11 сентября 1882 года родился БОРИС ЖИТКОВ – русский и советский писатель, прозаик, путешественник и исследователь, автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных.
Кто из нас в детстве не мечтал о дальних странах, морях, о таких интересных делах, чтобы каждый день был наполнен приключениями и радостью? Не всем это удаётся в жизни, а только тем, кто способен мечту превратить в цель. К таким «не просто мечтателям» относится писатель Борис Житков.
Вы, конечно, читали его книги: «Злое море», «Морские истории», «Каменная печать», «Рассказы о животных», «Что я видел», «Рассказы о технике» и другие. И, наверняка, удивлялись, с каким знанием он описывает самые разные вещи, «изнутри», как будто все испытал сам. Это так и есть! Немногие знают, что Житков владел 11 иностранными языками, а в фантастическом очерке «Микроруки», опубликованном в 1931-м году, он описал микроскопические устройства, сходные с современными нанотехнологиями.
Прежде чем стать детским писателем, Борис Житков прожил большую сложную жизнь. Вот почему его книги и сегодня интересны детям и взрослым.
«Где можно купить пароход?»
Будущему писателю было три года, когда бабушка дала ему пять копеек на конфеты. Сын кондитера, увидев маленького покупателя, пошутил: «О, это большие деньги, прямо капитал. Можно купить целый пароход, как на пристани!». Борис поверил в это и, забыв про конфеты, отправился на причал. Он спрашивал взрослых, как можно купить пароход – у него есть деньги! Кто - то смеялся, кто - то шутил. Но закончилось тем, что мальчика привели на корабль, к капитану, который показал ему рубку, штурвал и каюты. Можно ли было тогда предположить, что будущий писатель совершит своё кругосветное путешествие на подобном корабле?
Морское детство
Родился Борис Житков 11 сентября 1882 года в Новгороде, в семье учителя математики Степана Васильевича. Не просто учителя – автора учебников. Один его задачник издавался тринадцать раз! Мать, Татьяна Павловна, была пианисткой. Музыке она училась у самого А. Рубинштейна. Талант родителей передался и Борису. Он знал столько естественно-научных вещей, что удивлял ровесников и взрослых. А ещё мальчик играл на скрипке, свободно говорил на французском, знал наизусть сцены из «Горя от ума», главы из «Евгения Онегина», поэмы и стихи Лермонтова. Но с детства он мечтал о море. Видно, не случайно: три дяди по линии отца были адмиралами. В десятилетнем возрасте у Бориса была уже своя парусная лодка.
Дружба с Чуковским
За участие в революционном движении Степана Васильевича исключили из двух вузов, и семья вынужденно перебралась в Одессу. Здесь Борис пошел в гимназию. В его классе оказался высокий, худой, очень непоседливый гимназист, будущий писатель Корней Чуковский, которому Житков очень понравился тем, что жил у самого моря и имел лодку под парусом. «Он учил меня гальванопластике, – вспоминал позже Чуковский, – французскому языку (который знал превосходно), завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, предсказанию погоды, плаванию, ловле тарантулов».
Нравился, пока не случилась «авантюра» с походом.
Однажды Борис уговорил Корнея отправиться пешком в Киев, до которого было 400 км! Вышли на рассвете с запасами провизии и дорожными вещами. Но далеко не ушли. Корней быстро устал и устроил привал. А Борис спокойным и вежливым голосом потребовал двигаться дальше. Когда Корней отказался, Житков пошел один, отставив на первом же телеграфном столбе записку: «Больше мы с вами незнакомы». Так временно прервалась дружба будущих писателей.
Кругосветка
В 1900-м году Житков поступил в Одесский университет. Сначала на математическое отделение, а позднее – на естественное. На жизнь он зарабатывал репетиторством, а лето посвящал морю: участвовал в парусных гонках, сдал экзамен на штурмана дальнего плавания, нанимался на парусники. И, как говорят моряки, ходил в Турцию, Болгарию, Францию и Египет. Революционные события, связанные с восстанием на броненосце «Потемкин», отразились и на судьбе Бориса. За участие в «беспорядках» его исключили из университета, но доказать вину не смогли, и Житкову удалось восстановиться. Он сдал госэкзамены и отправился в экспедицию по Енисею в качестве капитана и ученого. Это было начало большого плавания. В 1909 году Житков поступил на кораблестроительное отделение Политехнического института в Петербурге. Практику после первого курса проходил простым рабочим на заводе в Дании.
