«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный».
Ираклий Андронников

За долгие годы, однако, сложилось устойчивое мнение не только у детей, но и взрослых, что Чуковский – гениальный сказочник, но и только. Сам он не без некоторого неудовольствия как-то заметил: «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Мух – Цокотух», вообще ничего не писал». Но именно эта его деятельность является поистине великой – несколько поколений детей начинают свою жизнь с его стихов на устах, именно сказки Чуковского, которые в свое время произвели переворот в поэзии, открывают ребенку путь в большую литературу.

Жизнь Чуковского не была гладкой, однако он довольно быстро нашел дорогу к своему призванию. Настоящее имя его, как я уже упоминала в начале, Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился 31 марта 1882 года в Петербурге. Его мать, Екатерина Осиповна, - крестьянка Полтавской губернии. Отец, петербургский студент, покинул семью, когда мальчику было около 3-х лет, и Екатерина Осиповна с двумя детьми переехала жить в Одессу. Семья жила очень бедно, мать зарабатывала на жизнь стиркой белья. Всё же ей удалось отдать детей в гимназию, но Николая отчислили из пятого класса по указу царя «о кухаркиных детях». Чтобы помочь семье, Николай был вынужден перепробовать множество профессий: помогал рыбакам чинить сети, клеил афиши, красил крыши. А каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал «запоем и без всякого порядка – и К. Фишера, и Лескова, и Спенсера, и Чехова!». Экзамены за гимназический курс он сдал: экстерном.
С 1901 года он стал печататься в газете «Одесские новости», писал, главным образом, о выставках картин и о книгах, делал переводы с английского. Из своей длинной фамилии «Корнейчуков» он придумал литературный псевдоним «Корней Чуковский». Этот псевдоним впоследствии он сделал своим именем и передал по наследству своим детям. С 1905 года Чуковский жил в Петербурге, занимался журналистикой.




В 1916 году Максим Горький задумал открыть при издательстве «Парус» детский отдел и привлёк Чуковского. В том же году вышла первая книга К. Чуковского для детей – сказка в стихах «Крокодил». Эту сказочную историю Корней Иванович сочинил для своего заболевшего сына Коли. Такое не раз бывало в литературе для детей: сказка, придуманная для своего ребенка, становилась затем литературным произведением. Следом за «Крокодилом» появились другие сказки: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Доктор Айболит», «Бармалей», «Путаница». А сколько было споров по поводу сказок! В каких только смертных грехах не обвиняли писателя, каких сопоставлений ни делали, усматривая в них политические намёки. Детям же эти взрослые «изыскания» ни к чему, они весело маршируют по стихотворным строчкам вместе с поэтом:

Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
Чуковский хорошо знал детей, изучая их много лет, но главное – он чувствовал, как расшевелить ребенка, освободить его фантазию, как звуком, ритмом, мелодией стиха увлечь за собой. Корней Иванович Чуковский рассказал об истории создания своих сказок в статье «Признания старого сказочника». Он считал, что «писатель для малых детей непременно должен быть счастлив, как и те, для кого он творит».




В 1962 году К. Чуковскому исполнилось 80 лет, Оксфордский университет присвоил ему почетное звание доктора литературы, для получения которого он был приглашён в Англию.
Умер К. И. Чуковский в 1969 году. Детский писатель, критик, литературовед, переводчик, человек, он был наделен огромным трудолюбием. По Чуковскому – ничто не должно отвлекать от главного – от РАБОТЫ. Работа - его добровольная каторга. Писал он трудно, долго, с бесконечными переделками и правками. Работа – его единственная радость и утешение. Ведь только она позволила перенести всё, что выпало на его долю. А выпало немало. Смерть троих детей. Ссылки, расстрелы, гонения сверстников, товарищей, учеников. Невежественные и грубые нападки всевозможных критиков. И стынущий от голода и холода послереволюционный Петербург. И военная Москва 41-ого года. И эвакуационный Ташкент. И много ещё, от чего спасла, заслонила и уберегла только работа. Корней Иванович Чуковский, несомненно, относится к одним из тех, кого по-английски называют «selfmademan» - «сам себя сделавший человек».