(235 лет со дня рождения Александра Александровича Алябьева)
Все родное к сердцу ближе,
Сердце чувствует живей,
Ну, пропой же, ну начни же:
Соловей мой, соловей!..
В. Домонтович
Александр Кручина. Александр Алябьев, 1983 г.
Знаменитый композитор Александр Александрович Алябьев известен в истории русской музыки, в первую очередь, как автор гениального романса «Соловей». Произведение отличалось удивительной чистотой, стройностью, напевностью и, самое главное, музыкальностью. В соответствии с этим и жизнь композитора представляется многим достаточно спокойной и светлой. Между тем, судьба Алябьева была необыкновенно драматичной, и «Соловья» он написал, по сути, в условиях, не совместимых с творчеством - в сырой тюремной камере.
Детство Александра Алябьева было счастливым и безоблачным. Родился 15 августа 1787 года в Сибири, в городе Тобольске, в семье родовых дворян. Родители дали сыну отличное домашнее образование и с детских лет приобщали его к занятиям музыкой. Лучшие учителя, собственный оркестр, закреплённая за семейством Алябьевых ложа в городском театре - всё это было в распоряжении любимого отпрыска. И многогранные таланты мальчика раскрылись сполна. Пианист-виртуоз, автор симпатичных музыкальных пьес, великолепный наездник и меткий стрелок - Александр обещал сделаться грозой юных барышень.
В 1800 году, отца, ставшего к тому времени сенатором, назначили главой горного ведомства. И семейство переселилось сначала в Петербург, а затем - в Москву. Огромный участок по Садовой Спасской улице, дом и большой сад у каменного моста - все эти владения принадлежали Алябьеву-старшему. Ни в чем не знавший нужды, 14- летний Александр по воле отца был определен в горное ведомство, где фактически не нес служебных обязанностей. Юность его проходила беззаботно: наслаждаясь жизнью, он с удовольствием посещал балы, театры, званые обеды и ужины.
Впервые как композитор Алябьев проявил себя в 23 года. В 1810 году были изданы его первые сочинения - «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано» и два фортепианных вальса, ставшие едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки.
А. А. Алябьев. Литография Ф. Бартольди по рисунку Г. П. Гельмерсена, 1834 г.
Когда началась Отечественная война 1812 года, молодой Алябьев вступил добровольцем в армию, участвовал в заграничных походах русской армии в 1813-1814 годах, а именно – в военной операции по взятию Дрездена, проведенной практически без потерь известным партизаном и поэтом Денисом Давыдовым. Воевал отважно, бесстрашно, геройски. Во время боя был тяжело ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. В послужном списке Алябьева значилось: «Будучи употреблен в самых опаснейших местах, везде отлично исполнял данные поручения». Александр Алябьев был награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью в память войны 1812 г.
После войны продолжил службу в Санкт-Петербурге в чине ротмистра. Алябьев с тем же пылом, с каким раньше шел в бой, окунается в светскую жизнь, полную удовольствий – балы, музыкальные вечера, игры в карты… Он великолепно играл на фортепиано, чтобы повеселить общество. Среди его знакомых - интереснейшие, умнейшие люди: Дельвиг, Одоевский, Грибоедов, Давыдов.
На балу в доме Марии Ивановной (Ивановны) Римской-Корсаковой Алябьев познакомился с ее младшей дочерью Катенькой, настоящей красавицей с бархатными чудесными глазами. Они симпатизировали друг другу, но судьбоносная встреча произойдет много лет спустя, когда Александр отправится на лечение на Кавказ. Но на тот момент Екатерина Александровна была замужем и только когда она овдовела, Александр Александрович Алябьев смог обвенчаться со своей любимой Катенькой.Чуть позже он посвящает своей возлюбленной не романс, а «Литургию Святого Иоанна Златоуста».
Творческое наследие Александра Алябьева весьма обширно. Помимо романсов, он писал оперы, балеты и оперы-водевили, инструментальные ансамбли и сюиты, собирал и обрабатывал кавказские и украинские народные песни.Наиболее известным ранним сочинением Алябьева является гусарская песня «Один еще денек» (1815 г.). В 1822 году в Петербурге и Москве с большим успехом состоялись постановки его первой оперы «Лунная ночь, или Домовые» и оперы-водевиля «Новая шалость, или Театральное сражение».
В 1823 году Алябьев вышел в отставку в чине подполковника, после чего проживал в Петербурге и Москве, где сдружился с литератором Михаилом Загоскиным и композитором Алексеем Верстовским. Именно Алябьев и Верстовский удостаиваются чести написать музыкук прологу «Торжество муз», прозвучавшему на торжественном открытии Большого театра в Москве.
Живя попеременно в Москве и Петербурге, он сблизился с артистическим миром обеих столиц, активно участвовал в концертах как пианист и певец, много сочинял и все больше завоевывал авторитет у музыкантов и любителей музыки.
