Жизнь известного австрийского композитора Иоганна Штрауса была похожа на увлекательный роман. Здесь и музыкальнвя дуэль с отцом, и тернистый путь к славе «короля вальса», и попытка переписать свою родословную. Так вошел в историю музыки Иоганн Штраус.
Иоганн Штраус - старший (отец)
Иоганн Батист Штраус родился 25 октября 1825 годав городе Вене, в семье известного австрийского композитора, дирижера и скрипача Иоганна Штрауса-старшего. По традиции, первенца назвали в честь отца – Иоганном. Дома его ласково называли Шани.
Анна Штраус - мать композитора
Почти 10 лет семья Штраусов кочевала из одной венской квартиры в другую. В семье было трое сыновей и две дочери. Дети росли в особенной атмосфере,насыщенной музыкой. Оркестр отца часто репетировал на дому, и маленький Шани с большим интересом следил за происходящим.
Знакомые звали отца «мавром», причем не столько из-за характерной внешности, сколько из-за ревнивого отношения к музыкантам-конкурентам. Штраус-старший боялся соперничества даже со стороны собственных детей. Маленький Иоганн не раз подвергался порке за то, что тот, насмотря на родительский запрет, продолжал петь в церковном хоре и учился играть на скрипке и фортепиано.
Повинуясь отцу, Иоганн поступил в Высшее коммерческое училище, из которого его вскоре исключили за пение на уроке математики.
Отец не хотел, чтобы сын всерьез увлекся музыкой. И хотя все его друзья твердили, что мальчик просто рожден для того, чтобы стать музыкантом, отец в ответ восклицал: «Я хочу, чтобы у Иоганна была спокойная профессия. Оглянитесь вокруг! Разве музыканты бывают счастливы? Шуберт умер в 31 год, Моцарт – в 35 лет, Вебер – в 40».
Но Шани не представлял свою жизнь без музыки. Уже в шесть лет он написал первый вальс, а в восемнадцать- создал собственный оркестр. В тайне от родителей Иоганн зарабатывал деньги преподаванием игры на фортепиано. Благодаря поддержке своей матери он сначала получил возможность заниматься музыкой дома, а потом и учиться у опытных учителей, весьма довольных успехами талантливого ученика.
Безусловно, отец был для Иоганна кумиром, и все-таки юноша лелеял надежду - когда-нибудь подняться еще выше. В 1889 году Штраус издал произведения своего отца в семи томах. Именно его он считал главным распространителем классической венской танцевальной музыки, которая стала популярной далеко за пределами своей родины. Дебют Штрауса-сына состоялся 15 октября 1844 года, в казино «Доммайер» в предместье Вены, и стал настоящей сенсацией. Иоганн Штраус покорил Вену с первого же концерта. Некоторые вальсы он повторял на бис. Несколько пьес было посвящено любимой маме. Так девятнадцатилетний Иоганн неожиданно стал конкурентом своего отца, чем привел его в неописуемую ярость.
Однажды Штраус-отец отправил на концерт сына своего друга, чтобы тот за плату сорвал его выступление. Другу не удалось выполнить обещание. Вытирая слезы, он долго и сердечно поздравлял Анну Штраус с оглушительным успехом ее гениального сына.
Шани учился музыки у классиков, дружил с известными композиторами – Иоганнесом Брамсом и Ференцем Листом.
Революция 1848 года в прямом смысле развела по разные стороны баррикад отца и сына. Сын стал солдатом национальной гвардии и написал «Марш революции», ставший «венской Марсельезой». Отец же создавал вальсы в честь душителей венского восстания и начал терять любовь публики.
Спустя год Штраус-старший умер от скарлатины. Его оркестранты избрали Штрауса-младшего своим дирижером. Почти всеувеселительные заведения Вены заключили контракты с талантливым, обаятельным и веселым композитором. Он был приглашен играть и при императорском дворе.
