Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Великий «КИНОСКАЗОЧНИК» А. РОУ

Продолжим, любимые мои читатели, в год кино разговор о кино и сказках.

А для этого совершим небольшую экскурсию в прошлое... Ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, я уверена, помнят передачу «В гостях у сказки». Потому что это была самая любимая передача не только детей, но и взрослых. С огромным нетерпением мы ждали каждое воскресенье! Очень часто в передаче показывали сказки известных в то время режиссеров Александра Артуровича Роу и Александра Лукича Птушко. Была такая примета: если по телевизору показывают «Морозко», значит, скоро Новый год. Если «Вечера на хуторе близ Диканьки» – значит, на носу Рождество. Если идет «Варвара-краса...» или «Огонь, вода и медные трубы» – значит, у школьников каникулы. На киносказках режиссёра Александра Роу выросли целые поколения российских детей. У его фильмов есть какое-то особенное обаяние, притягивающее зрителей по всему миру. Впрочем, таким же обаянием обладал и сам Александр Роу, который сумел сделать сказку и из своей собственной жизни. Я очень люблю сказки Роу. Его кино никогда не было скучным, нравоучительным - это было настоящее зрелище, сказка, в какой я хотел бы жить: волшебная страна, полная захватывающих дух приключений.
В биографии Александра Роу много чудес и загадок. До сих пор даже неизвестна точная дата его рождения – по одним источникам, это восьмое, по другим – девятое марта. Роу появился на свет в российской глубинке, в селе Юрьевец Костромской губернии. При этом в нём, кажется, не было ни капли русской крови. Отец режиссера, Артур Горвард Роу, был ирландским инженером. В 1905 году он по контракту приехал в Сергиев Посад налаживать мукомольное производство. Здесь, в России, Роу женился... на гречанке, и вскоре от этого смешанного брака на свет появился маленький Саша. Жизнь необычного семейства перевернула Первая мировая война. В 1916 году Роу-старший сбежал на родину в Ирландию, оставив больную жену и 10-летнего сына без средств к существованию.

С тех пор детство для Саши фактически закончилось. Мальчишка взвалил на свои хрупкие плечи непосильный груз забот. Саша торговал сначала спичками, гребешками, которыми его снабжали ремесленники-кустари. Саша окончил семилетку, подкопил денег для дальнейшей учебы. По совету матери, поступил в промышленно-экономический техникум. Однако от судьбы, как известно, не уйти. Будучи студентом, Александр Роу попал в агиттеатр «Синяя блуза». Хотя театр – это громко сказано. Компания молодёжи выступала прямо на улицах, выкрикивая смешные стишки про советскую власть и забавно изображая крестьян, буржуев и пролетариев. Тогда-то Роу и понял, чем на самом деле хочет заниматься. С экономическим образованием было покончено – Александр стал студентом киношколы Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году. Потом учился в Драматическом техникуме им. М. Ермоловой. А в 1937 году новоиспеченный режиссер получил первый собственный проект – фильм «По щучьему велению». С тех пор биография Роу сводилась к одному – сказки, сказки, сказки...

Любовь к сказкам прививала Роу и его мать. Говорят, она была замечательной рассказчицей. Маленький Саша с удовольствием слушал истории про чертей и прочую нечисть и нисколько их не боялся. Мама объяснила, что если у человека чистая совесть, то сам дьявол не причинит ему никакого зла. Эта идея потом сквозной нитью проходила через все фильмы Роу.

До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации. В те годы изображать сказочных зверей и всяческую нечисть в сказках было принято с помощью кукол или мультипликации. Роу стал первым, кто задействовал для этого настоящих актёров.

Роу первым доверил волшебный сюжет живым актерам.

Да еще каких! Чего только стоит воплощение сказочного зла - Кащея и Бабы Яги в одном лице – Георгия Милляра.

Актер и режиссер стали практически неразлучны. А Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме. Утверждая Милляра на главную роль в «Кащее Бессмертном», Александр Артурович уже не сомневался. Фильм снимался в непростой 1944 год, Милляр, будучи в эвакуации, переболел малярией и выглядел точь-в-точь, как требуется его экранному персонажу – одна кожа да кости. Милляру и Роу удалось создать новый образ зла – не страшное, а комичное, пожирающее и разрушающее само себя. За это сказочника даже ругали на худсоветах, требуя добавить в фильмы пафоса и патетики.
Работал Роу изобретательно. К примеру, вспоминал, как не успели отснять зимние эпизоды – снег растаял: "Придумали в "щучье слово" внести новую сцену – "Обернись, зима лютая, летом красным". Так вышли из положения с зимней натурой, и картина обогатилась новым трюком – переходом из зимы в лето на глазах у изумленного зрителя".
Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен с настороженностью — не мистика ли это? что за намеки? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотречённости и родной земле. Во время съемок "Василисы Прекрасной" Роу обратился к землякам-умельцам в загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной, 5 метров высотой. Внутри размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею – настолько тот был страшен.

