Его проза мирового уровня бесценна, снова и снова перечитываешь и видишь его влюбленность в мир, это и острая сатира, и глубина, и обращение к детству, которое совершенно не случайно, эту детскость он пронес сквозь всю свою литературу.
Сергей Шаргунов
Один из лучших российских писателей, автор блистательных повестей и рассказов Фазиль Искандер хорошо известен в нашей стране и за рубежом. Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуми в семье владельца кирпичного завода. Отец по национальности иранец, мать — абхазка. В 1939 году отец будущего писателя был депортирован за пределы страны вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше Фазиль его никогда не видел Его мама, Лейли Хасановна, была родом из горного абхазского села, и многочисленная родня — дедушка, бабушка, дядюшки и тетушки приняли участие в воспитании подростка. С золотой медалью он закончил русскую школу в Сухуми и хотел учиться на философском факультете МГУ, но в те годы в советских вузах была разнарядка — сколько студентов соответствующей национальности можно принимать. Историю о том, как золотой медалист не прошел в МГУ, оскорбившись замечаниями экзаменаторов насчет национальности, писатель изложил в фабуле рассказа «Начало». Философом он не стал. Искандер поступил в Московский библиотечный институт, а затем перешел в Литературный институт им. Горького и в 1954 году закончил его в качестве поэта.
По окончании института Искандер работал журналистом в газетах в Брянске и Курске, потом в издательстве в родном Сухуми. Дебютировал как поэт в 1952 году. Первый сборник стихов «Горные тропы» вышел на русском языке в 1957 году в Сухуми.
В 1962 году он переехал в Москву. Литературная жизнь столицы в те годы бурлила, была похожа на большой вулкан.
В1966 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть «Созвездие Козлотура», написанная как сатира на непродуманные реформы. Действие происходит в одной из южных республик, где выводят и рекламируют новую породу рогатого скота .
Фазиль Искандер создавал свой мир, просто сочинял истории, создавал и совершенствовал СВОЮ землю, СВОИ города и села, СВОИХ людей, похожих и в то же время непохожих на реальную действительность. Он продолжал писать стихи, но широкую известность ему приносит проза. Выходят книги рассказов и повестей «Дерево детства», «Первое дело», «Время счастливых находок», «Начало», «Под сенью грецкого ореха», «Защита Чика».
Главные точки на Земле Искандера — Чегем и Мухус. Село Чегем, кажется, и вправду затерялось где-то на Кавказе, но не в Абхазии. А города Мухуса не существует вовсе. Вот в этих замечательных местах и живет человек по имени Я. Иногда его, правда, окликают по-другому, например Зеноном или коротким смешным словечком Чик, но это абсолютно неважно — все книги Фазиля Искандера можно читать как огромную автобиографию. А можно - как историю нашей страны. Многие рассказы и повести писателя адресованы подросткам. Особенность его детских рассказов, как и всего творчества, заключается в том, что они пронизаны искрометным юмором.
Началось все с небольшого совершенно детского рассказа «Первое дело», молодой поэт попробовал написать в прозе, как однажды тетушка послала его на мельницу. Потом семья стала разрастаться, пришли соседи, родственники, знакомые.
Наконец появился Сандро из Чегема - герой бесконечной эпопеи «Сандро из Чегема». И с этого на Земле Искандера появилась своя собственная литература, не похожая ни на какую другую. Это не просто роман, а цикл новелл, над которыми писатель работал не одно десятилетие. У них нет сюжетной линии, но один главный герой. По мотивам одной из новелл - «Пиры Валтасара» снят художественный фильм, в котором главный герой Сандро Чегемский приглашен на банкет к Сталину. Сандро из Чегема— воплощение юмора, иронии, веселья. Он постоянно шутит, рассказывает смешные истории из жизни, описывает свои подвиги, смеется над своими друзьями, но может и над собой посмеяться, он не боится выставить себя в невыгодном свете.
Фазиль Искандер рассказывал о родной Абхазии и её многонациональных жителях так, что читателю, где бы он ни жил, начинает казаться, что этот мир , эти люди ему хорошо знакомы. А ещё читатели его произведений должны обладать хорошим чувством юмора. Именно там, в стране Чегема и Мухуса, нашелся очень простой ответ на очень сложный философский вопрос: «Цель человечества — хороший человек, и никакой другой цели нет и не может быть». А если кто-нибудь не знает, что это значит «хороший человек», пусть прочитает что-нибудь из Искандера.
По сценариям и мотивам произведений Ф. Искандера снято несколько художественных фильмов. Фазиль Абдулович — лауреат многих премий, в том числе Пушкинской, премии «Триумф».
Последние десятилетия жизни писатель провел в подмосковном Переделкино. В июле 2016 года Ф. А. скончался от сердечной недостаточности.
«У Фазиля было все, что должно быть у великого писателя. Он видел мир в целом, а не в частностях, и описывал его с особым, бесподобным юмором.» - так о нем пишет современный писатель Евгений Водолазкин. Творчество Ф. А. Искандера стало частью мировой культуры. Не случайно его произведения переведены на многие языки. Люди всегда нуждались и нуждаются в любви, искренней вере в добро, в разумность мира. Художественный мир Ф. Искандера был и остается тем местом нравственной силы, которое делает человека человеком.