«Очень мало было авторов, писавших сказки. Поэты
этого рода – действительно редкое и удивительное
явление. Здесь не может быть подделки, и здесь
поэзия и выдумка первоклассны, здесь
индивидуальность автора исключительна». Ю. К. Олеша

Юрий Карлович Олеша родился на Украине в городе Елисаветграде, его отец был польским дворянином. Он имел древние корни:
его предки были очень именитые, им полагался родовой герб: олень с золотой короной, надетой на шею. Своей
родиной он считал Одессу, именно там прошли его детство и юность. Олеша говорил, что мир делится на окончивших Ришельевскую

гимназию и не окончивших её. После окончания гимназии он поступил в университет на юридический факультет.
Насыщенная культурная жизнь Одессы способствовала воспитанию будущего писателя. «Литература началась для него очень рано – с одесских поэтичных альманахов, с собственных стихов, которые ещё 16-летним гимназистом он видит напечатанными в журналах, с многочисленных в Одессе тех лет вечеров поэтов, сильнейшим образом его интересовавшим.
Стихи Олеши весьма занимали тогда «поэтов Одессы»,
их с «восхищением читали, имитируя его манеру декламации – медлительно – торжественную и протяжно – певучую», - вспоминает один из современников.
В 1922 году Олеша переехал в Москву, писал стихотворные фельетоны и статьи, подписывая их совсем не поэтическим псевдонимом Зубило. Свой знаменитый
роман-сказку «Три толстяка» Олеша писал в перерывах между работой для газеты железнодорожников «Гудок». Жил он в то время в крохотной комнатке, писал, лёжа на полу, используя для этого рулон типографской бумаги.

Свое первое прозаическое произведение Юрий Карлович опубликовал в 1928 году, иллюстрировал книгу художник М. Добужинский. Как говорил писатель, сказка является отражением гигантских событий в жизни общества. В романе происходят события, чрезвычайно похожие на те, очевидцем которых он был (революция, Гражданская война, освобождение Одессы от оккупантов). Это, несомненно, политический роман, окрашенный сказочностью, проникнутый романтическим отношением автора к революции.
Восприятие революции как, счастья свойственно всем положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспаро Арнери.
Вымышленный красивый, сказочный город чем-то неуловимо напоминает милую автору Одессу: похожие на большие шары фонари, большие часы во дворце, где пряталась Суок – своеобразная копия других часов-великанов с Дерибасовской улицы, романтическая башня – городская достопримечательность. И любовь Олеши к цирку, его увлечение театром тоже нашли отражение на страницах романа.
Первый раз я читала «Трёх толстяков» очень давно, в детстве. Это, несомненно, политический роман. И попробуй писатель пренебречь образной речью, метафорами, юмором – одним словом, всем тем, что составляет богатство Олеши-художника, «Три толстяка» и читались бы по-другому, с меньшим увлечением.
Больше
всего меня восхитило, какими красками он рисует картины природы, как описывает одежду и вещи, быструю езду, аппетитные запахи дворцовой кухни, зверей и птиц, какие штрихи и чёрточки выбирает для описания своих героев. Поразительно меткий, изящный, поэтический язык! Ведь
сказка не может обойтись без волшебных красок, не может быть серой и одноцветной. Олеша обладал всеми качествами прирожденного писателя-сказочника.
Конечно, после публикации сказка вызвала огромный читательский интерес. Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафоричного стиля.
В 1930 году Юрий Карлович сделал инсценировку «Трёх толстяков» по заказу МХТа, которая до наших дней успешно идёт во многих театрах мира. По сказке Олеши поставлены балет и художественный фильм (реж. А. Баталов).
Публикация второго романа «Зависть» вызвала полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. Нежелание и невозможность преуспеть в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим.
«Зависть» насчитывала 300 черновых начал, Юрий Олеша остановился на 301-ом. 
Казалось бы, писатель всё выше должен был подниматься на волне своего успеха, но в начале 30-ых годов он надолго замолчал.
Судьба Олеши – одна из самых трагических в советской литературе, и в то же время одна из типичных судеб эпохи. Свою писательскую славу, к которой относился очень ревностно, он подкреплял пересказами замыслов, публикациями коротких рассказов и очерками, пьесами, сценариями.
Он привык работать над рукописью, сидя перед огромным окном в кафе «Националь». Иные, видевшие Олешу тогда, говорили, что он был похож на Бетховена, иные – что на короля Лира или на Чарли Чаплина.
Его записи под названием «Ни дня без строчки» были изданы после его смерти. Замечено ли биографами пророчество собственной судьбы? В 1928 году в «Трех толстяках» у доктора Гаспара Арнери «лопнуло сердце». Сердце же «лопнуло» в мае 1960 года и у создателя бессмертного романа-сказки.
За час до смерти Олеша попросил: «Снимите с лампы газету! Это неэлегантно». Когда его положили в гроб, в петлицу пиджака ему вдели красную розу. «Из всех красок самая красивая – кармин. И название её прекрасное и цвет», - как-то заметил Олеша.