210 лет со дня рождения русского художника Михаила Ивановича Лебедева
«Велика должна быть благодарность каждого художника
судьбе за возможность измерять свою жизнь не годами,
а впечатлениями, отраженными в творческих работах.
Это богатство художник черпает в своих творческих
поездках по странам…….»
Совсем скоро будем отмечать день рождения русского художника Михаила Ивановича Лебедева. Он прожил короткую жизнь, но успел стать одним из лучших русских пейзажистов первой половины XIX в. Его работы шли нарасхват, и приходилось делать по несколько повторений, чтобы удовлетворить всех почитателей.
Будущий живописец родился в семье крепостного 16 ноября 1811 г. в Дерпте. В гимназию он поступил в возрасте 15 лет благодаря тому, что в Лифляндской губернии отменяется крепостное право (раньше на 42 года, чем в остальной России). Его художественную одаренность заметили высокие покровители, благодаря которым в 1829 г. он оказался в Академии художеств в Санкт-Петербурге, где стал учеником профессора пейзажного класса, знаменитого тогда художника, Максима Никифоровича Воробьёва (1787-1855).
Вид на Петровском острове в Петербурге. 1832.
По окончании третьего курса Михаил Лебедев получает Большую серебряную медаль за спокойный, умиротворяющий пейзаж «Вид на Петровском острове в Петербурге».
Замок и имение Фаль. Эстония
Каникулы Лебедев проводил в имении Фаль в Эстонии, откуда привозил тщательно выписанные деревенские пейзажи, изображавшие невысокие холмы, покрытые деревьями, или лужайки с отдыхающими коровами.
В ветреную погоду. 1833.
Особенно плодотворным оказалось для него пребывание летом 1833 года в Ладожском уезде, Петербургской губернии, где он написал простой, скромный, овеянный поэтическими настроениями «Пейзаж с прудом», или, иначе, «Вид села Василькова». Одновременно пишет «На опушке леса», «В ветреную погоду», «Васильково», «На водопой». В этих простых, непритязательных картинках Лебедев выступает как последователь венециановцев, их девиз - «ничего не изображать иначе, чем в натуре является». В его произведениях появляется нечто свое, лебедевское, в передаче форм и красок.
Васильково. Имение инспектора Академии художеств А.И. Крутова. 1833.
После академической выставки 1833 года, на которой были показаны картины «Вид на Петровском острове в Петербурге», «Васильково» и «Вид в окрестностях Ладожского озера», о молодом художнике заговорили в печати. Все писавшие сходились на том, что его искусство одушевлено природой, проникнуто сознанием ее красоты, исполнено естественности и свежести.
В 1833 г. за пейзаж «Вид в окрестностях Ладожского озера» Лебедев был удостоен большой золотой медали, дающей право на пенсионерскую поездку за границу, и в 1834 году отправился в Италию. Путь художника проходил через Берлин, Вену, Дрезден, где он знакомился с местными музеями искусств.
В Италии Лебедев прожил не полных три года, но в эти три года, с необычайной быстротой совершенствуясь в мастерстве, он сумел с большой полнотой воплотить в своем искусстве лучшие стороны русского романтизма, став его ярчайшим представителем в области пейзажа. Большинство картин итальянского периода было написано в окрестностях Рима.
Вид в Павловском парке. 1830-1833.
В Риме он познакомился и сблизился с Карлом Брюлловым, который был восхищен работами Лебедева и проникся к нему добрым расположением. Брюллов помогает ему понять особую красоту итальянской природы, постигнуть ее колорит.
Арича близ Рима, 1836.
Без устали Михаил Иванович пишет окрестности Рима. Его работы так и называются: «Аричча близ Рима» (1835), «Вид на Кастел - Гандольфо близ Рима» (1835-36), «Вид окрестностей Альбано близ Рима» (1836), «Аллея в Альбано близ Рима» (1835-36), «В парке Гиджи» (1837). Лебедева интересовало в Италии все - и ее яркая природа, и прекрасная архитектура, и простой народ в непривычных для русского глаза ярких одеждах.
В парке Гиджи.
Его картины излучают свет. Они полны радости жизни и восторга перед красотой мира. Обычно их называют романтическими. Это действительно так. Да и трудно не быть романтиком, когда тебе двадцать пять лет, когда в тебе кипят жизненные силы, когда бескрайний мир расстилается перед тобой, когда все удается, настоящее прекрасно, а будущее кажется лучезарным, удивительным и бесконечным.
Аллея в Альбано близ Рима. 1835-1836.
Он получает многочисленные заказы, впереди поездка в Неаполь с его красивейшими окрестностями.
Но... в мае 1837 г. в Неаполе, художника настигает внезапно вспыхнувшая эпидемия холеры, в июле художник заразился и скоропостижно скончался в возрасте 25 лет.
Потрясенный случившимся, Карл Брюллов с болью писал: «Боже мой! Какие потери в один год: Пушкин и Марлинский - поэты, и Лебедев, коим Россия могла бы гордиться как лучшим пейзажистом в Европе».
Эту оценку творчества так рано ушедшего художника разделяли и все его современники. Имя М. И. Лебедева было впоследствии выгравировано на медали в память 100-летнего юбилея Императорской Академии художеств в числе лучших и выдающихся ее учеников.
Картины Михаила Ивановича находятся во многих музейных собраниях: Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Жизненный и творческий путь М. И. Лебедева был недолог, но, несмотря на свою короткую деятельность художника, он оставил заметный след в истории искусства.