Сочинял музыку Штраус с удивительной легкостью. Он создавал вальс за 1-2 часа. Мог писать в поезде и в гостях, на рассвете и среди ночи. Не найдя чистых листов нотной бумаги, Иоганн в порыве вдохновения записывал мелодии на собственных манжетах, ресторанных салфетках, наволочках и простынях. Он стал всеобщим любимцем, создав невероятное количество танцевальных мелодий, которые сегодня наверняка назвали бы хитами. Но интенсивная работа привела двадцативосьмилетнего музыканта к серьезному переутомлению. Управление оркестром взяли на себя братья - Йозеф и Эдуард. Их семью стали в шутку величать «Фирма Штраус. Торговцы музыкой оптом и в розницу».
В 1854 году к Штраусу обращается российская железнодорожная компания. Желая повысить спрос на билеты, чиновники приглашают композитора в город Павловск, расположенный под Петербургом, и просят его выступать со своим оркестром шесть раз в неделю в роскошном здании Павловского вокзала. В мае 1856 года Иоганн Штраус открыл первый из своих одиннадцати сезонов под русским небом. Публику сразу покорили его вальсы и польки, и у Штрауса появилось новое имя, на русский манер - Иван Страус.
Петербург потряс музыканта своими контрастами; культурная и особенно музыкальная жизнь русской столицы удивила его своим динамичным и интенсивным ритмом.
Композитор начинает проявлять большой интерес к национальной русской музыке. Уже в польках, мазурках и кадрилях, написанных в России,он использует народные напевы: полька «Нева», мазурки - «Волга», «Петербургская кадриль», «Воспоминание о Павловске», «Русская деревня», вальс «Прощание с Петербургом» и др.
Вскоре в жизни Иоганна появляется очаровательная Ольга Смирнитская, одна из первых русских женщин-композиторов. Были и тайные свидания, и нежные записки, и официальная просьба руки и сердца. Но родители Ольги не пожелали выдавать дочь за музыканта. Опечаленный Штраус находит утешение в браке с оперной певицей Генриеттой Штрец, которая воспринимала его как большого ребенка. Она сама проектировала особняки, обставляла квартиры, сопровождала мужа в поездках, при этом обладала безошибочным музыкальным и финансовым чутьем. С ее помощью Штраус завоевал Лондон, Париж, Нью-Йорк и приобрел славу «короля вальса», написав свои самые лучшие музыкальные произведения: «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста» и «Весенние голоса».
В семидесятые годы, по совету жены, Штраус оставил должность дирижера придворных балов и начал писать оперетты, которые приносили существенно больше дохода. Первую оперетту «Индиго и сорок разбойников» публика приняла на ура. Большой успех принесла композитору оперетта «Летучая мышь», поставленная в 1874 году. Теперь он был признан во всем музыкальном мире. Но смерть жены после 12 лет супружества и неудачный второй брак вывели Штрауса из привычной колеи успеха. Лишь третья женитьба на молодой вдове Адели вернула в его дом радость. И в 1885 году, накануне совего 60-летия, он создал оперетту «Цыганский барон». За дирижерским пультом стоял автор, каждый номер заканчивался громоподобными аплодисментами – венская публика обожала своего маэстро!
В последние годы Иоганн Штраус отказался от гастролей и почти не выходил из дома. Однако по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его смогли убедить дирижировать оркестром. По пути домой композитор серьезно простудился. Вскоре простуда переросла в пневмонию, и 3 июня 1899 года «короля вальса» не стало.
Иоганна Штрауса похоронили на центральном кладбище Вены рядом с могилами Иоганнеса Брамса и Франца Шуберта.
Не всем великим композиторам судьба принесла в дар признание и любовь современников. Иоганн Штраус познал радость творчества, находящего живой отклик в сердцах миллионов людей. Иоганн Штраус подарил миру огромное творческое наследие. Каждый его вальс – это маленькая, но яркая история. И сегодня его волшебные вальсы продолжают звучать повсюду: в ансамблях, капеллах, оркестрах, театрах.
Использованная литература
Мейлих Е. Иоганн Штраус из истории венского вальса. – Л.: Музыка, 1975. – 208 с.
Комарова И.И. Музыканты и композиторы. – М.: Рипол Классик, 1999. – 480 с.