Именно в этот день, 8 января 1898 года, было положено начало развития советского детского кино.
Об этом вы можете почитать предыдущий мой пост, перейдя по ссылке: День детского кино.
А сегодня, мои юные читатели, мне бы хотелось рассказать вам другую историю… Эта история будет интересна, наверное, вашим мамам или папам, бабушкам или дедушкам, а может и вам... Эта история про киножурнал «Хочу все знать!».
Когда-то в недалекие времена не было Интернета, видеомагнитофонов и я вместе со своими близкими или друзьями, с соседями ходил в кинотеатр «Космос» или «Москва», где смотрели разные фильмы. Вот сидишь в переполненном кинозале и ждешь начала индийского фильма, а перед фильмом демонстрируют очередной киножурнал «Хочу все знать!». И как сейчас помню, это был юбилейный номер - 200, 1991 года выпуска.
Первый выпуск журнала вышел в 1957 году, в год запуска первого искусственного спутника земли, когда началась новая эра человеческих цивилизаций.Главным редактором стал Виктор Миронович Злотых, философ и заядлый шахматист.
И пошло-поехало…Шесть раз в год киножурнал стал выходить на экраны, длительность журнала - 10 минут, обычно показывался перед сеансами в кинотеатрах.
Уже более полувека студия «Центрнаучфильм» выпускала киножурнал для детей «Хочу все знать!». Киноальманах в доступной форме рассказывает юным зрителям обо всем на свете: о загадках и тайнах вселенной, об устройстве окружающего мира, о выдающихся научных открытиях и достижениях технического прогресса, о флоре и фауне земного шара, о строении самого человека, о всевозможных природных явлениях. С помощью киножурнала можно путешествовать по нашей стране, и за её пределы, можно слетать в космос, можно опустится на дно океана и заглянуть под толщу земли. Каждый сюжет журнала – это страничка увлекательной энциклопедии, позволяющей юному зрителю найти ответ, казалось бы, на простой, но очень важный вопрос.
Его создатель Борис Генрихович Долин. Он снимал фильмы о животных и был известен всему миру.
Еще он верил, что самый талантливый народ – дети. И если они вовремя поймут, что мир полон чудес, то уже до старости будут тянуться к их разгадке, т.е. к истине. А чтобы показать эти чудеса он и придумал детский киножурнал.2 августа 1903 года в семье сумского торговца Генриха Долина родился мальчик, которого назвали Борисом.
Первые годы жизни ничем не омрачали существования любознательного мальчишки, он был заводилой в компании, его практически никогда нельзя было застать дома.
Борис перепробовал немало профессий, пока не оказался в школе Бориса Витальевича Чайковского – великого режиссера немого кино. В 1918 году режиссер открыл студию (на правах частной школы), реорганизованную в государственное учебное заведение, которому было присвоено его имя. В этой киношколе получили художественное образование многие деятели советского кино: Ефим Дзиган, Александр Роу.
Иное дело Долин. Он избрал для себя иную стезю, после окончания киношколы он отправился работать оператором специальных съемок в лаборатории биолога В.Н. Лебедева. Этот профессор прославился на весь мир тем, что в 1912 году предложил акционерному обществу «А.А. Ханжонков и К°» создать фильм, целиком основанный на микрокиносъемке. Профессор выступил и как сценарист, и как режиссер, и как оператор фильма. В результате четырехмесячной работы он создал научно-популярный фильм «Туфелька», показывающий жизнь простейших организмов. Фильм впервые продемонстрировал микросъемку инфузорий и других одноклеточных организмов, имел большой успех и положил начало развитию отечественной микрокиносъемки.Но именно Борис Долин был одним из лучших учеников Лебедева, сняв такие фильмы, как «Культура ткани» (1930), «Одноклеточные организмы» (1932), «Бактерии» (1936), «В глубинах моря» (1938) и ряд других. Ему было интересно, что происходит в живых организмах на уровне, не различаемом человеческим глазом…
За фильм «Звериной тропой» Борис Долин получил золотую медаль в 1947 году на фестивале в Венеции.
Ровно через 10 лет, в 1957 году, такой же награды был удостоен фильм Долина «Серый разбойник».
Это художественный фильм о том, как трое юных друзей – Сережа, Геннадий и Петя решили помочь взрослым защитить колхозное стадо от набегов волков. Ребятам удалось отыскать волчье логово, и волки ушли. Однако весной вожак по прозвищу Трехпалый вновь появился, c новой стаей... Да, были еще фильмы и награды: «История одного кольца», «В глубинах моря», «Дом Брема», «Король гор и другие», «Слепая птица», «Удивительная история, похожая на сказку» и «Закон великой любви».
Кстати, Долин снимал и художественные фильмы, особенно любил в них играть Георгий Вицин, большой любитель животных...
С 1953 года Борис Генрихович преподавал во ВГИКе, а с 1958 по 1976 годы руководил мастерской режиссуры научно-популярного кино. Он был организатором и художественным руководителем творческого объединения детских и юношеских фильмов «Центрнаучфильм», где руководил выпуском киножурнала «Хочу все знать!».Бориса Генриховича Долина не стало 21 ноября 1976 года. А его киножурналы «Хочу все знать!» до сих пор не потеряли, и вряд ли потеряют актуальность. Любой ребенок нет-нет, да и спросит у родителей: «Откуда берутся сны?».
Киножурнал "Хочу всё знать!" отличался от других передач и тележурналов, тем что не имел ведущих, сюжеты комментировали или за кадром или приглашенные известные личности. В самых первых номерах журнала в заставке мальчик прилетал вовсе не на ракете, как мы все привыкли, а на зонтике и читал всем нам хорошо известный стих Игоря Раздорского:
Орешек знаний твёрд, но всё же Мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет Киножурнал «Хочу всё знать!»
К началу 2003 года на Центральной киностудии научно-популярных и учебных фильмов «Центрнаучфильм» было создано 264 выпуска киножурнала. С 2003 по 2010 гг. киностудия «Центр национального фильма» выпустила еще 71 киножурнал. Руководитель проекта - Наталия Касьянова. Но...это уже другой журнал...
Киножурнал-Альманах «Хочу все знать!» помнит пожалуй все старшее поколение. Познавательные, интересные, снятые в повествовательной манере выпуски, с нетерпение ждали все дети Советского Союза.
