26 марта исполняется 95 лет со дня рождения ГЕННАДИЯ ЦЫФЕРОВА — советского писателя-сказочника, сценариста и драматурга.
Геннадий Цыферов родился 26 марта 1930 года в Свердловске (сегодня это Екатеринбург). Его отец Михаил Цыферов был ландшафтным архитектором. Он занимался проектированием и разбивкой парков, озеленением города. У мамы была скрупулёзная работа бухгалтера. Родившегося сына они назвали Генрихом, поскольку отец наполовину был немцем. Только в 1946 году, при оформлении паспорта, будущий писатель сменит имя и станет Геннадием.В годы Великой Отечественно войны Генриху было 11 лет. Фашисты приближались к столице, куда семья переехала после назначения отца на должность директора треста «Госзеленстрой». Для эвакуации была выбрана вятская деревня Спасо-Талица, где проживали родственники матери. Там, в сельской школе, талант мальчика заметила учительница. Она всегда отмечала его сочинения и читала их вслух всему классу.
Вот что рассказала позже Людмила Цыферова, дочь писателя: «В деревне его учительницей стала сестра деда – Анфиса Михайловна Вылегжанина, о которой сельчане отзывались: дескать, Анфиса странная, как нездешняя. Почвой для этих толков была любовь учительницы к поэзии и, особенно, к забытому поэту Надсону. Она-то первая и заметила в мальчике дар слова. Как-то он написал в сочинении на вольную тему: «Холодной зимой солнышку тоже холодно. А я его к себе на печку возьму. Вот вместе согреемся и забудем о войне...». Учительница верила, что из мальчика вырастет хороший писатель. И она не ошиблась.Отец
Михаил Цыферов имел бронь от мобилизации, но передал ее своему сотруднику, которому она была нужнее, и уехал на фронт. Через год он пропал без вести, как сгинул.
Отец привиделся мальчику во сне. Позднее Геннадий Михайлович написал об этом в рассказе «Чудо»: «Вдруг распахнулось окно... Рядом золотым солнечным светом блестел лес, и его кромка была похожа на алый петушиный гребень. Казалось, что вот-вот и гребень закукарекает. И стало смешно. Неожиданно я услышал голос отца: «Над чем смеешься, сынок?». А я ответил:
«Радуюсь лету, радуюсь, что я с тобой. Помнишь, как мы давно мечтали поехать за город?». И в этот миг войны не стало. Медленно под ветром колыхались подсолнухи. В небе спокойно плыли облака. И поле представлялось огромной рекой, залитой солнцем. Но тут видение растаяло, и мама спросила: «Где ты был все это время?». И шепотом я ответил: «Думал о папе».Вместо японского
В 1949 году Геннадий Цыферов поступил в Институт востоковедения. Он мечтал об изучении японского языка, но сильная близорукость помешала зачислению на этот факультет. Ему предложили учиться на монгольском отделении, но через два года отчислили из вуза за инцидента с деканом факультета. Благодаря этому случаю Геннадий Цыферов стал студентом педагогического института имени Н. К. Крупской. Учёба в этом вузе определила очень многое в жизни будущего детского писателя.
Ступени творчества
В 1956 году, после окончания вуза, молодой учитель пришёл работать в школу-интернат. Именно в это время он начал писать для детей, выбрав необычный стиль сказочных миниатюр, и даже отправил написанное Корнею Чуковскому. Отзыв корифея детской литературы был очень доброжелательным. Автор «Доктора Айболита» посоветовал продолжать писательское дело.Следуя совету мастера, Цыферов много пишет, выступает со сказками на радио. Дети в восторге от передач «Спокойной ночи, малыши!», «В гостях у сказки», «С добрым утром», «Опять двадцать пять». В газетах и журналах появляются его произведения.