А для фильма «Морозко» в заполярном лесу построили избушку Бабы Яги, которая приводилась в действие специальными механизмами.
О сказке "Морозко" можно прочитать в этом посте http://csdb62.ru/blog/a/17413-Den-detskogo-kino.html

По одноименной сказке Виталия Губарева Александр Роу снимает сказку "Королевство кривых зеркал". Помните?
Девочка Оля оказалась в волшебном королевстве, где все не так как в обычной жизни, а наоборот. Все зеркала там кривые, и показывают мир в искаженном виде. Оле удастся не только посмотреть на себя со стороны, но и подружиться со своей зазеркальной копией Яло. Вдвоем они постараются исправить фальшивый зазеркальный мир и превратить его в добрый и настоящий. Для этого придется разобраться с глупым королем Йагупопом 77 и его свитой Абажем, Нушроком и Анидаг, скрывающих настоящие зеркала от простых жителей королевства.
Исполнительницы главных ролей Оли и Яло сыграли сестры-близняшки Оля и Татьяна Юкины, которым было по 9 лет.

Много еще сказок снято А. Роу: "Марья-искусница", "Варвара-краса, длинная коса" идругие.
Последний фильм, «Финист — Ясный Сокол», над которым работал Роу, был поставлен по его сценарию уже после смерти Александра Артуровича, в 1975 году, режиссером Геннадием Васильевым.
Сказка, считал Роу, неотделима от красоты. Александр Артурович был страстный путешественник, объехал со своими фильмами почти всю планету, побывал в 22 странах Африки, где больше всего интересовался самобытным народным творчеством.

Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в весёлую сказочную феерию. Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.

Личная жизнь главного сказочника страны – до сих пор тайна за семью печатями... Умер Александр Роу 28 декабря 1973 года в Москве. Похоронен великий режиссёр в Москве на Бабушкинском кладбище (16 участок, 1 ряд, левая сторона от ценртальной аллеи кладбища). В 1993 году организован Фонд детского кино имени Александра Роу (Москва). Фильмы "Кощей Бессмертный", "Марья-искусница", "Морозко" стали такой же неотъемлемой частью для людей живших в Советском Союзе, как автоматы с газировкой и сливочный пломбир.
Фильмография 1938 — По щучьему веленью 1939 — Василиса Прекрасная 1941 — Конёк-Горбунок 1944 — Кащей Бессмертный 1952 — Майская ночь, или Утопленница 1954 — Тайна горного озера 1956 — Драгоценный подарок 1957 — Новые похождения Кота в сапогах 1959 — Марья-искусница 1960 — Хрустальный башмачок 1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки 1963 — Королевство Кривых Зеркал 1964 — Морозко 1968 — Огонь, вода и… медные трубы 1969 — Варвара-краса, длинная коса 1972 — Золотые рога
Помимо сказок А. Роу принадлежат экранизации произведений Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (1952) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), а также картина «Тайна горного озера» (1954), стереофильмы «День чудесных впечатлений» (1949) и «Драгоценный подарок» (1956), постановка фильма-балета «Хрустальный башмачок» (совместно с Р. Захаровым в 1961 году).
«Роу любил людей, любил артистов, - вспоминал про него актер Михаил Пуговкин. - У него была реквизитор, заведовала чаем. Если мы хорошо сыграем, он говорил: Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем! Есть режиссеры, которые сидят, отмечают кадры. Всё выстраивают… А он – нет, он, скажем так, эмоционально всё делал и чуть ли не стихийно. Он сказку прекрасно чувствовал».

Кстати, сказку Александр Роу сумел создать и у себя дома. Когда он получил новую квартиру, то пригласил художника, чтобы ему в прихожей нарисовали лес, солнышко, грибочки и сделали интерьер под старину. …«Большой ребёнок», – так характеризовали Александра Роу все, кто его знал. И, наверное, только такой человек и мог создать эти фильмы, одинаково любимые и детьми, и взрослыми. Погрузить зрителей в атмосферу волшебства, заставить от души похохотать над злом и поверить в конечное торжество добра и справедливости. Одно слово – волшебник!
8 марта 2016
Коза Дереза
Это интересно