Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме. Если Вы не нашли требуемую информацию, посетите старую версию сайта

Арктическая легенда

Дорогие читатели!

Все вы, наверное, слышали о Колчаке? Благодаря школьным урокам истории и кинематографу в голову сразу приходят ассоциации - адмирал и белый офицер. Но это лишь одна сторона его деятельности.
Александр Васильевич Колчак
— вице-адмирал Российского Императорского флота и адмирал Сибирской флотилии, полярный исследователь и ученый-океанограф, yчастник экспедиций 1900-1903 годов, участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, вождь и руководитель Белого движения в Сибири, Верховный правитель России, а также человек с невероятной силой воли, неустанно стремившийся к получению новых знаний, человек, всю свою жизнь посвятивший служению Родине. Колчак был выдающимся мореплавателем и исследователем. Увы, после событий 1917 г. были забыты все его заслуги перед Родиной, и научные, и военные (а ведь военные историки признают, что лучшими адмиралами русского флота в периоды Русско-японской и Первой мировой войн были С.О. Макаров, Н.О. Эссен, А.И. Непенин и А.В. Колчак). Александр Васильевич Колчак и вся его деятельность в дореволюционной России оказались после 1917 г. под запретом. Со временем взгляд на историю меняется. Я хочу рассказать о малоизвестной ныне стороне деятельности А.В. Колчака - о его путешествиях и научно-исследовательской работе в Арктике. Немного из биографии. Уже в раннем детстве Александр мечтал о морских просторах. После гимназии отец определил сына в Морской кадетский корпус. Способный и талантливый юноша упорно трудился. В Морском кадетском корпусе Александр оказался лучшим воспитанником, закончив его в 19 лет с премией. Тогда и позже его товарищи часто говорили: "Колчак все знает, спросим у него..." В 1894 г., окончив Морской корпус, Колчак получил звание мичмана и назначение на должность вахтенного начальника на крейсер "Рюрик", который направился на Дальний Восток. Во время плавания он не только выполнял обязанности морского офицера, но и занимался самообразованием, постигал морские науки, особенно океанографию и гидрографию. Колчак по собственной инициативе производил океанографические работы, которые пополнили сведения по гидрологии Желтого и Японского морей, и имели первостепенное стратегическое значение в годы разразившейся Русско-японской войны: ими пользовались при размещении минных полей и т.д. В 1896 г. он был повышен по службе и в качестве вахтенного начальника несколько лет плавал по Тихому океану на клипере «Крейсер».
С детства он мечтал о плаваниях в полярных широтах, экспедициях в Южный Ледовитый океан, о покорении неизведанных пространств и приключениях. "У меня была мечта найти Южный полюс, но я так и не попал в плавание на южном океане", - вспоминал он. И даже добился аудиенции к вице-адмиралу С.О. Макарову с надеждой попасть в экспедицию о которой позже писал: «Я просил взять меня с собой, но по служебным обстоятельствам он не мог этого сделать, и «Ермак» ушел без меня. Тогда я решил снова идти на Дальний Восток, полагая, что, может быть, мне удастся попасть в какую-нибудь экспедицию, - меня очень интересовала северная часть Тихого океана в гидрологическом отношении. Я хотел попасть на какое-нибудь судно, которое уходит для охраны котикового промысла на Командорские острова к Берингову морю, на Камчатку. С адмиралом Макаровым я очень близко познакомился в эти дни, так как он сам много работал по океанографии». Можно представить, с каким восторгом в конце 1899 года Колчак принял приглашение участвовать в Русской полярной экспедиции на шхуне «Заря», снаряженной Императорской Академией наук для изучения морского пути вдоль северного побережья Евразии в Тихий океан. Одной из целей экспедиции было также обнаружение легендарной «Земли Санникова» - суши, предположительно располагавшейся в океане к северу от Новосибирских островов. Эту легендарную землю в северном Ледовитом океане будто бы видел издалека столетие назад купец Яков Санников. Для А.В. Колчака начиналась арктическая страница биографии... Два года шхуна «Заря» с ее экипажем зимовала во льдах. Весь комплекс гидрологических работ выполнял А.