Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

«Выразить сказку истории» (170 лет со дня рождения В.М. Васнецова)

Этот пост для любителей изобразительного искусства.

15 мая 2018 года исполняется 170 лет со дня рождения знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926). Все мы еще со школьной скамьи знакомы с картинами этого великого маcтера.

Виктор Васнецов прожил большую, многотрудную жизнь. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первый, кто обратился к былинно-сказочным сюжетам. Именно он автор «Аленушки», «Богатырей», «Ивана-Царевича на Сером Волке».

Родился будущий художник в Вятской губернии в многодетной семье сельского священника. «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не «народнически», а по-просту как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины», - рассказывал впоследствии Васнецов.

По семейной традиции мальчика стали готовить к званию священника. Однако Виктор избрал для себя другой жизненный путь. С детства он пристрастился к рисованию и живя в Вятке, серьезно занялся художеством, и на первые вырученные от проданных картин деньги отправился в Петербург.

Виктор поступил в Академию художеств, он хорошо учился, и много подрабатывал, ведь на помощь родителей ему рассчитывать было нельзя. Юноша давал уроки, делал рисунки для различных издательств и журналов. С начала 70-х годов основное внимание он начинает уделять работе над картинами. Первые его работы принадлежали к области бытового жанра, и были типичными для передвижников.

«Особой струнке дарования» Васнецова соответствовали сюжеты картин «С квартиры на квартиру» и «Книжная лавочка».

Картина «С квартиры на квартиру», изображает двух немощных стариков, обреченно бредущих со своим скарбом по льду Невы. Мы видим замерзшую реку, величественный Петропавловский собор, летающих над проталинами чаек. Удручающий пейзаж подчеркивает печальные лица стариков, их согбенные позы, нищенские пожитки – перед нами картина беспросветной бедности, унылого существования. «Что за бедные люди, что за печальная порода человеческая!» - писал критик В.В. Стасов о персонажах картины.

Картина «Книжная лавочка» отражает обыденную сцену жизни простого русского народа в те времена. Мужик с топором за поясом заинтересован яркой картинкой, которую, скорее всего, выбирает для украшения дома. Следом за мужиком стоит приходской священник с сыном. Батюшка комментирует картинку, одобряя выбор покупателя. За спиной духовного наставника две любопытствующие бабы внимательно слушают комментарий. Два мальчишки-оборванца разглядывают картинки, а вокруг солнце, голуби на крыше, ясное небо. Мерно текут серые будни провинциальной Руси.

Со временем Васнецов все больше и больше проявляет интерес к образам старинных сказаний, захвативших его воображение еще в детстве. Поездка в Париж по приглашению Репина укрепила Васнецова в стремлении к эпически-былинным темам. Именно там возник облик будущих знаменитых Богатырей.

«Решительный и сознательный переход из жанра (бытового) совершился в Москве златоглавой, - писал художник - конечно… почувствовал, что приехал домой – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать…».

Москва была увлечена в то время музыкой. Позже Васнецов говорил: «Без музыки я, пожалуй, не написал бы Аленушки и Богатырей. Все они были написаны в ощущениях музыки». Но самое большое влияние оказало на Васнецова знакомство с Саввой Морозовым, знаменитым меценатом, который собирал знаменитостей в с. Абрамцево. Абрамцевские годы стали едва ли не самыми плодотворными в жизни художника.

Размышления над «Словом о полку Игореве» подсказали сюжет картины «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880 г.), которая стала одним из первых опытов создания эпического полотна, посвященного древнерусской истории.

Синие облака, пронизанные огненным диском луны, нависают над полем брани. Мерцают доспехи, пламенеют багрянцем красные щиты, земля укрыта полевыми цветами. Словно преграждая путь врагу, раскинулись тела павших русских героев: «да здравы будут князья и дружина, поборя за христьян против поганых полков. Князьям слава и дружине. Аминь!»

Крамской писал Третьякову про эту картину: «Она то нравится, то нет, а между тем вещь удивительная».

Затем Васнецов обратился к народной сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему претворив ее в живописи. Аленушка сидит печальная, поникшая, на берегу заброшенного пруда, сжалась в комочек, опустила голову на колени, а за спиной шумит темный бор. В картине Васнецов передал истинно русский, национальный облик девочки-крестьянки, душевную красоту русской женщины.

В 1882 г. художник возобновил работу над «Витязем на распутье». Все сказочно на картине - и богатырь на коне, и природа, предупреждающая об опасности. Поле выглядит мертвым, безжизненным, оно усеяно валунами и разбросанными черепами. Перед путеводным камнем остановился витязь. Белый конь не двигается с места, дает хозяину подумать, прочесть слова на камне: «Как прямо ехати – живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Позднее художник приступил к работе над монументальными росписями, занимался росписью храмов, больших стен, декораций в театре. Выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, многочисленные пейзажи и портреты. Среди напряжённой работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышления над громадными полотнами «Богатыри» и «Иван-Царевич на Сером Волке».

В 1889 г. Васнецов создает монументальное полотно «Иван-Царевич на Сером Волке». Сквозь дремучий лес, сплетённые ветви которого напоминают костлявые руки Бабы-Яги, мчится огромный сказочный волк. Недобрые силы окружают Ивана-Царевича и Елену Прекрасную. «Твой «Иван-царевич на волке» привел меня в восторг, я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества». - Так писал Васнецову после выставки картины Савва Иванович Мамонтов.

Одной из самых значительных и популярных картин Васнецова стали «Богатыри». «Я работал над Богатырями… они были творческим долгом, обязательством перед родным народом…», - вспоминал художник.

Среди широкой, поросшей ковылем, каменистой степи остановились три всадника и зорко всматриваются вдаль. Художник не просто воссоздает облик былинных героев, но и убедительно раскрывает их характеры. Илья Муромец – прост, могуч, умудрен жизненным опытом. Молодой красавец, «душа-парень» Алеша Попович – ловок, находчив, полон отваги и смелости. Добрыня Никитич – воплощение гордости, чести и воинского долга.

Колорит картины, гармония красок усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. Не случайно пейзаж вызывает в памяти строки из «слова о полку Игореве»: «О русская земля! Ты уже за холмом».

Стасов написал отдельную статью о «Богатырях»: «… увидели, что народ – это сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся…»

Картина заняла заслуженное место в Третьяковской галерее, а рядом - «После побоища…» и «Иван-Царевич...».

Один из французских журналов писал: «Васнецов является лучшим и наиболее красноречивым выразителем русской души».

Васнецов - изумительный труженик, большой умница, истинно русский художник, воплотивший в своих полотнах величие русской земли, мудрость русского народа, работал до самого последнего дня своей жизни. Умер Виктор Михайлович в Москве 23 июля 1926 года, а в доме, в котором он жил открыт музей.

О других картинах художника мы поговорим в следующий раз.

15 мая 2018
Коза Дереза
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?