Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Виталий Губарев: по ту сторону «кривого Зеркала»

«Мир, именуемый волшебным словом «коммунизм»

«В сущности, все люди — дети. И маленькие, и взрослые», – говорит один из героев известного детского писателя Виталия Губарева, который действительно так считал. Потому что взрослые не меньше детей мечтают о волшебстве, особенно в тяжёлые времена. Для его поколения они пришлись на детство и юность.
«В эти удивительные дни невольно наплывают воспоминания детства... Хуторская школа неподалеку от Ростова-на-Дону, холодный класс, за разбитыми стеклами свистит ветер, – вспоминал писатель. – На старых партах аккуратно нарезанные листы оберточной бумаги – где-то их раздобыла для нас наша добрая учительница Мария Григорьевна. Бумага заменяет нам тетради. А вместо чернил – разведенная водой печная сажа. … В то время было холодно и голодно. Шел трудный 22-й год. Но мы, мальчишки и девчонки, страстно верили, что прекрасный, как сказка, мир, о котором нам рассказывала любимая учительница, мир, именуемый волшебным словом «коммунизм», обязательно наступит!».
Эту веру в Волшебство и волшебников он пронёс через всю жизнь. Только в пору зрелого творчества она уже иная: «Есть такие скучные люди, которые не верят в Волшебство. Не верь этим людям, дружок! Я даже знаю некоторых волшебников: Любовь, Дружба, Честность. Красивые имена, правда?».
Так постепенно родился любимый жанр Губарева – повесть-сказка. И даже современные дети тянутся к этой магии волшебных превращений. Человек, видимо, никогда не сможет жить без мечты о чуде и чудесах. Даже в век высоких технологий.

Детство

Виталий Георгиевич Губарев родился в Ростове-на-Дону 30 августа 1912 года. Он рос без отца. В одних источниках – он погиб в Первую мировую войну, в других – участвовал в ней на стороне белых, а затем эмигрировал. Такое было возможно, как и со многими в то время «потомственными дворянами». Точных ответов нет, но это и не важно. В каждой семье бывают свои тайны, которые не всегда открываются и которые теряют свой смысл со временем. Мама, Антонина Павловна, была дочерью священника. Она получила гимназическое образование и преподавала в ростовской «Единой трудовой школе».
Детство будущего писателя прошло под Ростовом, в хуторе Большая Козинка (тогда большая Козюлька). Бабушка Мария Григорьевна Губарева была дочерью морского офицера. Она заведовала школой. Отмечается, что по её линии есть родство с художником Иваном Айвазовским и писательницей Верой Пановой. Возможно, отсюда – склонность мальчика к сочинительству историй и фантазий. Образ любимой бабушки, бабунечки, бабушечки встречается и в повестях, и в сказках Виталия Губарева. Он – очень трогательный, обаятельный и запоминающийся. Первая пьеса была им написана в 12 лет и, благодаря бабушке, поставлена на сцене народного дома. В 14 лет, в ростовском журнале «Горн», был напечатан первый рассказ «Гнилое дерево», о дружбе сельских и городских ребят.

Газетчик

Нужно отметить, что в начале творческого пути Губареву очень повезло с наставником – редактором Полиеном Яковлевым. Вот как Виталий Георгиевич вспоминает их встречу: «Когда я, худенький и белобрысый, робко протиснулся в редакционную комнату с вопросом: «Где тут у вас рассказы принимают?», он внимательно прочитал написанное, показал, где лишнее, чего не хватает, и много возился со мной».
Благодаря Яковлеву юный автор опубликовал рассказ «Сын телеграфиста», о мальчике-герое Гражданской войны, повесть «Красные галстуки» – о беспризорниках и другие. Первый гонорар составил целых шесть рублей, а первой покупкой на «творческие» деньги был костюм. В 16 лет Виталий Губарев стал корреспондентом «Крестьянской газеты», второй по значимости после «Правды».
В 1931 году бойко пишущего газетчика заметили и пригласили в Москву. Из воспоминаний Губарева: «Приехал с портфельчиком на Казанский вокзал. …Один трамвай пропустил, во второй не смог протиснуться, в третий как рванул – и услышал: «Ну, сразу видно, нахальный москвич». Я думал, на совещание зовут. А ребята схватили – оставайся! Так и остался».
Ночевал он в редакции на столе, положив под голову пачку газет. В будни обедал в столовой, в выходные – довольствовался чаем, так как общепит не работал. Но это никак не перевешивало духовный подъем и ощущение молодости, силы и счастья – такое было время.

