Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме. Если Вы не нашли требуемую информацию, посетите старую версию сайта

Игрушка на все времена

На прошлой неделе была я приглашена на день рождения к своей маленькой племяннице (ей исполнилось 3 года). За подарком я отправилась в «Детский мир». Долго я бродила среди полок с игрушками, тщетно пытаясь выбрать подарок. Изобилие игрушек было такое, что глаза просто «разбегались в разные стороны».
И тут мое внимание привлекла такая сцена: девчушка лет пяти завороженно стояла перед куклой неземной красоты – фарфоровое личико, роскошные длинные золотые кудри, большие голубые глаза, платье, расшитое разноцветными бусами и шелковыми лентами – все в этой кукле было так удивительно и гармонично, что на нее хотелось смотреть, не отрываясь. Девочка не кричала на весь магазин: «Хочу эту куклу!», она робко, умоляюще посмотрела на маму и тихо прошептала: «Какая красивая…».
В ее глазах читалось огромное желание обладать этой прекрасной игрушкой. Перед таким взглядом устоять было просто невозможно, и кукла, разумеется, была ей куплена. Радости малышки не было предела: она нежно прижимала к себе златокудрую красавицу, глаза ее светились от счастья.
Глядя на эту умильную картину, мне в голову пришла мысль: почему же мы так любим кукол? Почему они так манят нас к себе? Не потому ли, что кукла является образом и подобием человека?

Оказывается, человечество играет в куклы почти 40 тысяч лет!
Если проследить историю возникновения кукол, то можно увидеть, как менялся их внешний облик.

Известно, что в древности куклам отводилась магическая роль.
Их использовали как инструмент черной магии – создавали, например, из воска, глины, лоскутов или других подручных материалов фигурку человека, которому хотели навредить, и иглой протыкали его сердце (так, по преданию умер французский король Карл IX).
Самые древние театральные куклы – марионетки. Еще в Древнем Египте на праздниках, посвященных богу возрождения Осирису, женщины несли фигурки, управляющиеся с помощью нитей. Постепенно из храмов марионетки перешли в театры и на улицы.

