Наверное, многие из вас мечтали отправиться в морское кругосветное путешествие на яхте под парусами, открыть необитаемые острова, бесстрашно покорить ревущие сороковые, поплавать с дельфинами в открытом океане и, конечно, рассказать восхищенным друзьям о своих смелых приключениях, вернувшись домой. И не беда, если вы немного приукрасите, ведь фантазия – это не ложь, это мечта, которая обязательно сбудется, если сильно захотеть.
А пока вы только растете, и все путешествия ждут впереди, можно достать с полки книгу «Приключения капитана Врунгеля» и пройти курс юнги под командованием неунывающего капитана яхты «Беда». Вперед, навстречу приключениям!
22 июня 1907 года в Москве в семье врачей родился мальчик, ставший литературным отцом капитана Врунгеля. Родители надеялись, что сын пойдет по их стопам, но маленький Андрюша с ранних лет грезил путешествиями. Когда он научился читать, его любимой книгой стали «Путешествия Марко Поло». «Марко Поло помог мне выбрать судьбу, и судьба побросала меня по свету», – говорил писатель. В детстве Андрей Некрасов переболел полиомиелитом, прихрамывал, из-за этого получил прозвище Пляши-нога. Но увечье не помешало ему расти веселым и компанейским, быть заводилой в играх.
После окончания школы Андрей Некрасов устроился чернорабочим на московскую электрическую трамвайную станцию. В 1926 году молодой человек перебрался в Мурманск и начал работать матросом на рыболовецком судне. В это время Андрей завел тетрадь, в которой записывал смешные и курьезные истории, произошедшие с ним или услышанные от товарищей. Первые стихотворения и заметки начинающего писателя, взявшего себе псевдоним Топс, были опубликованы в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Физкультура и спорт». Так началась литературная деятельность Андрея Некрасова.
В 1930 году после выхода рассказа о героях Северного моря «Из-за Ваера» Андрей Некрасов получил должность литературного секретаря журнала «Смена». Но молодому человеку было тесно в редакции, ветер странствий звал навстречу приключениям. В мае 1930 года писатель принял участие в легендарном дальнем перелёте М. Водопьянова Москва – Хабаровск, которому посвятил очерк «40 часов 45 минут».
Андрей Некрасов несколько лет прожил на Дальнем Востоке, добывал нефть на Сахалине, искал золото на Амуре, занимался промыслом морского зверя в Шантарском море. В 1933 году Некрасов экстерном сдал экзамен во Владивостокском морском техникуме и получил профессию штурмана. Он был назначен заместителем начальника морского управления треста «Дальморзверпром», занимавшимся китобойным промыслом.
Во время морских странствий Андрей Некрасов много писал и, вернувшись в Москву, решил стать профессиональным литератором. В этом стремлении его поддержал Борис Житков. И в 1935 году вышел в свет первый сборник рассказов «Морские сапоги», посвященный труду моряков и рыбаков Дальнего Востока. Книгу благосклонно приняли читатели и литературные критики. В 1937 году в соавторстве с Борисом Житковым Некрасов написал «Повесть о товарище Кирове».
Андрей Сергеевич с детства был балагуром и весельчаком, в перерывах между работой он развлекал товарищей смешными морскими небылицами. Борис Житков посоветовал Некрасову написать небольшую повесть, так на свет появился знаменитый капитан Христофор Бонифатьевич Врунгель.
Образ Врунгеля собирательный: капитан унаследовал черты характера начальника треста «Дальморзверпром» А. Вронского, под началом которого работал Андрей Некрасов, самого писателя и барона Мюнхгаузена. Повесть сначала выходила в виде отдельных глав в журнале «Пионер», а в 1939 году «Детиздат» выпустил книгу «Приключения капитана Врунгеля». Книга сразу пришлась по душе и взрослым, и юным читателям. Имя Врунгеля стало нарицательным для врунишек и хвастунов. Лев Кассиль высоко оценил произведение, отметив оригинальность повествования и безграничный юмор автора.
В 1942 году Андрей Сергеевич Некрасов, несмотря на инвалидность, ушел добровольцем на фронт. В 1944 году был осужден, впоследствии полностью реабилитирован, достоверных сведений об этом периоде жизни писателя почти не сохранилось.
В послевоенные годы Андрей Некрасов много путешествовал по стране. Его рассказы о полярниках, моряках, рыбаках печатали в журналах «Мурзилка» и «Пионер». В 1958 году была переиздана дополненная и переработанная повесть «Приключения капитана Врунгеля». Книга была переведена на армянский, болгарский, венгерский, грузинский, туркменский, узбекский, английский, японский и многие другие языки. При переводе фамилию капитана Врунгеля адаптировали: в Чехии он превратился в капитана Жванилкина, в Германии – в капитана Флюнкериха.
По мотивам книги «Приключения капитана Врунгеля» режиссером Давидом Черкасским был снят многосерийный мультипликационный фильм. Он состоит из 13 серий и выполнен с использованием рисованных и реальных кинокадров. Христофор Бонифатьевич говорит голосом народного артиста СССР Зиновия Гердта. Многие фразы мультфильма стали крылатыми, а главных героев горячо полюбили все советские зрители.
Помимо художественных произведений о путешествиях, морях и моряках Андрей Некрасов написал много научно-познавательных рассказов для детей и подростков о технике, океанологии и авиации: «Флот юных техников», «Электрическое солнце», «Мы были на Диксоне», «Рассказы о Севере и Юге», «Сказки о химии», «Танины игрушки».
Для маленьких читателей были написаны рассказы: «Синее море», «Как мы с Гошкой мосты строили», «Маленький Лан из Вьетнама», «Почему Мишутка летал в Африку».
Кроме писательской деятельности Андрей Некрасов был редактором журнала «Пионер» и художественно-литературного альманаха «Океан».
Писатель до конца жизни занимался спортом, был членом яхт-клуба, мог починить любой механизм. Умер Андрей Сергеевич 15 февраля 1987 года.
Если вам кажется, что на нашей планете не осталось затерянных и не изученных уголков, то вы ошибаетесь. Стоит только зажмуриться на несколько секунд… и перед нами уже не заброшенный сад, а необитаемый остров, где на каждом шагу поджидают приключения, или бескрайние морские просторы, кишащие акулами и кровожадными пиратами. Как говорил неунывающий герой, «нет плохих судов, нет плохих ветров, есть плохие капитаны». А хороший капитан всегда найдет необычное, захватывающее и прекрасное, главное, не унывать.