В. Колчак на самых совершенных в то время приборах. Он так же нес ходовые вахты, производил замеры глубин, брал пробы воды, вел магнитные наблюдения, делал подробное описание берегов и островов Северного Ледовитого океана, наблюдал за движением льдов. Его тщательность в работе даже у гидрохимиков второй половины XX в. вызывала восхищение. Все сведения послужили ему впоследствии основой для написания знаменитой монографии «Лед Карского и Сибирского морей». Во время зимовки начались санные походы исследователей. Они проходили при 30-градусных морозах, жесточайших ветрах, скудном пайке, дефиците горючего для походных кухонь, откапывании застрявших саней, иных происшествиях. В этих поездках и охотничьих экскурсиях Колчак показал себя выносливым и мужественным человеком. Толль записал в дневнике: "Наш гидрограф Колчак - прекрасный специалист, преданный экспедиции". Э.В. Толль решил увековечить имя своего верного и мужественного спутника А.В. Колчака, назвав один из островов у берегов Таймыра именем молодого гидрографа. Но это географическое название не просуществовало на географической карте и четверти века. В 1920-х гг. его заменило другое название - остров Расторгуева: официальные власти страны решили навсегда стереть из памяти имя «душителя свободы», назвав островок именем рядового участника экспедиции, матроса Степана Расторгуева. Увы, справедливость не восстановлена и до сих пор. Когда не вернулся Толль из путешествия, Колчак предложил организовать санно-шлюпочную экспедицию для его поисков. Экспедиция оказалась невероятно сложной. Полярникам приходилось самим впрягаться в лямки и тащить шлюпку. Они провели в этом опасном путешествии 42 дня. Однажды Колчак провалился в ледяную трещину и чудом не утонул. В конце концов полярники нашли записку пропавших товарищей, из которой стало ясно, что они погибли.
Четырехлетние полярные странствия Колчака тем временем подходили к концу, сделав знаменитым и его самого, и арктические просторы. 30 января 1906 г. ученые России на Совете Общества под председательством знаменитого географа и путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского единодушно присудили лейтенанту А.В. Колчаку «за участие в экспедиции барона Э.В.Толля и за путешествие на остров Беннетта, составляющие важный географический подвиг, свершение которого было сопряжено с большими трудностями и опасностью для жизни, свою высшую награду - Большую золотую Константиновскую медаль». Так Александр Васильевич стал четвертым полярником - обладателем высшей награды Географического общества. А коллеги и сослуживцы стали уважительно величать его Колчак-Полярный. Чуть позже Колчак стал инициатором новой полярной экспедиции в 1909-1910 годах. Многомесячное плавание вокруг половины земного шара позволило познакомиться с новым типом судна, которое не ломало и не давило лед, а раскалывало льдины. Во время этого рейса экспедиции под руководством А.В. Колчака удалось провести большую исследовательскую работу. Осенью 1910 г. суда вернулись во Владивосток на зимовку и ремонт. Но его попросили вернуться в Москву. Ему предлагали принять участие в реализации «судостроительной программы» постройки для Российского флота новых судов. После некоторых колебаний А.В. Колчак согласился, навсегда уйдя из науки и Арктики, хотя и остался «в душе навсегда полярным, мечтателем, жизненным младенцем и политическим идеалистом». Но даже через несколько лет после прекращения карьеры ученого-гидрографа А.В. Колчак, будучи в ранге Верховного правителя России, не забывал об Арктике. Приведу лишь один малоизвестный нынче факт. В 1918-1920 гг., сознавая, что без Сибири и освоения сибирских ледовитых морей у России нет будущего, даже в тяжелейших условиях охватившей всю Россию Гражданской войны, он организовал несколько исследовательских рейсов гидрографических судов по Карскому морю. Что же осталось в науке от А.В. Колчака? Труд «Лед Карского и Сибирского морей», «Последняя экспедиция на остров Беннетта, снаряженная Академией наук для поисков барона Толля». Его материалами и картами пользовались все отечественные первопроходцы Арктики, кто занимался организацией и освоением Северного Морского пути, а раздел «Арктический пак и полынья» вошел в известный за границей сборник «Проблемы полярных исследований» (Нью-Йорк, 1928). К счастью, на географической карте сохранились и поныне значатся остров и мыс Софии, названные Александром Васильевичем в честь жены Софии Федоровны Омировой.
Итак, мы получили довольно подробное представление о том, что А.В. Колчак - замечательный ученый-полярник, стоявший у истоков освоения Северного Морского Пути...
24 января 2015
Коза Дереза
Это интересно