Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Арктическая легенда

Дорогие читатели!

Все вы, наверное, слышали о Колчаке? Благодаря школьным урокам истории и кинематографу в голову сразу приходят ассоциации - адмирал и белый офицер. Но это лишь одна сторона его деятельности.
Александр Васильевич Колчак
— вице-адмирал Российского Императорского флота и адмирал Сибирской флотилии, полярный исследователь и ученый-океанограф, yчастник экспедиций 1900-1903 годов, участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, вождь и руководитель Белого движения в Сибири, Верховный правитель России, а также человек с невероятной силой воли, неустанно стремившийся к получению новых знаний, человек, всю свою жизнь посвятивший служению Родине. Колчак был выдающимся мореплавателем и исследователем. Увы, после событий 1917 г. были забыты все его заслуги перед Родиной, и научные, и военные (а ведь военные историки признают, что лучшими адмиралами русского флота в периоды Русско-японской и Первой мировой войн были С.О. Макаров, Н.О. Эссен, А.И. Непенин и А.В. Колчак). Александр Васильевич Колчак и вся его деятельность в дореволюционной России оказались после 1917 г. под запретом. Со временем взгляд на историю меняется. Я хочу рассказать о малоизвестной ныне стороне деятельности А.В. Колчака - о его путешествиях и научно-исследовательской работе в Арктике. Немного из биографии. Уже в раннем детстве Александр мечтал о морских просторах. После гимназии отец определил сына в Морской кадетский корпус. Способный и талантливый юноша упорно трудился. В Морском кадетском корпусе Александр оказался лучшим воспитанником, закончив его в 19 лет с премией. Тогда и позже его товарищи часто говорили: "Колчак все знает, спросим у него..." В 1894 г., окончив Морской корпус, Колчак получил звание мичмана и назначение на должность вахтенного начальника на крейсер "Рюрик", который направился на Дальний Восток. Во время плавания он не только выполнял обязанности морского офицера, но и занимался самообразованием, постигал морские науки, особенно океанографию и гидрографию. Колчак по собственной инициативе производил океанографические работы, которые пополнили сведения по гидрологии Желтого и Японского морей, и имели первостепенное стратегическое значение в годы разразившейся Русско-японской войны: ими пользовались при размещении минных полей и т.д. В 1896 г. он был повышен по службе и в качестве вахтенного начальника несколько лет плавал по Тихому океану на клипере «Крейсер».
С детства он мечтал о плаваниях в полярных широтах, экспедициях в Южный Ледовитый океан, о покорении неизведанных пространств и приключениях. "У меня была мечта найти Южный полюс, но я так и не попал в плавание на южном океане", - вспоминал он. И даже добился аудиенции к вице-адмиралу С.О. Макарову с надеждой попасть в экспедицию о которой позже писал: «Я просил взять меня с собой, но по служебным обстоятельствам он не мог этого сделать, и «Ермак» ушел без меня. Тогда я решил снова идти на Дальний Восток, полагая, что, может быть, мне удастся попасть в какую-нибудь экспедицию, - меня очень интересовала северная часть Тихого океана в гидрологическом отношении. Я хотел попасть на какое-нибудь судно, которое уходит для охраны котикового промысла на Командорские острова к Берингову морю, на Камчатку. С адмиралом Макаровым я очень близко познакомился в эти дни, так как он сам много работал по океанографии». Можно представить, с каким восторгом в конце 1899 года Колчак принял приглашение участвовать в Русской полярной экспедиции на шхуне «Заря», снаряженной Императорской Академией наук для изучения морского пути вдоль северного побережья Евразии в Тихий океан. Одной из целей экспедиции было также обнаружение легендарной «Земли Санникова» - суши, предположительно располагавшейся в океане к северу от Новосибирских островов. Эту легендарную землю в северном Ледовитом океане будто бы видел издалека столетие назад купец Яков Санников. Для А.В. Колчака начиналась арктическая страница биографии... Два года шхуна «Заря» с ее экипажем зимовала во льдах. Весь комплекс гидрологических работ выполнял А.В. Колчак на самых совершенных в то время приборах. Он так же нес ходовые вахты, производил замеры глубин, брал пробы воды, вел магнитные наблюдения, делал подробное описание берегов и островов Северного Ледовитого океана, наблюдал за движением льдов. Его тщательность в работе даже у гидрохимиков второй половины XX в. вызывала восхищение. Все сведения послужили ему впоследствии основой для написания знаменитой монографии «Лед Карского и Сибирского морей». Во время зимовки начались санные походы исследователей. Они проходили при 30-градусных морозах, жесточайших ветрах, скудном пайке, дефиците горючего для походных кухонь, откапывании застрявших саней, иных происшествиях. В этих поездках и охотничьих экскурсиях Колчак показал себя выносливым и мужественным человеком. Толль записал в дневнике: "Наш гидрограф Колчак - прекрасный специалист, преданный экспедиции". Э.В. Толль решил увековечить имя своего верного и мужественного спутника А.В. Колчака, назвав один из островов у берегов Таймыра именем молодого гидрографа. Но это географическое название не просуществовало на географической карте и четверти века. В 1920-х гг. его заменило другое название - остров Расторгуева: официальные власти страны решили навсегда стереть из памяти имя «душителя свободы», назвав островок именем рядового участника экспедиции, матроса Степана Расторгуева. Увы, справедливость не восстановлена и до сих пор. Когда не вернулся Толль из путешествия, Колчак предложил организовать санно-шлюпочную экспедицию для его поисков. Экспедиция оказалась невероятно сложной. Полярникам приходилось самим впрягаться в лямки и тащить шлюпку. Они провели в этом опасном путешествии 42 дня. Однажды Колчак провалился в ледяную трещину и чудом не утонул. В конце концов полярники нашли записку пропавших товарищей, из которой стало ясно, что они погибли.