В 1957 году в издательстве «Малыш», при содействии главного редактора Юрия Тимофеева, публикуются сказочные истории Цыферова. И хотя в них добро не борется со злом, как обычно бывает в сказках, эти лирические сказочные миниатюры наполнены легкостью, радостью и философским смыслом.В 1959 году Геннадий Михайлович становится сотрудником отдела писем детского журнала «Мурзилка». В это же время выходят одна за другой книжки для малышей: «Как стать большим», «История про двух цыплят». Сказки, сказочные повести, фантастические истории имели большой успех не только у советских детей.Творчеством современного сказочника заинтересовались издатели за рубежом. В Чехии пользовались популярностью сказки «Весна будет всегда», «Дневник медвежонка», в Болгарии – «Сказки старинного города», в Японии – «Туфельки принцессы», «Про чудака лягушонка», «Серьезные рассказы плюшевого мишки», в Венгрии – «Жил на свете слонёнок», «Хочу быть большим», а в Германии – «История про поросёнка».Автор «Ёжика в тумане» Сергей Козлов так писал о творческом процессе писателя: «…Не знаю, как это сказать, но мне кажется, что Цыферов, прежде чем выпустить несколько слов в свет, на какое-то мгновение удерживал их на губах, чуть покусывая, как золотые монеты. Отсюда ощущение, что он искал продолжение фразы ощупью. Геннадий Михайлович был импровизатором. Импровизаторы — это такие люди, к которым ноты или слова приходят мгновенно, вспыхивая драгоценной бусинкой на незримой нити воображения. И только потом, дойдя до конца, если надо, они более тщательно отделывают своё произведение… Геннадий Михайлович Цыферов никогда сразу не записывал своих сказок, и каждый раз рассказывал их по-новому».
Соавтор
В эти годы Геннадий Цыферов находит творческого единомышленника – писателя Генриха Сапгира, у которого путь в литературу тоже был тернистым. В Союз писателей его также не принимали. Другое дело телевидение! На студии «Союзмультфильм» высоко оценили творчество обоих авторов и предложили создать мультфильмы по их произведениям. Так, с 1963 года, Геннадий Цыферов стал сценаристом.
В соавторстве с Сапгиром было создано более двадцати чудесных мультфильмов. В золотой фонд советской анимации вошли: «Алешины сказки», «Лягушонок ищет папу» и многие другие.
В 1967 году мультфильм «Легенда о Григе» получил диплом XIII фестиваля мультипликации в ФРГ, а Геннадия Цыферова приняли в Союз кинематографистов. Его творчество получает новый импульс – он пишет пьесы для кукольного театра: «Сказки моей жизни», «Остается музыка» и другие. Всего их около шестидесяти!
В 1970 году спектакль «Хочу быть большим» стал лауреатом II Международного фестиваля в Венгрии.Жизнь чудака
Геннадий Михайлович жил в маленькой комнатке коммунальной квартиры в центре Москвы. Здесь было много книг, «жили» театральные куклы, которые помогали ему писать лирические сказочные миниатюры, эссе о великих Андерсене, Моцарте. Многие считали странного писателя чудаком.
О личной жизни Цыферова известно немного. Он был женат на женщине по имени Раиса. В сентябре 1956 года у пары родилась дочь Людмила, которая росла и воспитывалась на папиных книжках.
Геннадий Михайлович называл ее Люсей. Однажды они пошли в кукольный театр и попали за кулисы. Девочку поразили и расстроили куклы, которые безжизненно лежали на столе. Папа как мог успокоил дочь: «Куклы просто отдыхают после представления...».Позже Людмила Геннадьевна вспоминала, что у них в доме часто собирались творческие гости: поэт Генрих Сапгир, режиссеры Вадим Курчевский и Николай Серебряков. Часто у неё на глаза происходил процесс работы над мультфильмами.
Дочь неисправимого сказочника выросла и связала свою жизнь с книгой – с издательством «Наука». Ей удалось восстановить архив отца и вернуть авторство нескольким пьесам, а также издать новые сборники произведений.
В некоторых сказках бывает неожиданный конец, но всегда хороший. В жизни так случается нечасто. К сожалению.
Наступил роковой день 5 декабря 1972 года, день когда остановилось сердце 42-летнего писателя.Большинство книг Цыферова при его жизни из-за цензуры (?!) были запрещены к печати. Они увидели свет только во время перестройки – это 90-е годы.Все дети знают мультфильм по его сказке про паровозик из Ромашкова, который вечно опаздывал на станцию, потому что засматривался то на лесные ландыши, то на рассвет... Таким же был и сам писатель. Геннадий Михайлович мог что-то забыть, перепутать, опоздать на важное собрание. Но он не опоздал увидеть жизнь, удивиться ей и написать о ней.
«Каждый рассвет – единственный в жизни. Если мы не увидим его, мы можем опоздать на всю жизнь...».
Галина Мазненко, журналист