А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.
Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.
Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.
Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.
А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.
Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!
Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!
Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!
Галерея П.М. Третьякова
Предлагаю сегодня поговорить об одном необычном юбилее. 10 мая 2016 года исполнилось 160 лет... Третьяковской галерее.
Вряд ли можно назвать какой-либо другой музей, который прошел бы путь от скромной частной коллекции до центрального художественного собрания страны, имеющего общенациональное значение и мировую известность.
История создания Третьяковской галереи поистине удивительна! Родоначальник купцов Третьяковых переехал в Москву в 1774 году из города Малый Ярославец. Образ жизни всех Третьяковых был самый патриархальный, интересы редко выходили дальше лавки, дома и церкви. Детей воспитывали в строгости, траты на «пустяки» не допускались. Но вот чтение книг всячески поощрялось. Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) уже с четырнадцати лет служил в лавке, учился коммерции, набирался опыта. С детства он отличался замкнутостью характера и какой-то недетской серьезностью.
Молодой Павел Третьяков очень любил театр, музыку, библиотеки. Поездка в 1852 году в Петербург произвела на него неизгладимое впечатление. Он впервые побывал в Эрмитаже и просто влюбился в живопись. С этого времени Павел Третьяков и начал собирать произведения искусства. Сначала это были гравюры и лубок, потом он купил несколько живописных произведений. Свои сокровища он часто приобретал в Москве на знаменитом Сухаревском рынке — толкучке, которая с незапамятных времен раскинулась от Самотечной площади почти до Красных ворот. Историю галереи принято отсчитывать с 1856 года, когда Павел Михайлович Третьяков приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. В это время в Москве и Петербурге уже были богатые частные коллекции Ф.И. Пряшникова, В.А. Кокорева и других, но не им суждено было стать основой музея национального искусства.
Третьяков, не имевший ни коллекционерского опыта, ни связей в художественных кругах, ничего, кроме, по его же собственному выражению, "истинной и пламенной любви к живописи", вдохновлялся высокой целью - устроить в Москве "общественную картинную галерею". С первых лет собирательства характер его будущей галереи был ясно осознан: она должна быть национальной, то есть состоять из картин русских художников, и исторической - показывать отечественное искусство в его историческом развитии. "Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес... - пишет он в начале 1861 года, - дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника".
К 1860-м годам восходит один из крупных собирательских замыслов Третьякова - создание исторической портретной галереи выдающихся русских людей: "писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части", как он ее определил. Замысел Третьякова, по существу, широко просветительский: создавая портретную галерею, он выходит за пределы собственно художественного собирательства, закрепляет в ней историю духовной жизни России в ее высших проявлениях - от М.И. Глинки, А.А. Иванова, М.С. Щепкина до Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского, А.П. Чехова. Начатая в 1860-е годы и пополнявшаяся вплоть до 1890-х портретная галерея в основном сложилась в 70-80-е годы, когда к ее созданию были привлечены крупнейшие русские портретисты: Перов, Крамской, Репин.
В 70-е годы в галерею попадают "Христос в пустыне" Крамского и "Петр I и царевич Алексей" Ге, "Кочегар" и "Заключенный" Ярошенко, "хоровые" народные сцены Максимова и Савицкого, бытописательские "отрывки из действительности" В. Маковского и Прянишникова. В то же время Третьяков широко и охотно собирает пейзажные картины, чутко уловив начавшееся в творчестве Саврасова, Васильева, Шишкина, Куинджи, Поленова постепенное выдвижение пейзажа на одно из первых мест в современной живописи.
