Сегодня день рождения первого космонавта Земли – Юрия Гагарина, человека, который открыл всем, живущим на нашей планете, дорогу в звездные дали.
В день, когда Гагарин полетел в космос, я жил в Туркмении, в городе Чарджоу на берегу Амударьи и учился в седьмом классе. В школе во время урока раздался звонок и всех срочно построили на баскетбольной площадке, где обычно проходили торжественные линейки. Все были в недоумении. Гадали, что случилось? Было даже как-то тревожно – «холодная война» была в полном разгаре.
В центр площадки вышел завуч школы Соломон Павлович и, как гром среди ясного неба, объявил, что в Советском Союзе запущен космический корабль с первым человеком на борту. Даже сейчас я помню эту бурю восторга. Кричали «Ура!», прыгали, смеялись, крутили головами, всматриваясь в голубое весеннее небо, пытаясь рассмотреть в нем ракету с советским космонавтом.
Было это где-то на третьем уроке. И на линейке объявили к еще одной радости, что на сегодня уроков больше не будет. Мы похватали портфели и понеслись домой, радостно сообщая всем встречным, что в космос впервые полетел советский человек. Прошло более полувека, а событие это по-прежнему свежо в памяти.
Однажды оно даже послужило темой стихотворения. И случилось невероятное. После того, как стихотворение было написано, в космос полетел мой земляк. Он родился в том же городе, что и я, ходил по тем же улицам, купался в тех же арыках. Правда, учился в другой школе. Он, конечно же, не искал в небе ракету с первым космонавтом, потому что родился через три года после полета Гагарина. Но в детстве, узнав о нем, всю жизнь мечтал полететь в космос. И полетел 8 апреля 2008 года. В этот день исполнилась мечта Олега Кононенко родившегося 21 июня 1964 года в туркменском городе Чарджоу. Сейчас на счету российского космонавта три космические экспедиции.
После полета Олега Кононенко я дополнил стихотворение о первом космонавте Юрии Гагарине строчками о подвиге его чарджоуского коллеги и дал ему другое название. И стихотворение теперь выглядит так.
А в космосе чарджоуское окно
Чарджоу помню,
День, как в нашей школе
Звонком однажды прерван был урок;
И я подумал, ненароком что ли:
«Опять беда пришла к нам на порог».
Тревожно классы на линейке встали.
Вожатый в тишине рапортовал.
Сказали нам: «В космические дали
Страны Советов парень стартовал!».
Он имя на Земле носил простое,
Как многие мальчишки среди нас;
Из всех землян, в космическом просторе,
Увидел Землю разом в первый раз.
И мы крутили больно головами,
В весеннем небе силясь рассмотреть
Ракету с тем, кто стал навечно с нами,
Кому в веках уже не постареть.
Домой неслись, с попутным ветром споря,
Как ласточки со школьного двора.
«ГАГАРИН» рисовала на заборах,
От радости сияя, детвора.
И столько лет
Я помню…
Как-то в школе,
Которая успела постареть,
В весеннем небе, голубом раздолье
Гагарина пытался рассмотреть…
Но ведь не зря история циклична,
Она мой город с космосом навек
Связала даже как-то эксцентрично…
Чарджоуский парень в космосе – Олег.
И вновь ребята крутят головами
В чарджоуском небе силясь рассмотреть
Мальчишку, что купался вместе с нами,
А завтра к звездам может улететь.
Вот такая история вспомнилась в день рождения Юрия Гагарина. Примечательно, что образ первого космонавта изображен на единственном в мире ковре, который соткали туркменские мастерицы. Как в воду смотрели девушки...
Владимир Багров, член Союза журналистов России