынужденная эмиграция во Францию.
Зинаида Лансере (фамилия художницы в девичестве) родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении Нескучное под Белгородом. Лето семья проводила в имении, а на зиму обычно отправлялась в Санкт-Петербург, в большую квартиру неподалёку от Мариинского театра.
Евгений Лансере
В жилах Зинаиды текла кровь семьи Бенуа-Лансере, где творчество было призванием каждого: ее отец, Евгений Лансере, прославился как скульптор, специализирующийся на анималистике; мать, Екатерина Николаевна, была дочерью архитектора Николая Бенуа, ее братья - художник, архитектор и академик Альберт Бенуа и художник, писатель-искусствовед Александр Бенуа, сама же была графиком.
Дом в Нескучном, 1910 г.
В усадьбе Нескучное проводила семья немало часов, посвящая их чтению и беседам о прочитанном, любительским театральным представлениям, музицированию и, разумеется, живописи.
Одну из первых картин - «Яблоня» (1900 год) Зина написала в 16 лет в этом самом имении.
Автопортрет в черном платье с белым воротником, 1907 г.
Автопортрет с дочерьми, 1921 г.
Младшая дочь Серебряковой Екатерина, также художница, однажды сказала: «Мы все ни у кого не учились, и мама ни у кого не училась. Как только ребенок рождается, дают в руки карандаш — и сразу рисуем».
В 1900 году Зинаида закончила обучение в женской гимназии и поступила в петербургскую Академию художеств, но учеба там девушке не нравилась. Скоро она сменила Академию на художественную школу известной меценатки княгини Марии Тенишевой, а затем стала посещать мастерскую знаменитого портретиста Осипа Браза.
Зинаида не получила обширного художественного образования. В возрасте семнадцати лет она посещала занятия у Ильи Репина, а позднее - у Осипа Браза. После этого она на протяжении двух лет путешествовала по Италии, где изучала полотна великих мастеров Возрождения, восхищалась творениями знаменитых итальянских архитекторов и любовалась живописными пейзажами. Безусловно, все это оказало значительное влияние на формирование ее как будущей художницы.
Вернувшись на родину, девушка вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова.
За обедом, 1914 г.
В семье родились четверо детей - Женя, Саша, Тата и Катя. До самой Октябрьской революции Серебряковы купались в безоблачном счастье, наслаждаясь каждым днем, проведенным в любимом Нескучном, где царила атмосфера любви и гармонии. Их жизнь была полна радости и взаимопонимания.

Молодая художница вкладывала всю свою душу в изображение русских пейзажей, что явно демонстрировало ее пылкое чувство к родине. Картина «Фруктовый сад в цвету» говорит об очаровании российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей…
За туалетом. Автопортрет, 1909 г.
Картины, которые появилялись в экспозициях выставок 1909–1910 гг., выражают своеобразный и неповторимый стиль. Картины Зинаиды Серебряковой были размещены рядом с произведениями таких мастеров, как Валентин Серов, Борис Кустодиев и Михаил Врубель. Три её работы - «За туалетом», «Зелень осенью» и «Молодца» - приобрела Третьяковская галерея. С этого момента начался творческий расцвет Зинаиды Серебряковой.
Наивысшее восхищение публики вызывала картина «За туалетом». Девушка, любуясь своим отражением в зеркале, слегка улыбаясь, как бы забавляется с расческой. В этой работе начинающего автора, как и в ней самой, чувствуется юная энергия. После этой работы о Зинаиде Серебряковой заговорили, как о многообещающем таланте.

Наибольшего подъема талант художницы достиг накануне революции. В этот период она создавала полотна, посвященные крестьянской жизни, а также обращалась к бытовым сюжетам, примерами которых служат такие работы, как«За обедом» и «Балерины в уборной».