Все то, что приобреталось Третьяковым, размещалось в комнатах жилого дома в Лаврушинском переулке. Но к концу 1860-х годов картин стало так много, что разместить их не было никакой возможности. В 1872 году Третьяков счел необходимым пристроить к своему дому два больших зала чисто музейного назначения. В 1874 году в них была развернута первая экспозиция картин, открытая для публики, хотя и ограниченно. Этот год Павел Михайлович считал началом существования галереи как музея (до этого, размещенная в жилых комнатах, она оставалась домашней коллекцией). В 1881 году Третьяков решает открыть галерею для свободного посещения. Так завершился первый этап ее истории: будучи "национально-художественная" и "историческая", она стала "публичной". Теперь для осуществления замысла Третьякова ей предстояло стать "общественной". В 1880-1890-е годы собирательская деятельность Третьякова протекает с еще большей, чем прежде, интенсивностью, вырастает, по выражению Репина, до настоящих размеров "колоссальной, благородной страсти". Пополнение и устройство галереи стоят ему огромного нервного напряжения.
Собирательство ведется сразу в нескольких направлениях. Третьяков продолжает с неослабевающим вниманием следить "за каждым шагом современного искусства вперед". Одновременно он настойчиво пополняет галерею работами старых мастеров: в эту пору куплены "Портрет Лопухиной" Боровиковского и "Всадница" Брюллова. Он начинает собирать графику (с конца 80-х), до этого у него было сравнительно небольшое собрание альбомных рисунков и акварелей. В 1890-е приобретает иконы, но не включает их в основной состав галереи.
Основополагающими приобретениями становятся монументальные станковые картины и циклы 1880-1890-х годов. Этот ряд начинается "Никитой Пустосвятом" Перова и полотнами "Балканской серии" Верещагина и включает в себя "Неутешное горе" Крамского, исторические картины Сурикова ("Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова"), центральные вещи Репина 80-х годов ("Крестный ход в Курской губернии", "Не ждали", "Иван Грозный"), серию картин и этюдов из "Путешествия на Восток" Поленова, "Всюду жизнь" Ярошенко, "Христос в Гефсиманском саду" и "Что есть истина?" Ге, сказочно-исторические и религиозные композиции В.М. Васнецова и среди них одно из последних крупных приобретений Третьякова - картина "Богатыри". "Стараешься пополнять разносторонне, чтобы можно иметь полное понятие о всех русских художниках", - пишет он Репину в 1883 году. "Я задался по возможности собрать всех русских художников" (письмо 1885 года). И наконец, письмо Толстому от 18 июня 1890 года: "Я беру, весьма может быть ошибочно, только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи". 1890-е годы - время широчайшей известности Третьякова, всеобщего признания его заслуг перед русским искусством.
Но это не мешает Павлу Михайловичу с живым интересом отнестись к творчеству молодых художников, пробующих открыть в искусстве иные, отличные от передвижнических пути. Эта чуткость к новому, замечательная способность предугадать в начальных работах будущее значение художника, знаменитая "непредсказуемость" выбора, сделавшая Третьякова "искренно любимой и неограниченно популярной" фигурой среди художественной молодежи, позволили ему приобрести в галерею в 80-е годы "Пустынника" Нестерова и "Девушку, освещенную солнцем" Серова, а в 90-е - живописные работы К. Коровина, Рериха, Малютина, графику Бенуа, Бакста, Сомова, Якунчиковой, Головина и других.
К 1898 году графическое собрание Павла Михайловича включало уже около 1600 произведений - старых мастеров: А. Егорова, Ф. Бруни, К. Брюллова, А. Иванова, П. Федотова, современников: В. Перова. И. Крамского. И. Репина. В. Сурикова. И. Шишкина. В. Поленова. Н. Ге, В. Васнецова, И. Левитана, а также работы художников нового поколения: М. Нестерова, В. Серова, М. Врубеля, К. Сомова (Портрет Александра Блока), А. Бенуа, Л. Бакста и других.
Осенью 1887 года в галерее появился зал рисунков как самостоятельный раздел экспозиции. Об этом свидетельствует ранее не опубликованное письмо Н.С. Третьякова к Н.П. Собко, найденное в отделе рукописей Санкт-Петербургской публичной библиотеки: «...открылся в галерее новый отдел рисунков и акварелей, разумеется, приобретенных им в разное время, в количестве 266 экземпляров».
