Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Мастер пейзажа

165 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933), русского художника

Николай Дмитриевич Кузнецов. Портрет А. М. Васнецова, 1897 г.

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня хочу рассказать вам об известном живописце Аполлинарии Михайловиче Васнецове, замечательном мастере пейзажа, младшем брате знаменитого русского художника Виктора Васнецова. О них очень метко сказал Федор Шаляпин: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Именно такими были братья Васнецовы». (Ф.И. Шаляпин «Страницы моей жизни»)

Васнецов Виктор Михайлович. Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова, 1878 г

Аполлинарий Васнецов родился 6 августа 1856 года в деревне Рябово, между Кировом и Пермью недалеко от Вятки, в семье священника, он четвёртый из шести сыновей.

В. М. Васнецов с братьями Аполлинарием, Александром, Аркадием и детьми.

Будущий художник рано проявил интерес к рисованию. Везде ходил Аполлинарий за старшим братом Виктором, от рисунков которого был в восторге, по пятам, сам учился рисовать. Как-то раз матушка наказала его, за то, что он все стены в мезонине мелом изрисовал. А он утащил кусочек мыла, и снова стены изрисовывал. Решил отец купить ему бумагу и карандаши.

Однажды братья были на ярмарке, увидев в книжной лавке яркие рисунки, Аполлинарий замер в восхищении от увиденного, даже забыл о недоеденном яблоке. Виктор, вспоминая смешную сцену, написал картину «Книжная лавочка» (1876). Вот он маленький, любознательный Аполлинарий с яблоком в руках и открытым ртом.

Аполлинарий много рисовал, делал зарисовки родного села, все увереннее становился штрих. Виктор советовал не «от себя», а с натуры рисуй.

Как и старший брат, будущий художник учился в Вятской гимназии. Когда Аполлинарию исполнилось девять лет, умерла матушка. Еще через четыре года он потерял и отца. Обязанности старшего в семье взял на себя Виктор, в то время студент Петербургской академии художеств.

Эскиз декорации к спектаклю по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка», 1981 г.

По наставлению брата Аполлинарий переезжает в Петербург, где жизнь кипела. Благодаря брату вошел в художественную среду столицы, бывал в мастерских художников, посещал музеи. В петербургский период жизни он находил время и для своих литературных страстей и даже написал роман. Его произведения появляются на страницах журналов. В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уехал работать в село Быстрица Вятской губернии, а перед отъездом сжёг все свои рукописи.

«Лесная тропинка. Абрамцево», 1885 г.

В 1978 году он вновь приезжает к Виктору, но уже в Москву, где бесповоротно решает заняться искусством, усиленно старается овладеть техникой живописи. Лето проводил на даче брата, вместе с Виктором часто бывал в Абрамцеве, общался с членами абрамцевского кружка. Для Аполлинария Михайловича Абрамцево стало школой, где возросло его мастерство, и появились пейзажи «Рожь», «Лесная тропинка», «Ахтырка» и др.

В 1883 г. Аполлинарий написал пейзаж «Серый денёк» и выставил его на XIПередвижной выставке. Очень скромным по сравнению с другими был этот пейзаж. В картине ощущается какая-то особая задушевность. Совсем простой сюжет, пасмурный день на берегу Финского залива, извилистая тропинка, по которой бредет путник. Кем-то вырублена роща, а два дуба твердо стоят вдоль дороги. Куда-то летит одинокая птица. И белый парус виднеется в водах залива. Эту работу художника купил в свою коллекцию П.М.Третьяков.

«Родина», 1886 г.

Следующая картина «Родина», написанная в 1886 г. и тоже приобретенная Третьяковым, окончательно определила А. М. Васнецова как большого художника. «Природа, окружавшая меня с детства, воспитала во мне пейзажиста. Местность моей родины, с. Рябово, была живописна и разнообразна», - писал Аполлинарий.

Художественного образования Аполлинарий так и не получил, но считал, что художник должен быть высокообразованным человеком. Изучал геологию, историю, астрономию. Его коллекцию окаменелостей, собранную еще в Рябове, купил Петербургский университет.

«Крым», 1890 г.

Васнецов много путешествовал. Считал, что путешествия воспитывают его как художника-пейзажиста. В 1885 г. он отправляется на Украину и в Крым, где пишет картины южной природы: «Аллея кипарисов», «Крымская дача», «Окрестности Гурзуфа».

«Озеро», 1902 г.

После едет на Урал и в Сибирь. В какие только дебри не забирался художник со своим ящиком с красками и этюдником. Поднимался в горы. Природа Русского Севера была близка, родственная его душе. Писал все до мельчайших подробностей. Картины, написанные в этих местах – вершины его дарования: «Тайга на Урале. Синяя гора», «Сибирь», «Кама», «Северный край», «Озеро»… в них ощущаются пространственный размах, величавость гор, полноводность сибирских рек, суровость и могущественность лесов.

