Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Художественный талант Ильи Ефимовича Репина

Илья Ефимович Репин русский художник-живописец, пожалуй, самый яркий представитель реализма в русской живописи.

Сегодня хочу напомнить читателям о тех произведения, которые не перестают радовать поклонников мастера, а молодым художникам служат классическими примерами высокого мастерства. 5 августа 2019 г. исполняется 175 лет со дня рождения живописца.

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года (по старому стилю) в городе Чугуеве Харьковской губернии, в семье военного переселенца. Военными поселенцами в те годы называли людей, которые в мирное время крестьянствовали на земле, но по первому зову должны были встать под ружье. Мать художника была грамотной и много занималась образованием детей, читала вслух произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского.

Художественные способности у мальчика впервые обнаружились, когда он помогал матери расписывать пасхальные яйца. Первые краски в дом принес двоюродный брат Ильи. Илья Ефимович вспоминал: «Трофим оставил мне свои краски, и с тех пор так впился в красочки, прильнул к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я одурел от усердия». Однако мать не имела возможности дать Илье художественное образование, и мальчик был отдан в местную школу топографов.

«После долгих ожиданий и мечтаний я попал, наконец, в самое желанное место обучения, где рисуют акварелью и чертят тушью, - в корпус топографов; там большие залы были заставлены длинными широкими столами, на столах к большим доскам были прикреплены географические карты, главным образом частей украинского военного поселения; белые тарелки с натертою на них тушью, стаканы с водою, где купаются кисти от акварельных красок, огромные кисти... А какие краски! Чудо, чудо!».

После того, как школа была закрыта, юноша поступил в мастерскую иконописца Н. Бунакова. Здесь Репин с пятнадцати лет стал принимать участие в росписи сельских церквей.

Услышав рассказ о И.Н. Крамском, покинувшем родные места, чтобы учиться в Академии художеств, 19-летний Репин скопил 100 рублей и тоже поехал в Санкт-Петербург поступать в Академию. Однако попасть в Академию с первого раза ему не удалось, и Репин поступил в подготовительную художественную школу Общества поощрения художеств. Одним из преподавателей в художественной школе был Иван Николаевич Крамской, ставший впоследствии наставником молодого художника.

В январе 1864 года Репин был принят в Императорскую Академию художеств вольнослушателем. В стенах Академии Илья подружился с В. Поленовым, М. Антокольским, В. Стасовым.

Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, мифологические, библейские темы, Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию: портрет «Академический сторож», «Воздушный поцелуй, или Приготовление к экзаменам».

Одна из наиболее известных картин Репина «Бурлаки на Волге». Сюжет картины возник у художника во время прогулки под Петербургом: на Неве он увидел рядом с прогуливающимися барышнями и кавалерами черных от пота и грязи, оборванных бурлаков, тянущих баржу. Под впечатлением от увиденного Илья Ефимович совершил две поездки на Волгу, чтобы изучить там типажи. Впоследствии картина «Бурлаки» была показана на многих европейских выставках и имела большой успех. Картина была куплена великим князем Владимиром Александровичем. После «Бурлаков» Репин окончательно выбрал путь реалистического искусства.

«Я не могу и никогда не мог заниматься непосредственным живописным творчеством, украшательством, делать из своих картин яркие красочные ковры, ласкающие глаз. Всеми своими ничтожными силами я стремлюсь олицетворять мои идеи о правде жизни. Окружающая жизнь, наша русская действительность меня слишком волнует, беспокоит, мучает днем и ночью, не дает покоя и сама просится на холст», - вспоминал И.Е. Репин.

В 1871 году уже состоявшийся художник Репин окончил Академию художеств. Тема его дипломной работы на библейский сюжет - «Воскрешение дочери Иаира». Илья Ефимович блестяще справился с поставленной задачей; он сумел передать в картине жизненные, правдивые черты и получил Золотую медаль, что дало ему право на заграничную поездку за казенный счет.

Репин создал целую галерею портретов современников: В. Стасова, химика Д.И. Менделеева, П.М. Третьякова, М.И. Глинки, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета и др. Репин тесно общался с великим русским писателем Л.Н. Толстым. Они дружили более трех десятков лет. Художник написал множество портретов Толстого и членов его семьи. Он запечатлел Толстого в разные периоды его жизни и в самой разной обстановке: «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами», «Толстой на отдыхе в лесу», «Толстой на молитве», «Толстой на пашне». Кроме того, Репин проиллюстрировал некоторые произведения Льва Николаевича.

Портрет М. Горького был написан, когда писатель отдыхал не подолёку от репинской дачи. Его картины почти сразу приобретались известным русским коллекционером П.М. Третьяковым.

В 1873 году Репин в качестве пенсионера вместе со своей семьей отправился в Париж. Также художник посетил Италию и Австрию. За границей Репин пишет произведения «Продавец новостей в Париже», «Парижское кафе», «Еврей на молитве», «Девочка-рыбачка». В качестве отчета о пенсионерской поездке перед Академией художеств он создает картину «Садко». Картину приобрел Александр III. Морские зарисовки художник делал по атласам, даже посетил аквариум в Берлине. А прототипом Садко стал художник В.М. Васнецов.

В июле 1876 года Илья Ефимович возвращается в Россию, после чего осенью того же года едет в Чугуев повидать родных. Результатом этой поездки стали картины художника о провинциальной жизни: «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», «Протодиакон», «По грязной дороге», эскиз «Крестного хода». В сентябре 1877 года живописец переезжает в Москву, где в последующие пять лет создает несколько выдающихся произведений: «Крестный ход в дубовом лесу», «Крестный ход в Курской губернии» (закончен в Петербурге), «Царевна Софья».