Параллельно марионеткам появились перчаточные куклы, которые надевали на руку и использовали в кукольных театрах для постановки спектаклей. По старинной итальянской традиции их еще именуют буратини – так называлась грубая ткань, из которой шили для них одежду-перчатку. (Вот, оказывается, откуда взял Алексей Толстой имя для своего Буратино!) Нельзя не отметить также существующие с древних времен традиции теневых театров Индии, Индонезии и Китая. Теневые куклы – это плоские фигурки, прижатые во время действия к экрану со стороны источника света. Они вырезаются из промасленной разноцветной бумаги или специально выделанной шкуры буйвола, чтобы тени были прозрачными и сохраняли цвет. Управляют теневыми куклами при помощи тростей, прикрепленных к различным частям тела куклы. Материалом для изготовления первых кукол могло стать все, что угодно: в ход шли тряпки, камни, кости, тесто, початок кукурузы и многое другое. А в таких странах, как Боливия и Эквадор до сих пор изготавливают сахарных кукол; в Румынии, Польше и Карпатах – сырных. Примерно на рубеже XV – XVI веков кукол начали одевать. До этого их формы передавались весьма условно, а одежда лишь подразумевалась. В конце XVI века в Европе появляется восковая кукла. В XVII веке среди дам высшего света хорошим тоном стало иметь пару элегантно одетых кукол. К этому времени куклы (они назывались тогда «пандоры») превращаются в своеобразных глашатаев моды. За XVIII веком закрепилась слава эры механических игрушек. Появились музыкальные шкатулки, шарманки, клетки с поющими птицами. Все эти автоматические игрушки приводились в действие туго скрученной отдельной пружиной, что также объединяло их с часовыми механизмами. В то время очень большую популярность приобрели так называемые театры кукол-автоматов. В ящике, отделанном как зал дворца, размещались маленькие фарфоровые куколки-музыканты. После завода пружины они начинали двигаться. Фантазия механиков прошедших веков была неисчерпаема. Фарфоровые модницы смотрелись в зеркала и расчесывали волосы; стройные ряды солдатиков маршировали по столу; барабанщики отбивали военные марши; куклы танцевали, ходили, говорили, смеялись и плакали, копируя жизнь создавших их людей. С развитием в XVIII веке фабричного производства технология изготовления игрушек усложнилась, появилась возможность использовать детали из металла, стекла, фарфора, что привело к совершенствованию внешнего вида и конструкции кукол. Новый материал, обусловивший переворот в кукольном деле, папье-маше (смесь из бумаги, песка, цемента и муки) был внедрен в производство в 20-х годах XIX века кукольником Фридрихом Миллером. Куклы из папье-маше стали массовыми. Вскоре куклы обретают детский облик. Кукольник Пьер-Франсуа Жюмо популяризировал новый тип куклы, который представлял собой портрет идеального ребенка. XX век в кукольном мире начался с триумфа немецкой продукции. На смену изысканным утонченным кукольным созданиям французских мастеров пришли куклы, сделанные из целлулоида, гуттаперчи, резины и смолы. Появились так называемые «немецкие» куклы. Такую немецкую куклу мечтала иметь каждая девочка в СССР. В 1959 году на мировую арену вышла американская кукла Барби, которая и по сей день удерживает высокие позиции в рейтинге самых лучших кукол в мире. В продаже также появилось множество всевозможных костюмов и аксессуаров для Барби. А в 1961 году у нее появился бойфренд по имени Кен. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном. Вслед за Барби появились такие куклы, как Bratz (Братц), напоминающая обычную озорную девчонку; интерактивные куклы - Baby born (Беби Бон), похожие на настоящего младенца, умеющие зевать, плакать, кушать из своей бутылочки, при этом они слышат движения и от громких звуков могут проснуться, кормить их можно специальными кашками, а также такие куклы могут "ходить на горшок". Большую популярность приобретают в наше время коллекционные куклы. Цена коллекционных кукол очень высока и порой достигает нескольких десятков тысяч долларов. Показательна в этом отношении известная американская фирма Madame Alexander (Мадам Александр), которая относится к старейшим производителям кукол и продолжают свою деятельность и в наши дни. Первую свою коллекционную куклу Madame Alexander создала на основе лицензионного персонажа — Скарлетт О'Хара из романа М. Митчелл «Унесенные ветром». Создатели куклы опирались на экранный образ Скарлетт О’Хары, созданный актрисой Вивьен Ли. Зелёные глаза, тёмные ресницы, белая кожа – сходство очевидно. Лицо куклы раскрашено вручную, работа эта довольно кропотливая.
Не менее поразительны коллекционные куклы немецкой кукольницы Сью Линг Ванг.
Вот уже 25 лет она делает куклы из фарфора. Ее куклы известны во всем мире. Особенно примечательны глаза этих кукол - огромные, удивительные, просто бездонные, сияющие мягким светом. Эти куклы полны нежности и чувственности. А их задумчивый взгляд берет за живое. На изготовление одной такой куклы уходит 200-300 часов работы. Начальная цена куклы Сью Линг Ванг - 1800-2000 евро.
Коллекционирование кукол, безусловно, увлекательное дело, но не меньшее удовлетворение может дать процесс изготовления кукол собственными руками. Кукла, являющаяся, своего рода, подобием человека, не может собираться из одинаковых, штампованных деталей. Выражение ее лица, характер, как правило, отражают чувства и настроение творца куклы. Хочется представить работы одной художницы, по сути, нашей землячки - она некоторое время жила в п. Чучково Рязанской области. Елена Зимина – художник-любитель, она занимается преображением кукол. Это ее хобби. За основу берется готовая кукла, а дальше - бескрайняя фантазия мастера: приклеиваются волосы, делаются модные прически, шьются невероятной красоты платья, добавляются самые различные аксессуары и украшения. Если посмотреть ее коллекцию кукол, можно увидеть с какой любовью, нежностью создавались образы этих восхитительных красавиц. Последний писк моды в мире детских игрушек – куклы–клоны. У куклы будущего - внешность такая же, как и у девочки, которая держит ее в руках. Для изготовления куклы достаточно предоставить фото девочки, или мальчика, на которую кукла должна быть похожа, и будет сделан маленький клон высотой 1 м, игрушка-двойник ребенка. Наверное, разнообразные куклы будут еще очень долгое время популярны среди девочек. И пусть куклы постоянно меняют свой облик, но их главная цель должна оставаться прежней - доставлять радость ребенку.
Возвращаясь к началу поста, я хочу заметить, что в подарок своей племяннице я тоже купила куклу(!) - очаровательного пупса с пухлыми щечками, который умеет смеяться, плакть, говорить: "Мама", пить из бутылочки. Из магазина я вышла в прекрасном настроении – подарок был замечательный! А в голове почему-то крутилась мелодия знакомой детской песенки
"Папа, подари мне куклу..."




11 июля 2013
Елена Премудрая
Это интересно