В 1912-м, во время морской практики штурманом, Борис совершил кругосветное плавание на учебно-грузовом судне, которое обогнуло Европу, прошло Гибралтар, Суэцкий канал, Красное море до Мадагаскара, затем были Индия, Цейлон, Сингапур, Китай, Япония. Из Владивостока он вернулся домой по железной дороге.
Война
В начале Первой мировой войны Бориса Житкова зачислили в гардемаринские роты и направили в распоряжение Военного морского штаба. Он работал на кораблестроительном заводе в Николаеве, затем в Англии принимал моторы для русских самолетов и подводных лодок, потрепав своей скрупулёзностью нервы местным специалистам. После этого работал во Франции, ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. В 1916 году студенческая жизнь будущего писателя осталась позади.
И снова Чуковский
1917-й год изменил жизнь многих людей. Одно осталось неизменно в жизни Бориса Житкова – море. Он устроился морским инженером в Одесском порту, затем преподавал на рабфаке математику и черчение, заведовал техническим училищем. Когда Одессу заняли белогвардейцы, он вынужден был скрываться. В 1923 году Борис Степанович приехал в Петроград. Найти работу было крайне трудно, к тому же у Житкова украли документы. Помог случай. Борис навестил друга детства Корнея Чуковского, который к этому времени был уже известным детским писателем. После обеда Житков стал рассказывать его детям разные истории. Да так, что они слушали, затаив дыхание. Чуковский – тоже. После этого он предложил другу записать эти истории, пообещав их отредактировать, если понадобится.
Последовав совету, Житков подготовил первый – «Шквал», в котором править было нечего. В 1924 году в детском журнале «Воробей» был напечатан первый рассказ «Над морем». Уже через несколько месяцев в издательстве «Время» вышел сборник «Злое море». По приглашению главного редактора «Воробья» Самуила Маршака он пришёл работать в журнал. Его истории появились в газете «Ленинские искры», известных журналах «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер». После второй книги «Паровозы» Борис Степанович Житков был признан детским писателем, которому есть что рассказать на самые разные темы. Он словно торопился выговориться, перенести на бумагу то, что видел, чувствовал, о чем думал все эти годы, во время своих путешествий и встреч с людьми. Книги: «Кружечка под елочкой», «Белый домик», «Мангуста», «На льдине», циклы «Морские истории», повести «Удав», «Черные паруса», сказочные повести «Элчан-Кайя» пользовались успехом. С особым чувством написаны им рассказы о животных – «Про обезьянку», «Беспризорные кошка», «Волчишка» (он пробовал дрессировать животных – приручил, волка!). Писатель обнаруживал в братьях наших меньших черты, которые не всегда видел в людях: мужество, решительность, волю к жизни.
Роман, остановленный Фадеевым
В творчестве Бориса Житкова, пришедшего в литературу в зрелом возрасте, с богатейшим жизненным опытом есть произведение, которое он считал главным. Это роман «Виктор Вавич», посвященный событиям 1905-го года. Две части романа с цензурными изъятиями были опубликованы при жизни автора, а полное издание – после рецензии Александра Фадеева – было «зарезано» в октябре 1941 года, как неактуальное и идейно сомнительное. Между тем, Борис Пастернак и Лидия Чуковская оценивали роман очень высоко. Современные литературоведы ставят «Виктора Вавича» в один ряд с «Тихим Доном» и «Доктором Живаго». Роман увидел свет в книжной редакции «Независимой газеты» только в 90-х годах.
За 15 лет литературной работы (а точнее, четырнадцать с половиной) Житковым написано 192 произведения, в том числе: 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений, 14 статей. Но своё слово он сказал именно в детской литературе.. Его книгу «Что я видел» называют «учебником жизни», а её автора – талантливым педагогом.
Болезнь
Зимой 1937 года писатель заболел. Один литератор посоветовал ему лечиться голодом. «Голодаю вот уже 21 день, – писал Житков знакомому художнику. – Вообразите, что голодовка нисколько не повлияла на мою работоспособность». Он диктовал жене книгу «Что я видел» о путешествии и приключениях Алёши Почемучки. Книга вышла в 1939 году. В планах была уже другая задумка – книжка для малышей о том, как с помощью техники люди борются со стихиями: наводнением, пожаром, метелью. Эту книжку Житков хотел назвать «Помощь идёт», но ей суждено было остаться только в планах автора...
ХХХ
Однажды, собрав друзей, Житков спросил: «Если бы у вас был миллион золотом с обязательством быстро истратить его, что бы вы сделали?». Ответы были такие: купили бы вкусных вещей, оделись шикарно, сняли отдельную квартиру с ванной, завели машину».
Он в ответ только улыбнулся: «А я бы покупал события»...
Галина Мазненко, журналист