Когда человек вспоминает школу, где прошли его лучшие детские годы, то, конечно, и своего единственного, неповторимого и любимого педагога. Чаще всего это первая учительница, которая открыла мир знаний. Хорошо, если в старших классах встречается учитель, который определяет твою дальнейшую судьбу.
Мне повезло. Когда я учился в шестом классе, в родном городе Чарджоу (Туркмения), стоящем на берегу реки Амударьи, появилась учительница русского языка и литературы Ирина Георгиевна Альшевская, приехавшая из России. Думаю, что только благодаря ее удивительному таланту во мне пробудился писательский дар и любовь к творчеству. Все началось с сочинения «Как я провел каникулы».
После весенних каникул, Иринушка, так мы ее звали между собой, задала сочинение о том, как мы отдохнули. На каникулах скучать некогда. Дворовой командой мы ходили за грибами (шампиньонами) очень далеко за Берзен-канал, в тугайный лес. Вот я и решил поведать об этом на трех тетрадных страницах. Творение надо было создать не в тетради, а на отдельных листах и красиво оформить.
Быстро накатав сочинение, я большую часть времени потратил на оформление: на обложке из ватмана нарисовал яркий орнамент с книги «Украинские сказки», прикрепил две шелковые тесемки. Сочинение было вложено внутрь, тесемки завязаны, и, на зависть одноклассникам, сдано... А дальше случилось вот что.
В положенный день Иринушка стала раздавать наши работы. Раздача шла в алфавитном порядке, каждое сочинение подробно комментировалось. Я ожидал, что мое сочинение объявят одно из первых, после Акимова Валеры, после Аникина... Но не тут-то было. Уже прозвучали почти все фамилии, и я стал волноваться: «Ну, почему же про мое то сочинение ничего не говорят?».
Все одноклассники уже с сочинениями, а обо мне ни слова. Удивленно смотрю на Иринушку, а класс с любопытством – на меня, что-то назревает... И вот Альшевская говорит: «А сейчас о сочинении, которое мне понравилось больше всех. Мне даже показалось, что оно взято из какой-то книги. Однако сомнения развеялись и вы скоро узнаете, почему. Чем же оно мне понравилась? Когда я его читала, то представила и ковер из клевера, и аромат цветущих фруктовых садов, и ярко-голубое небо. Я заглянула в кофейные воды оросительного канала Берзен, полюбовалась красными сережками азиатского тополя (туранга) и даже узнала, как собирать шампиньоны в тугайном лесу…».
«Написал это замечательное сочинение ваш ученик Володя Багров», – сказала она. На душе у меня разливались радость и гордость, на зависть отличникам... Но Иринушка сказала не все. А когда она продолжила, сердце мое упало, не знаю куда, а сам я густо покраснел. «Автору я поставила единицу за грамотность и пять с плюсом за содержание», – сказала Альшевская. И я получил свое сочинение, красное от учительских чернил.
Когда урок закончился, Иринушка (на снимке в центре) попросила меня остаться. Наедине она сказала, что сочинение будет отправлено на республиканский конкурс в Ашхабад, на конкурс школьных работ. Но так как в таком виде отправлять его нельзя, мне надо его переписать. Да, и обложку сделать скромнее, так как прежняя не соответствует содержанию. Дома я переписал сочинение и сделал новую обложку, вместо яркого орнамента нарисовал скромное семейство грибов.
Оригинал сочинения учительница оставила мне на память. Он до сих пор где-то хранится у меня. Огромное ей спасибо! Когда я создаю очередную книгу для детей, то в первую очередь вспоминаю любимую учительницу литературы – Ирину Альшевскую.
Владимир Багров, член Союза журналистов России