Дорогие друзья!
Рада новой встрече с вами! Сегодня мне хотелось бы продолжить рассказ о служителях православной церкви, рожденных на Рязанской земле.
Одним из таких людей является историк, ученый-богослов, переводчик Иван Иванович Дмитриевский. В этом году исполняется 265 лет со дня его рождения. Обычно в постах мы размещаем портреты тех, о ком пишем, но к сожалению портретов И.И. Дмитриевского я не нашла, возможно они просто не сохранились.
И.И. Дмитриевский родился в 1754 году в уездном городе Михайлове Рязанской губернии в семье протоиерея Иоанна Трофимовича Дмитриевского. Поэтому нет ничего удивительного, что он пошёл по стопам отца и поступил в Рязанскую духовную семинарию. Там он учился с 1764 по 1766 год. Окончив семинарию, И.И. Дмитриевский углубил свои знания, пройдя годовой курс обучения в Москве в Славяно-греко-латинской академии, где у него открылся талант к сочинению духовной музыки. В это же время Иван Иванович пел в архиерейском хоре.
После учёбы И.И. Дмитриевский вернулся в Рязань, где с 1778 года «был определен» учителем в духовную семинарию. Преподавал семинаристам греческий и еврейский языки, а позднее - риторику и философию. Кроме того, служил регентом (дирижером) архиерейского хора и обучал будущих церковных пастырей составлять проповеди. Далее Иван Иванович трудился в разных духовных учреждениях.
Так в 1779 году И.И. Дмитриевский поступил на службу канцеляристом в Рязанскую духовную консисторию, где занимался подготовкой и оформлением документов. Духовная консистория – «есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея производятся управление и духовный суд…». Через четыре года Иван Дмитриевский в чине губернского секретаря получит там же штатную секретарскую вакансию. В октябре 1788 года его возьмут переводчиком в Синод.
Внимания заслуживают труды И.И. Дмитриевского, как ученого-богослова. В нашем родном городе в 1780 году он переводит с греческого языка на русский «Послание к коринфянам», приписываемое папе Клименту I. Первый перевод был напечатан в 1781 году в Москве у знаменитого журналиста и издателя Николая Ивановича Новикова.
И.И. Дмитриевский увлеченно изучает жизнь и деятельность греческого оратора Исократа. В Петербурге он обращается к Екатерине Романовне Дашковой, занимавшей в то время пост директора Петербургской Академии наук, с просьбой опубликовать подготовленный им перевод трех политических «речей» Исократа Афинского для того, чтобы издание могло служить учебным пособием для семинаристов. К переводу Иван Иванович приложил биографию Исократа. Книга была напечатана Академией наук и издавалась еще не один раз при жизни автора. Позднее была дополнена его сыном Михаилом Дмитриевским.
Вскоре новым местом жительства Ивана Дмитриевского стала Тамбовская губерния, где в Духовной консистории он получил должность секретаря. Несколько лет спустя И.И. Дмитриевский ходатайствует о своём переводе в Москву, однако в 1799 году его заподозрили во взяточничестве и уволили из Синода. Он вынужден работать экспедитором на Тамбовском почтамте, сопровождая перевозку почты.
Всё же вскоре Ивану Дмитриевскому удается попасть в Москву. Он учительствует сразу в двух местах — Универсальной гимназии и Московском благородном пансионе. Преподает этимологию и латинский синтаксис. Студенты характеризовали его как начитанного и эрудированного педагога.
Русский историк, археолог и искусствовед Иван Михайлович Снегирев – ученик И.И. Дмитриевского, в воспоминаниях характеризовал своего учителя как «сведущего богослова, археолога (ценителя древностей) и знатока греческого языка…», а в бытовом отношении, как тип «старинного семинариста»: «… среднего роста, с старомодною прическою и длинною косой, он носил тафтяной кафтан, весь масляный от блинов, которые любил есть, штаны с медными шлифными пуговицами, неуклюжие башмаки с заплатами… По простоте и доброте был ребёнок».
В 1804 году И.И. Дмитриевский уходит с должностей, получив чин титулярного советника, а спустя год становится коллежским ассесором. По-видимому, получению чина коллежского ассесора способствовал успех его историко-богословского труда «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию», поднесенного императору Александру I. Литургия – это главное церковное богослужение, во время которого совершается таинство Святого Причастия. Исследования и толкования Дмитриевского были с интересом приняты духовенством. Этот труд Ивана Ивановича выдержал множество переизданий.
К 1803 году Дмитриевский завершил также «Историческое и юридическое разыскание о браках…», оставшееся неизданным, хотя он и обращался за цензурным разрешением на публикацию в Департамент народного просвещения.
С 1807 года Дмитриевский находился в отставке и с огромным семейством жил в приобретённой им деревеньке Гололобово Коломенского уезда Московской губернии.
К 1820 году Дмитриевские переехали в Рязань. Скончался Иван Иванович Дмитриевский 5 апреля 1823 года, похоронен на Лазоревском кладбище.
Иван Иванович Дмитриевский был умным, образованным, но вместе с тем простым и добрым человеком. Его талант сверкал множеством граней: композитор духовной музыки, знаток языков, эрудированный преподаватель, ученый-богослов, труды которого актуальны и по сей день. И я рада, что у меня была возможность на страницах блога рассказать вам о нашем замечательном земляке – «гордости земли Рязанской».