В период пребывания Ильи Ефимовича в Москве большое значение для него имело знакомство с семьей Мамонтовых. Именно в имении Абрамцево в 1878 году художнику впервые попался текст послания казаков турецкому султану. Сюжет настолько захватил Репина, что в тот же день он набросал эскиз. После этого Илья Ефимович в течение нескольких лет изучал историческую литературу, путешествовал по местам Запорожской Сечи. В результате в 1891 году была закончена картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Илья Ефимович был великолепным рисовальщиком. Вот что пишет об этом Игорь Грабарь: И. Репин «до страсти любил и рисовать. Без рисования он едва ли провел хотя бы один день своей жизни». Он «никогда не подходил к натуре с заранее составленной системой приемов», «перед некоторыми из его рисунков не знаешь, не выше ли еще стоит Репин-рисовальщик» по отношению к Репину-живописцу. Верность репинского глаза и репинской руки поистине феноменальна...».

Одно из самых известных произведений Репина картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», написанная в 1885 году. После первого дня показа на выставке в Москве полотно было приказано убрать. Больших усилий стоило получить разрешение выставить картину в частной коллекции П.М. Третьякова, который ее приобрел.

В эти же годы Репин работал над знаменитым полотном «Не ждали». Мы видим момент, когда в комнату заходит мужчина – возвращенный политический ссыльный. Он худой, на нем потрёпанное пальто. И как рады его возвращению родные. Здесь удалось передать переход «от радости к изумлению».

В конце 80-х годов для Репина наступают тяжелые годы, в его семье «поселился раздор» после 15-летней супружеской жизни Илья Ефимович и Вера Алексеевна Репина (Шевцовой) расходятся, разделив детей, старшие дочери Вера и Надежда остаются с отцом, а младшую Татьяну и сына Юру забирает мать.

Фото взято с сайта: И. Репин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mega- http://ilya-repin.ru/fotography.php

В том же году Илья Ефимович выходит из Товарищества передвижных художественных выставок, обвинив его в бюрократизме. Кроме того ухудшилось здоровье художника. Чтобы обрести душевную гармонию, он приобретает имение Здравнево в Витебской губернии на берегу Западной Двины, занимается хозяйством и творческой деятельностью.

В 1893 году Репин избирается действительным членом Петербургской Академии художеств; с 1894 по 1897 год он был профессором - руководителем самой популярной и многочисленной мастерской в Академии, даже занимал должность ректора. Среди его учеников были такие знаменитые художники, как Б.М. Кустодиев, И.Э. Грабарь, Н.И. Фешин, В.А. Серов. Вот как описывает Репина-педагога Н.И. Фешин: «Репин никогда не подавлял своим мнением индивидуальности студента, напротив, как большой художник, он всегда ценил в нем более или менее оригинальное... Он никогда не пытался «учить», считая это ненужным для людей с техническим опытом и типом мышления, которые студенты уже были, поступая в Академию. Однако его советы как мастера всегда имели исключительную ценность и силу логики. Казалось, что он видит не только работу, но и душу художника...».

В 1901 году Репин, получив правительственный заказ, начинает монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Художнику было дано разрешение посещать все заседания Совета с правом писать, рисовать с натуры и фотографировать. Произведение было завершено через два года. Площадь полотна составила 35 кв. метров. Оно стало последним большим произведением Ильи Ефимовича.

В 1899 году Репин женится во второй раз. Его избранницей стала Наталья Борисовна Нордман-Северова. В 1900 году они переезжают на дачу в «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина. В 1908 году начали печататься первые главы книги воспоминаний И.Е. Репина «Далекое близкое», в которой оживают картины детства и юности художника. В 1914 году 28 июня умерла его вторая жена Н.Б. Нордман. В 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами. Настали трудные времена. Чтобы прокормить себя, художник был вынужден продать некоторые свои картины.

Из воспоминаний К.И. Чуковского о Репине: «...когда к старости у него стала сохнуть правая рука и он не мог держать ею кисть, он сейчас же стал учиться писать левой, чтобы ни на минуту не оторваться от живописи. А когда от старче­ской слабости он уже не мог держать в руках палитру, он повесил ее, как камень, на шею при помощи особых ремней и работал с этим камнем с утра до ночи. И когда, бывало, ни войдешь в ту темную, низкую комнату, которая была расположена под его мастерской, всегда слышишь топот его старческих ног: это значит, что после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст, потому что мазки были у него рассчитаны на далекого зрителя, и ему приходилось проверять их на большом расстоянии; значит, он ежедневно вышагивал перед каждой картиной по нескольку верст и только тогда отставал от нее, когда изнемогал до бесчувствия. Порой мне казалось, что не только старость, но и саму смерть он побеждает своей страстью к искусству. Когда я посетил его в Финляндии в 1925 году, я отчет­ливо видел, что этот «полуразрушенный полужилец могилы» только и держится здесь, на земле, своей сверхчеловеческой работой, что он только ею и жив».

Репин И.Е. отдал искусству более полувека титанического труда. Это был неутомимый труженик, художественный талант которого неоценим и по сей день.

Гениальный мастер умер в возрасте 86 лет, в 1930 году, прожив великую, насыщенную трудом и необъятной покорностью искусству жизнь. Его темпераментная живопись - полна жизни и солнца - всегда каждому дарует подлинное наслаждение.Из последних писем: «Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь распростёртый в прахе, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим».

5 августа 2019
Коза Дереза
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?