Вскоре на сценах московских и петербургских театров появляются оперы-водевили, музыку к которым написал А. Алябьев: «Деревенский философ», «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты», «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» и др.
Дальнейшую жизнь музыканта разрушило нелепое происшествие, случившееся в начале 1825 года. Во время карточной игры произошла ссора: Алябьев уличил одного из игроков в нечестной игре. В запале Александр Александрович дал пощечину шулеру, который через несколько дней скончался от апоплексического удара. Алябьева обвинили в убийстве, было заведено уголовное дело. Человек, которого ударил композитор, был серьезно болен, но все попытки доказать, что смерть наступила вовсе не по причине стычки за картежным столом, ни к чему не привели. Алябьева признали виновным: его лишили дворянского звания, воинских наград и сослали в Сибирь, в родной Тобольск. В предварительном заключении Александр Александрович начал слепнуть, у него развился ревматизм. И хотя условия в камере были невыносимы, композитор не унывал. По настоянию родных в камеру разрешили поставить фортепиано, и узник продолжал сочинять романсы, камерные произведения, музыку для театра. Здесь в неволе он написал свой прославленный романс «Соловей» на стихи Антона Дельвига. Успех был ошеломляющий. Премьера романса прошла 7 января 1827 года в Большом театре. Исполнил его популярный в то время вокалист П. А. Булахов. Можно считать, что именно с этого дня началась необычайная популярность этого уникального произведения. Романс зазвучал в дворянских салонах и гостиных. Его стали включать в свой репертуар многие певцы, причем не только в России. Среди первых - русская исполнительница романсов Прасковья Бартенева, знаменитая немецкая оперная певица Генриэтта Зонтаг, итальянская певица Аделина Патти и французская певица Полина Виардо. Известный композитор М. Глинка написал несколько вариаций для фортепиано на тему «Соловья». Ференц Лист создал свою обработку этого романса для фортепиано, а П. И. Чайковский восклицал: «Я не могу без слез слушать «Соловья» Алябьева!». Наблюдая ажиотаж вокруг алябьевского романса, композитор Алексей Верстовский ревниво обронил: «Русскому таланту и тюрьма на пользу». В ответ Александр Алябьев пошутил: «Передайте Верстовскому, что со мной рядом полно пустых камер».
Во время сибирской ссылки Алябьев организовал симфонический оркестр казачьей музыки, выступал в качестве пианиста и дирижера, руководил симфоническими и хоровыми концертами. Композитор вдохновлялся и творчеством Александра Сергеевича Пушкина: сочинил романсы «Зимняя дорога», «Ворон» и «Певец»; написал музыку к драматическому спектаклю «Русалка», поставленному по одноименному пушкинскому произведению.
Популярность романсов Алябьева была очень велика. Мелодии их невероятно красивы, лиричны, задушевны и порою не лишены русского национального характера.
Василий Андреевич Тропинин. Портрет композитора Александра Александровича Алябьева, 1840 г.
В 1838 году получил частичную амнистию, ему позволили жить у родных с запрещением въезда в обе столицы. Он поселился в селе Рязанцы у сестры Натальи, где продолжал писать музыку к спектаклям.
Жительствовал в Коломне, где написал оперу «Аммалат-бек» по повести Бестужева-Марлинского.
Только в 1843 году композитору, наконец, разрешили поселиться в Москве, но только под присмотром полиции.В последний московский период жизни Алябьев пишет преимущественно вокальную музыку: романсы и песни. Среди них - «Не для меня» на слова. А. Ф. Вельтмана, «Цветок» на слова В. А. Жуковского, «Собрались мы к боярину» на слова С. Н. Стромилова, «Изба» и «Деревенский сторож» на слова Н. П. Огарёва, а также «Собрание разных русских песен» для хора и оркестровые сочинения (многие не завершены).
Последние годы жизни Александр Александрович провел в Подновинском предместье, где жил с женой и воспитанницей девушкой-сиротой Леониле Пассек. В этом доме Алябьев умер в феврале 1851 года. Композитора похоронили на территории Симонова монастыря в фамильной усыпальнице Алябьевых.
Юрий Арцименев. 200 лет со дня рождения А.А. Алябьева, 1981 г.
Александр Алябьев - видный мастер русской вокальной лирики, обладавший тонким даром мелодиста и чутьем гармонии. Его творчество отмечено романтическими настроениями и представляет собой важный исторический этап в формировании русской музыки. Перу Алябьева принадлежат около 500 музыкальных произведений: оперы и водевили, балет, мелодрамы, музыка к театральным пьесам, духовные и светские хоры, концертные пьесы, увертюры для духового и симфонического оркестра, камерно-инструментальные циклы, фортепианная музыка, обработки песен разных народов. А романсы «Соловей» и «Вечерний звон» и сегодня необыкновенно популярны и узнаваемы во всём мире. Лучшие вокалисты включают их в свою программу, чтобы показать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.