В письме Крамскому Третьяков пишет: «Я устраиваю в своем собрании отдел акварелей и мерных рисунков, мне нужен один из ваших черных портретов, разумеется, желалось бы более интересный для меня личности, для чего прошу покорнейше прислать... портрет В.М. Васнецова». Собирать портреты значимых для России людей, как известно, стало одной из важнейших целей коллекционирования. Третьяков особенно ценил и терпеливо искал даже самые маленькие портретные наброски, но обязательно, исполненные с натуры.
В августе 1892 года Третьяков принял решение подарить свой музей и собрание картин иностранных и русских художников, завещанных ему братом Сергеем Михайловичем, городу Москве: «… желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской Думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями».
15(27) сентября 1892 года Московская городская дума официально приняла дар братьев Третьяковых. Он включал 1287 живописных произведений, 518 рисунков, 9 скульптурных работ русских художников и 75 картин, 8 рисунков европейских мастеров, главным образом французских и немецких художников второй половины XIX века. В августе 1893 года музей открылся для всеобщего бесплатного обозрения как Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых. Газета «Новости» писала тогда «Говорят, будто по покупной цене картин Третьяковская галерея стоит полтора миллиона рублей. Подите-ка, купите ее теперь по этой цене. Ей, милостивые государи, нет теперь цены. Она является беспримерным и бесценным художественным собранием».
Популярность галереи неуклонно росла: от восьми с половиной тысяч посетителей в 1881 году до двухсот тысяч ежегодно в середине 1910-х. Скромный двухэтажный особняк, приютившийся в одном из замоскворецких переулков, строгие, "без роскоши" залы ("...потому что роскошная отделка не принесет пользы, напротив, невыгодна будет для художественных произведений", - писал Третьяков еще в "Завещательном письме" 1860 года) - Третьяковская галерея становится заветным местом, куда устремляются сотни и тысячи людей. Современное собрание Третьяковской галереи насчитывает свыше 140 тысяч экспонатов, в том числе более 80 тысяч произведений ХХ века. Они размещаются не только в основном здании в Лаврушинском переулке, но и в новом здании на Крымском валу.
Несмотря на то, что я много раз бывала в Третьяковской галерее, каждое её посещение поражает и вдохновляет, обещает встречу с чудом – с прекрасными произведениями великих мастеров искусства. Мне нравятся картины многих художников, но особенно любимы мной полотна В. Поленова «Московский дворик» и «Над вечным покоем» И. Левитана.
Вот перед нами залитый ярким летним солнцем дворик старой Москвы. Приглядитесь повнимательнее, и в какой-то момент вам, возможно, покажется - вот ещё чуть-чуть и дунет ветер, закачается на деревьях листва, лениво махнет хвостом лошадь, отгоняя назойливую муху, и зазвучат весёлые голоса играющих детей. Живая, светлая, яркая картина обязательно запомнится вам, подарит лёгкое и радостное настроение.
И совсем другое, хотя и не меньшее впечатление производит на меня полотно И. Левитана «Над вечным покоем». Плывут зловеще, никуда не торопясь, грозовые тучи они занимают уже больше, чем полнеба, а под ними - водная гладь. Вода и небо на картине захватывают, поражают человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. На крутом высоком берегу стоит одинокая деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами. Ветер качает деревья, гонит облака, затягивает зрителя в бесконечный северный простор. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки. Сам И. Левитан об этой картине писал: «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием» и еще «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!». Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана.
В 1898 году, вернувшись с похорон Павла Михайловича Третьякова, И.Е. Репин написал: «Вот свалился дуб могучий, под ветвями его широкими сколько жило и благоденствовало хороших русских художников. Какой пантеон русской жизни в картинах за целую половину XIXвека создал он!... А вот как настанет временное оскудение, мелочь, тогда поймут ушедшую вдаль эпоху и удивятся ее грандиозности, оценят искусство, и собирателя».
Люди ласково называют Третьяковскую галерею "Третьяковкой". Ее уникальная коллекция постоянно развивается и пополняется. Она - живая. Дорогие мои, обязательно посетите это лучшее в мире собрание русских картин!