Основное внимание художница уделяла сценам из деревенской жизни: «Баня», «Крестьяне» и «Жатва». Важной работой этого периода является полотно «Беление холста» (1916 г.), где Серебрякова демонстрирует свой талант монументалиста.
Фигуры сельских женщин, расположившихся на лугу у реки, предстают в величественном свете благодаря выбранной низкой линии горизонта. Ранним утром они раскладывают свежесотканные полотна, оставляя их на целый день под ярким солнцем.
Портрет сына, 1922 г.
В 1919 году Зинаиду постигло горе: ее супруг, отправившись в очередную рабочую поездку, заразился тифом. Вернувшись домой, он скончался у нее на глазах. Художница знала, что больше никогда не сможет полюбить: «Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски, впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства, — писала она. — Я в отчаянии, все так безнадежно для меня. Хотя бы уехать куда-нибудь, забыться в работе, видеть небеса, природу».
К 1924 году Зинаида Серебрякова пришла к осознанию отсутствия будущего в Советской России, понимая, что не сможет здесь содержать свою семью.
Приняв решение отправиться во Францию, художница рассчитывала создать крупное панно на заказ и заработать необходимые средства. Но судьба распорядилась так, что возвращение на родину стало невозможным. В Париже, усердно работая, художница нашла пристанище у своего дяди, Александра Бенуа.
Портрет дамы с собачкой. И. Велан,1926 г.
Анна Ахматова 1922 г.
Портрет композитора С. С. Прокофьева, 1926 г.
Зарабатывала Зинаида преимущественно выполнением портретов на заказ. Она почти не ела, все деньги, которые ей удавалось заработать, отсылала в Россию, ведь там оставались её мать и дети: восемнадцатилетний Женя, семнадцатилетний Саша, двенадцатилетняя Таня и одиннадцатилетняя Катя. Но со временем они тоже приехаи в Париж.
Париж. Люксембургский сад, 1930 г.
В период своих двух поездок в Марокко в 1928 и 1932 годах, Серебрякова создала примерно шесть десятков зарисовок и этюдов. Художница полагала, что произведения этой серии являются одними из наиболее успешных среди созданных за рубежом, и даже организовала в Париже экспозицию марокканской тематики. Полотна были встречены с энтузиазмом, но коммерческого успеха добиться не удалось. Несмотря на это, она не теряла надежды и соглашалась на любую доступную работу.
Марокканка, 1932 г.
Зинаида Серебрякова прожила долгую плодотворную жизнь и скончалась в Париже в 1967 г. в возрасте 82 лет. После смерти матери ее дочь Екатерина основала благотворительный фонд, названный именем Зинаиды Серебряковой.
Александр Серебряков за чтением книги, 1946 г.
Все дети Зинаиды Серебряковой пошли по стопам своей матери. Евгений посвятил себя архитектуре. После войны он участвовал в восстановлении памятников Петергофа и проектировал новые районы Ленинграда. Татьяна занималась балетом и любила живопись. Она стала театральным художником и много лет работала во МХАТе. Александр создавал декорации для театра и кино, оформлял интерьеры, рисовал книжные иллюстрации. Катя, любимая модель матери, во всём помогала Зинаиде Евгеньевне, была её правой рукой, но и о собственном творчестве не забывала, писала натюрморты и пейзажи на заказ. После смерти матери Екатерина написала своему другу: «Чем больше проходит время, тем все больше и больше чувствуется незаменимая потеря нашей дорогой, любимой мамы, и как-то непонятно, что надо существовать дальше без неё, т.к. ушла вся основа нашей жизни!»
Портрет дочери Кати, 1933 г.
Дочь Татьяна добилась, чтобы картины матери увидели в России. В 1966 году персональные выставки картин Серебряковой прошли в Москве, Киеве и Ленинграде. Она становится чрезвычайно популярной в СССР. Ей писали письма художники и искусствоведы, пришла даже телеграмма из Москвы от благодарных зрителей. Крупные столичные и провинциальные музеи покупали на выставках ее картины для своих коллекций.
Правительство выпустило почтовые марки с работами Серебряковой. Советские девушки подражали художнице не только в стиле живописи, но и в манере одеваться. Советские музеи скупали картины Серебряковой, а альбомы с её работами выпускались миллионными тиражами.
Автопортрет с палитрой, 1956 г.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова была предана традициям классического искусства и обрела собственную манеру живописи, демонстрирующую радость и оптимизм, веру в любовь и силу творчества, запечатлев множество прекрасных моментов своей и окружающей жизни.
Большую часть жизни она жила и творила за границей, но на родине ее работы прекрасно известны. В отечественных галереях регулярно проводятся выставки картин Зинаиды Серебряковой, а многие из ее полотен хранятся в крупнейших музеях страны.