Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме. Если Вы не нашли требуемую информацию, посетите старую версию сайта

Святитель Феофан Затворник

Один из самых известных рязанских святых – святитель Феофан Затворник Вышенский. Его имя широко известно во всём православном мире, а труды изучаются в ведущих университетах Европы. Но главная заслуга святителя Феофана в том, что он оказал глубокое влияние на духовное возрождение не только современного ему общества, но и нас, живущих в XXI веке.

Каким же был этот удивительный человек? Какой жизненный и духовный путь прошёл?

22 января 1815 года в семье священника Василия Говорова родился мальчик, которого назвали Георгием. Кроме Георгия у Василия Тимофеевича и его жены Татьяны Ивановны было ещё три сына и три дочери. Родители будущего святителя отличались глубокой религиозностью и сердечной отзывчивостью к людям. В том же духе они старались дать воспитание и своим детям, заботливо следили за их нравственностью.



В восьмилетнем возрасте Георгия отдали в Ливенское духовное училище, после окончания которого в числе лучших учеников он был переведён в Орловскую духовную семинарию. В последних классах семинарии ясно стали определяться склад ума юноши и черты его нравственного характера.

В 1837 году Георгий Говоров, как лучший из воспитанников своего курса, был отправлен за казённый счёт в Киевскую Духовную академию. Ещё будучи семинаристом, он принял решение заняться серьёзным изучением богословия. А также юноша решил строго хранить чистоту своей души и непорочность сердца и всю свою жизнь посвятить служению Богу.

23 февраля 1841 года, когда ему исполнилось 26 лет, он принял монашеский постриг с именем Феофан.

В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию. Началась его преподавательско-воспитательная деятельность.

К этому времени правительством России был окончательно решён вопрос об учреждении в Иерусалиме Духовной миссии. Иеромонаха Феофана включили в штат Русской Духовной миссии. В течение 6 лет трудился он на Святой Земле, где неустанно изучал религиозную жизнь Востока.

С 1859 года по 1863 часто менял места служения, возглавлял Тамбовскую и Владимирские епархии. Много добрых плодов принесло Русской Церкви святительское служение епископа Феофана. Но он мечтал об уединении, чтобы беспрепятственно предаваться молитве, богомыслию, изучению трудов святых отцов.

В 1866 году святитель Феофан подаёт в Синод об увольнении с административной должности. Просьба эта была удовлетворена, его назначили настоятелем Вышенской пустыни. Приехав на Вышу, Преосвященный Феофан сложил с себя должность настоятеля и остался простым иноком. Он постоянно ходил на все богослужения, а в выходные и на праздники сам вёл службу.

В 1871 году полностью ушёл в затвор. Он построил себе келью, в гостиной отгородил место и устроил маленькую церковь. Алтарь от основной части церкви был отделён дешёвым ситцевым занавесом. В келью были вхожи только келейник, духовник и настоятель. Сам Владыко Феофан никогда не покидал келью.

Но общение с внешним миром не прекратилось. Ежедневно со всех концов России приходили письма, и каждый написавший получал ответ. В день святитель Феофан писал от 20 до 40 писем. Но это была лишь малая часть его трудов. Главное – богословские и аскетические сочинения, а также перевод святоотеческих творений.

Каждый день Владыки Феофана был заполнен до предела, но его жизнь оставалась сокровенной тайной. Лишь келейник Евлампий мог наблюдать за внешней стороной жизни святителя. Но и это общение было ограничено. В определённое время святитель подавал условный знак, и келейник подавал обед или чай. Также в обязанности келейника входило готовить всё необходимое для совершения Литургии. Личная библиотека святителя Феофана была одной из самых крупных частных библиотек в России того времени. Конечно, большинство изданий были духовного содержания. Но в книжных шкафах нашлось место и для художественной литературы, для поэтических сборников. «История России» В. Соловьёва, «Всемирная история Шлоссера», сочинения Гегеля, Фихте, Якоби и многих других авторов нашли себе приют в кабинете владыки. Книги были не только на русском языке, но и на иностранных. Читал их Феофан Затворник в подлиннике. Святитель говорил: «…и книги с человеческими мудростями могут питать дух».
Ни одной минуты не проходило в безделии. Феофан Затворник был хорошим художником, искусным иконописцем. Практически все иконы в
келье были написаны им. А ещё он любил работать с деревом. Но, конечно, главное - это молитва и богословские труды. За время затвора было издано 3 тысячи печатных листов. Это и «Добротолюбие» в 5 томах, и «Толкования на послания апостола Павла», и «Мысли на каждый день», и Письма о духовной жизни», и «Путь к спасению», и многое, многое другое.

Удивительным языком писал святитель Феофан: просто, доступно, кажется написано именно для тебя и про тебя. Однако сам он критически относился к своей писательской деятельности: «Сколько раз приходилось жалеть, что не умею писать так, чтобы всех затрагивал. Если бы умел, составил бы такую книгу, что всякий читающий непременно решился бы начать соделывать своё спасение».

Хочется немного сказать о светлом облике Владыки Феофана. Современники вспоминают: «Внешний вид его был приятный и красивый: роста небольшого, тёмно-русые жидкие волосы скромно лежали на голове, борода длинная, полуокладистая, лицо чистое, взгляд весёлый, особенно в разговоре, брови нависшие. В общем представлял приятное впечатление. В разговоре ласков, шутлив, образен, своеобразен, жив».

Мы прекрасно знаем, что внутреннее состояние человека отражается в его внешности, особенно в глазах. И у святителя глаза были зеркалом души, отражали его настроение. Они светились «тихим светом глубокой задумчивости, возвышенного настроения чувств, любви и участия к ближнему». Мягкосердечность, кротость, миролюбие – вот основные черты его характера. Умение разглядеть в человеке сокровенное, обилие любви, которым было переполнено его сердце, легли в основу всех нравственных поучений Феофана Затворника. Именно поэтому каждый читающий творения святителя исполнен чувством, что это написано именно для него.

Свеча жизни святителя Феофана Затворника Вышенского догорела на семьдесят девятом году его жизни. Это произошло 19 января 1814 года. Кончина была тихой и мирной в день Богоявления Господня – любимый праздник Владыки. Память его совершается 23 января. Мощи покоятся в Свято-Успенском женском монастыре, в двухстах километрах от Рязани, на правом берегу реки Выша.

2015 год – празднование 200 - летнего юбилея со дня рождения великого подвижника и богослова святителя Феофана Затворника Вышенского.

P.S. Поздравляю всех с началом Великого поста! Прочтите во время поста хотя бы несколько страничек из творений святителя Феофана и не просто познакомитесь с его работами, а приобретёте верного советчика и даже любящего друга, который поможет разобраться в своём внутреннем мире и укажет верную жизненную дорогу.


25 февраля 2015
Мудрая Сова
Это интересно