
Наверное, у каждого человека есть свой живительный источник силы, откуда он черпает уверенность и спокойствие, радость и восхищение, печаль и грусть.
Для меня таким источником является Александр Сергеевич Пушкин.

У моего деда было старое, еще довоенное издание избранных произведений поэта. Этот том с черно – белыми иллюстрациями надолго стал моей настольной книгой. Сначала мне читали сказки, потом я уже сама читала стихи, хотя многие слова были мне непонятны. Я подолгу рассматривала картинки из книги, они будили моё воображение, каждый раз я находила для себя что – то притягательное: восхищалась смелым Дубровским, благородным Сильвио, озорной барышней – крестьянкой. Прекрасный мир, шагнувший со страниц этой книги, открывал мне новый мир, способный обогатить возвышенными чувствами. После дедовского томика А. С. Пушкина я, конечно, «прошла» в школе «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку» и другие произведения.
У каждого в судьбе свой Пушкин, у каждого своя дорога к поэту.
Я «заболела» Пушкиным на всю жизнь!
Я читала книги о его жизни, его окружении и творчестве и мечтала побывать в местах,

связанных с именем А. С. Пушкина. Судьба улыбнулась мне, подарив два незабываемых года в С - Петербурге, где всё связано с именем Пушкина: Царское село, Музей-квартира на Мойке, литературные экскурсии. Потом были интересные поездки по Пушкинскому кольцу Верхневолжья, в Одессу, и, наконец, долгожданное путешествие в Михайловское.
С волнением приходят люди сюда под сень михайловских рощ.
Здесь всё интересно, всё бесценно, заповедно и свято – каждое дерево, каждый камень, куст, цветок!
Сюда приходят не как в музей, а идут в гости к живому Пушкину – величайшему поэту и очень близкому человеку! Вот по этой аллее Пушкин проходил с Анной Керн, здесь любил бродить по берегу озера, в низеньком домике слушал сказки старой няни…Здесь как-то отчётливей думается о многом, что волнует тебя сегодня.
С имением матери Пушкина, сельцом Михайловское в Псковской губернии, поэт был связан на протяжении своей зрелой жизни с 1817 по 1836 г.г. Эта знаменитая усадьба – неотделима от творческой биографии Пушкина и овеяна его поэтическим гением. Свою любовь к родовому гнезду он пронёс в своём сердце всю сознательную жизнь.
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льётся дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья… 
В первый его приезд летом 1817 г. Пушкин был очарован
«сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч…» Спустя 2 года он вновь провёл здесь лето, а самое продолжительное время пребывания в Михайловском – годы ссылки 1824-1826 г.г. под надзором местных властей и духовенства. Пушкин скучает в Михайловском.
«Бешенство скуки пожирает моё глупое существование», - пишет он. Но уединение в глуши способствовало интенсивному творчеству, эта была пора расцвета пушкинской лирики.
Здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило, Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой. 
И, конечно, редкие встречи с лицейскими друзьями: И. Пущиным, А. Дельвигом, А.Горчаковым, знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем имении, скрасили изгнание опального поэта. От муки одиночества спасали и дружеские встречи, ночные беседы за пуншем или
«вальсы резвые» в Тригорском, где жила большая семья Осиповых – Вульф. Пушкин приходил к ним почти каждый день, здесь была прекрасная библиотека, большой дом с налаженным бытом и развлечениями, здесь он
«находил и строгий ум, и расцветающую молодость, и резвость детского возраста». Усадьба Тригорское – это мир «Евгения Онегина», самое романтическое место Пушкиногорья. Всё напоминает в этих местах Пушкина: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие на всех экскурсиях. Посетили мы Петровское, родовое имение Ганибаллов и Святогорский монастырь,где похоронены предки А. С

. Пушкина. Здесь же находится дорогая для каждого русского сердца могила великого поэта. Местные жительницы рядом всегда продают цветы. Неподалеку установлен памятник А.С. Пушкину. Глядя на гордое выражение лица поэта невольно вспоминаются строки:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зарастёт народная тропа