Четырехлетние полярные странствия Колчака тем временем подходили к концу, сделав знаменитым и его самого, и арктические просторы. 30 января 1906 г. ученые России на Совете Общества под председательством знаменитого географа и путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского единодушно присудили лейтенанту А.В. Колчаку «за участие в экспедиции барона Э.В.Толля и за путешествие на остров Беннетта, составляющие важный географический подвиг, свершение которого было сопряжено с большими трудностями и опасностью для жизни, свою высшую награду - Большую золотую Константиновскую медаль». Так Александр Васильевич стал четвертым полярником - обладателем высшей награды Географического общества. А коллеги и сослуживцы стали уважительно величать его Колчак-Полярный. Чуть позже Колчак стал инициатором новой полярной экспедиции в 1909-1910 годах. Многомесячное плавание вокруг половины земного шара позволило познакомиться с новым типом судна, которое не ломало и не давило лед, а раскалывало льдины. Во время этого рейса экспедиции под руководством А.В. Колчака удалось провести большую исследовательскую работу. Осенью 1910 г. суда вернулись во Владивосток на зимовку и ремонт. Но его попросили вернуться в Москву. Ему предлагали принять участие в реализации «судостроительной программы» постройки для Российского флота новых судов. После некоторых колебаний А.В. Колчак согласился, навсегда уйдя из науки и Арктики, хотя и остался «в душе навсегда полярным, мечтателем, жизненным младенцем и политическим идеалистом». Но даже через несколько лет после прекращения карьеры ученого-гидрографа А.В. Колчак, будучи в ранге Верховного правителя России, не забывал об Арктике. Приведу лишь один малоизвестный нынче факт. В 1918-1920 гг., сознавая, что без Сибири и освоения сибирских ледовитых морей у России нет будущего, даже в тяжелейших условиях охватившей всю Россию Гражданской войны, он организовал несколько исследовательских рейсов гидрографических судов по Карскому морю. Что же осталось в науке от А.В. Колчака? Труд «Лед Карского и Сибирского морей», «Последняя экспедиция на остров Беннетта, снаряженная Академией наук для поисков барона Толля». Его материалами и картами пользовались все отечественные первопроходцы Арктики, кто занимался организацией и освоением Северного Морского пути, а раздел «Арктический пак и полынья» вошел в известный за границей сборник «Проблемы полярных исследований» (Нью-Йорк, 1928). К счастью, на географической карте сохранились и поныне значатся остров и мыс Софии, названные Александром Васильевичем в честь жены Софии Федоровны Омировой.
Итак, мы получили довольно подробное представление о том, что А.В. Колчак - замечательный ученый-полярник, стоявший у истоков освоения Северного Морского Пути...
24 января 2015
Коза Дереза
Это интересно
Самые, самые… бабочки
Бабочка - одно из красивейших созданий, сотворённых природой. Ни про одно существо на Земле не сложено столько совершенно разных и поэтических легенд, преданий и мифов, как о бабочке. Почти все античные персонажи увековечены в названиях бабочек с легкой руки Карла Линнея и других авторов. Аполлон, атлас, махаон, феб, артемида, мнемозина, сатурния... Ученый из Австралии Габреро создает атлас…
И это всё… свиньи
Свиньи – одни из самых интересных и неоднозначных животных. Ученые полагают, что свинья была вторым, после собаки, животным, которое одомашнил человек. В настоящее время насчитывается более сотни пород домашних свиней. Что же касается их диких собратьев, то на данный момент науке известно лишь девять видов. Ареал их обитания простирается от африканских саванн до сибирской тайги. Пожалуй,…