«Красные скалы в Кисловодске», 1895 г.

Сразу же после Урала им была предпринята поездка на Кавказ. «Поездка на Кавказ, - писал Васнецов, - дала мне возможность видеть проявления стихийных сил природы в их кульминационном пункте. Нагроможденные друг на друга скалы, пропасти, вечные снега и тучи, ползущие по скалам, дали мне темы для картин».

С. Малютин. Портрет Аполлинария Васнецова, 1914 г.

В 1914 году ещё раз едет в Крым, Феодосию, чтобы самому увидеть, как меняются краски неба при затмении. А зимой, уже в Москве, Аполлинарий Михайлович написал две картины – «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень» и «Полное солнечное затмение в Феодосии» - Это сказка самой природы, ее преображение, фантастический пейзаж. Удивительно сине-фиолетовые, желтые оттенки, возникшие в природе, странные силуэты домов, помертвевшее море…

«Московский Кремль», 1897 г.

Лирическая пейзажная живопись была любимой, но не единственной гранью таланта художника. Интерес к русской истории, к облику прошлого и быту возник у Аполлинария Васнецова ещё в 1890-е годы, а московская архитектура нашла своё отражение уже в картине 1894 года «Московский Кремль. Соборы», написанной из окна квартиры в Замоскворечье, где в это время жил художник.

«Красная площадь во второй половине XVII века», 1925 г.

Старина Москвы захватывала его все больше. Он собирал историческую библиотеку, ходил на лекции В. О. Ключевского. В журналах появились рисунки памятников архитектуры древней столицы за подписью Аполлинария Михайловича Васнецова.

«Основание стен. Постройка первых стен Кремля», 1903 г.

Аполлинарий Михайлович так увлекся историей Москвы, что решил проследить в картинах всю историю развития города, эпоху за эпохой: «Основание стен. Постройка первых стен Кремля», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVIIвеке», «Книжные лавочки на Спасском мосту», «Лубяной торг на Трубеже в XVIIвеке», «На крестце в Китай-городе», «Красная площадь во второй половине XVIIвека» и др.

«Московский Кремль при Иване III», 1921 г.

«Я был поражен видом Москвы, - вспоминал художник, - конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами, соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их».

«Зимний сон», 1908-1914 г.

А. М. Васнецов предпринял несколько поездок за границу в Париж, Рим, Неаполь, Флоренцию. В Париже за картины «Элегия» и «Зимний сон» получил серебряные медали.

Улица в городе. Эскиз декорации оперы П. И. Чайковского «Опричник», 1911 г.

В 1900 г. Васнецову присвоили звание академика Академии художеств.

А. М. Васнецов проявил себя и как талантливый театральный художник. В 1885 году он начал работать в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова. В начале 1900-х годов создал декорации к операм: «Град Китеж» С. Н. Василенка, «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова для Мариинского театра, «Опричник» П. И. Чайковского, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Жизнь за царя» М. И. Глинки и др.

После смерти Виктора, которую художник тяжело перенес, он вел спокойную размеренную жизнь. Занимался живописью, делал доклады по изучению старой Москвы, выступал в Археологическом обществе, был членом Московского астрономического общества. 17 лет руководил пейзажным классом в Училище живописи, ваяния и зодчества. Из его мастерской вышли впоследствии ставшие известными художниками живописцы Сергей Герасимов, Василий Мешков, В.В. Крайнев, В.А. Филиппов, Николай Терпсихоров, В.Ф. Штраних. На лето с семьей уезжал в село Демьяново под Клин. Здесь много писал, наблюдал природу в разные часы, в разную погоду. «Писать, писать с натуры, пока глаза видят и руки держат кисть!» - было единственным желанием художника.

«Ветка яблони», 1930 г.

«Шум старого парка», 1926 г.

В 1926 году А. Васнецов написал картину «Шум старого парка», ставшую живописным завещанием художника. На берегу пруда в позе глубокого раздумья сидит седой старик. Надвигаются сумерки. Мы видим и слышим шум ветра. Он сгибает кроны деревьев и гонит рябь по чёрной воде. Что может привидеться старому человеку? Перед его глазами проходит череда воспоминаний о прошлом, о сбывшихся и не сбывшихся надеждах, о том, как всё было...

Памятник В. М. и А. М. Васнецовым, скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор С. П. Хаджибаронов, 1992 г.

Аполлинарий Михайлович Васнецов умер 23 января 1933 года. Был похоронен на Введенском кладбище подле старшего брата.

Завершить мой рассказ об Аполлинарии Васнецове позвольте словами русского художника Александра Бенуа: «Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у «Аполлинаши» удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей... Прелестен был и его «сибирский» говор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей».

6 августа 2021
Коза Дереза
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?