«Пионерский писатель»

В 1932 году Виталий Губарев преподаёт в Институте детского коммунистического движения, заведует кафедрой пионерской работы в Центральной комсомольской школе. Этот опыт дал ему богатый материал для книг «Пионерам о комсомоле», «Книги вожатого». Но поворотным моментом в его судьбе стало участие в комиссии по расследованию убийства деревенского мальчика Павлика Морозова и его брата. Он пишет сначала заметки в «Пионерскую правду», затем книгу «Один из одиннадцати». Позже несколько поколений ребят будут зачитываться этой повестью о пионере-герое, смотреть фильм.
За последние годы взгляды критиков на это произведение Губарева менялись не раз. Некоторые называли автора создателем легенды о Павлике Морозове, другие – сомневались, третьи – возносили идею. Как бы там ни было, но до сих пор в истории о гибели братьев Морозовых много неясности. Но любому времени, а тем более в переломные моменты истории, нужны такие герои. Даже если для этого добавят немного художественного домысла.

Война

Осенью 1941 года Виталий Губарев работал в газете «Правда». Ему было поручено эвакуировать в Омск сотрудников издательства и типографии. Это три тысячи человек, в том числе тысяча детей. Задача была сложнейшая, но он решил её и вернулся в Москву, чтобы отправиться на фронт корреспондентом «Комсомолки». Военкором прошёл он всю войну.
В 1945-м, после окончания Высших курсов журналистики и Литературного института им. Горького, Виталия Губарева назначили редактором «Пионерской правды». И это возвращение в детское издание было символично. Именно в эти два года созрел замысел главной книги.

«Королевство кривых зеркал»

В 1951 году «Королевство», как повесть, была опубликована издательством «Молодая гвардия». В ней героиня сказки, очень обыкновенная девочка Оля попадает в мир кривых зеркал, искажающих действительность. Худой мальчик в таком зеркале выглядит толстяком, маленькие девочки – старушками, а уродливые старики – молодыми красавцами и наоборот. В зазеркалье Оля встречает своего двойника – капризную девочку Яло. Происходят удивительные приключения, в которых Оля спасает королевство и обретает друзей.
Что нового в этой повести-сказке? Ни один писатель до него не придумал такой сюжет, когда герой встречается со своим антиподом-отражением. Ни один автор не догадался заглянуть в Зазеркалье, чтобы отразить реальность в худших её чертах. С помощью простого зеркала, а не волшебной палочки или слов-заклинаний. Изобретение Виталия Губарева и «зеркальные» слова (чтение слов наоборот), которые даже современные дети часто используют в играх в качестве шифра.
Многие театры хотели поставить сказку на своей сцене, но Губарев дал «добро» только московскому ТЮЗу. Позже произведение было переведено на болгарский, немецкий и чешский языки. В 1963 году вышел фильм с одноимённым названием.
Отметим, что книге повезло «проскочить» сталинскую цензуру. Писателя вполне могли заподозрить в намеренной клевете на действительность. Но этого, к счастью, не произошло.
С «Королевства» в жизни Губарева начался новый творческий этап, как писателя-фантаста, писателя-сказочника. За ним последовали: «Трое на острове» (1959), «Путешествие на Утреннюю Звезду» (1961), «Часы веков» (1965), «Преданье старины глубокой» (1970) и «В Тридевятом царстве» (1970). Эти книги вошли в «золотой фонд» отечественной литературы для детей. Во всех произведениях он верен главным ценностям человеческой личности – взрослого или ребёнка – взаимовыручке, дружбе, преданности, смелости, правде. Тому, что всегда считал главным в человеке. И ещё умению мечтать и не бояться фантазировать в любом возрасте.

В фильме «Королевство кривых зеркал» звучит песенка «Флажок», текст которой написал Виталий Губарев:

«А если трудный час придет —
Не унывай, дружок!
Не хнычь, не плачь — шагай вперед
И помни наш флажок!
Он словно зорька поутру
Горит над головой!
Он гордо реет на ветру,
Он гордо реет на ветру —
Зовет нас за собой!».

Не будем унывать. Будем верить, что добро всегда побеждает зло, если есть верные друзья, с которыми можно идти вперёд.

Галина Мазненко, журналист

27 августа 2024
Волк Серый
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?