23 октября родился ВАСИЛИЙ БЕЛОВ – русский писатель и поэт, сценарист, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».
Василий Иванович Белов появился на свет в октябре 1932 года в небольшой вологодской деревушке Тимониха в крестьянской семье Ивана Фёдоровича и Анфисы Ивановны. родившей сына в бане на Покров. Дату рождения Василия мать запамятовала, и позднее, оформляя документы, Белов выбрал днём рождения 23 октября.
Деревенская жизнь прошлась по детству и юности Василия катком тяжёлого крестьянского труда и голода. Он потерял отца, погибшего на фронте в 1943-м. Он был старшим ребёнком в семье и рано начал работать в колхозе – помогал матери кормить и воспитывать четырех младших братьев и сестер. А ещё успевал читать запоем книги, учился играть на гармошке, купленной матерью «за полпуда ржи».
Получив в 1949-м аттестат об окончании сельской семилетки, подросток отправился учиться в ФЗО города Сокол, где освоил профессии моториста, столяра и электромонтера. А потом была армия, служба в Ленинграде, публикация первых стихов в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». После армии были переезд в Москву и учёба в Литературном институте имени А. М. Горького.
Литературную деятельность Василий Иванович начал в 1961-м году как поэт с дебютного сборника «Деревенька моя лесная». Но его учитель, Александр Яшин, не рассмотрев поэтического дарования воспитанника, посоветовал ему заняться прозой. Совет подействовал. В том же 1961-м, вслед за первыми рассказами, вышла повесть «Деревня Бердяйка». Темы для прозаических произведений автор брал из реальной жизни. К тому времени он обосновался в Вологде, выбираясь в родное село Тимониху, как на дачу.
И пяти лет не минуло с первой публикации, а Белов уже считался основателем нового литературного направления – «деревенская проза». Широкую известность ему принесла повесть «Привычное дело. По ней напишут сценарий и снимут мелодраму «Африканыч». Репутации писателю добавит повесть «Плотницкие рассказы» (1968), лёгшая в основу одноименного телеспектакля. С виду незамысловатое произведение рассказало о жизни простого колхозного плотника. Роли в телеспектакле исполнили Петр Константинов, Борис Бабочкин, Екатерина Калинина, Василий Бочкарев. В золотое наследие советского кинематографа вошла лента «Целуются зори», сценарий которой тоже написан по рассказу Белова.
Несколько повестей Василий Иванович объединил в цикл «Воспитание по доктору Споку» и противопоставил в нём деревенский и городской образы жизни. Сам писатель считал, что для человека естественно жить в деревне, ближе к истокам, природе.
Писал Белов и для детей. Пример тому – книга сказок и забавных историй о животных «Рассказ о всякой живности». С неё берет начало история о злой собачонке Мальке, полюбившейся юным читателям. «…Настоящую детскую книжку, – говорил Белов, – с не меньшим удовольствием раскрывает и немолодой человек». К сожалению, детские произведения писателя мало знакомы большинству читателей. Выходят они чаще в собраниях сочинений, оставляя за бортом широкую детскую аудиторию.
А ведь писатель отмечал, что художественные литература и слово не только будят фантазию, но и отражают жизнь, «по преимуществу духовную», формируя нравственную сторону маленького человека. В круг детского чтения вошли такие произведения Белова, как сказка «Мишук», сборник «Катюшин дождик», повесть «Каникулы». Дополнить этот список могут взрослые рассказы, которые близки к детским по сюжету и персонажам: «Скворцы», «Даня», «Вовка-сатюк», «Мальчики», «Тёзки». В них ребенок выступает очевидцем событий, его глазами автор пытается взглянуть на ставшую привычной новую реальность. Яркий, чистый детский взгляд порой вскрывает глубинные проблемы общественного устройства. Ребёнок острее воспринимает неправду и бездуховность, дисгармонию во взаимоотношениях.
Первым чтением для ребенка обычно становятся сказки. По словам Белова, «сказки детства ни для кого не проходят бесследно. Они пробуждают душу, задают тон и включают человека в жизненный ритм». Жанр, отразивший представления предков не только об устройстве мира, но и о главных нравственных принципах, особо интересен и понятен детям.
Примечательна в этом плане сказка Белова «Мишук» (Сказка для Анюты) про капризного и своевольного медвежонка, обидевшегося на мать, убежавшего в лес и попавшего к Лисе Патрикеевне. Простой и понятный сюжет помогает ребёнку усвоить традиционные нравственные ценности, в числе которых семейный уклад: отец — хозяин и защитник дома, а мать — помощница и воспитательница малыша. Спасение Мишука и Зайца, их возвращение домой, где быстро забываются былые обиды, вселяет в ребёнка веру в лучшее, в победу добра и справедливости над злом и подлостью.
Особого внимания заслуживает светлая и радостная повесть Белова о детях «Каникулы», созданная в духе приключенческой литературы. Побег ребят в лес и жизнь на воле продолжает традиции робинзонады. В жизненном испытании проверяются выносливость, стойкость, верность дружбе и терпимость к недостаткам друга. Повесть наполнена юмором и доброй иронией. Главным «врагом» мальчишек становится вездесущая бабка Хомутова — Клювиха, постоянно мешающая им в реализации планов. Интрига, увлекательный сюжет, юмор делают повесть интересной для детей. Нюансы деревенской жизни ребят знакомят современных детей с уходящим миром русской деревни.
Обращаясь к теме детства, Белов размышляет о становлении человека, нравственных основах жизни. Дети воплощают в его рассказах лучшее начало. Они чутки сердцем, бескорыстны, открыты. Обращение автора к народным традициям, фольклору формирует у читателей поэтический взгляд на мир, открывает ребёнку богатство народной речи, образцы поведения, основанные на трудолюбии, ответственности, патриотизме и честности. Ключевые качества положительных героев во всех произведениях писателя – совесть и стыд. Они становятся главным ориентирами и в жизни маленьких читателей.
Часть литературного наследия писателя вошло в школьную программу чтения. Рассказ «Весенняя ночь» рекомендован ученикам пятого класса.
Завершим повествование о «недетском» писателе Василии Ивановиче Белове его замечательным сказочным стихотворением, которое воспринимается как теплая, ласковая, согретая материнской любовью колыбельная песня...
Спят касатки под крышей,
Дремлет злая крапива.
— Спи, Ванюшенька, тише,
Спи, не будь шаловливым.
— Мама, кто это светит?
— Это месяц, Ванюша,
Ночью маленьким детям
В речке ловит ракушек.
— Кто там шепчется, мама,
Допоздна у сарая?
— Там горошек усами
Шевелит, засыпая.
Зреет рожь за оградой,
Ей, наверно, не спится
Потому, что ведь надо
Поскорей колоситься.
— Мама, что зазвенело?
— Там комарик летает,
В камыши полетел он,
А дороги не знает.
— Он у нас заночует?
— Ну, конечно, сыночек.
... Где-то песня кочует
В теплом сумраке ночи.
А над морем зарницы
Блещут без передышки,
Словно крылья жар-птицы,
Что приснилась мальчишке.
Владимир Багров, член Союза журналистов России