На нашей огромной планете у каждого человека есть особенный уголок, в который хочется возвращаться вновь и вновь. Для меня это место, моя малая родина, где прошли детские годы. И каждый раз, совершая своё маленькое путешествие, я проезжаю мимо красивейшего архитектурного комплекса Рязанской области - усадьбы барона фон Дервиза.

Дворец был построен в 1889 г. Проект усадьбы фон Дервиза в Кирицах был разработан Федором Шехтелем — ярчайшим архитектором, основателем стиля "архитектурный модерн", рязанцем с немецкими корнями. Федор Шехтель, оставил о себе память по всей России, а усадьба Фон Дервиза стала одним из первых объектов, где знаменитый архитектор смог развернуться и отточить на практике свои представления о прекрасном. На рязанской земле, в Кирицах, он создал удивительный по красоте ансамбль, вне всяких стилей и в то же время стильный.
Асимметричное двухэтажное здание было украшено портиком, венчавшимся башенками со шпилями. Одно крыло здания соединялось с основной постройкой стеклянной галереей, а также было украшено балконом, поддерживаемым крыльями гигантского орла. Другое крыло — оснащено пандусами, украшенными мелкой скульптурой. От особняка в овраг спускались две изящные лестницы, соединявшиеся в широкой террасе. Вниз — к сложной системе прудов и фруктовому саду — уводила ещё одна лестница, путь же был оформлен гротами из диких камней и скульптурными изваяниями кентавров. Таким образом, Шлехтелю удалось изящно вписать барскую усадьбу в сложный ландшафт. Неподалёку раскинулся знаменитый, озаряемый фонарями Мост любви, а по извилистым аллеям можно было дойти до Красных ворот — двух декоративных башенок, соединённых арочным мостиком.

До наших дней сохранилось далеко не всё, но и то, что осталось от былой роскоши, производит неизгладимое впечатление. Уцелела основная часть построек, декоративные элементы фасада и даже знаменитый орёл.

Практически уцелел каменный мост через овраг, ведущий от дворца, по главной аллее парка, к «Красным воротам», что на выезде из парка к речке Кирице. На мосту остались четыре белокаменных обелиска, но разрушены украшавшие их скульптуры.
Усадьбу окружает интересное сооружение: ограда с башенками, напоминающими шахматные ладьи или сказочные готические башни... Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Дорогие друзья, посетите Кирицы и посмотрите на это великолепие своими глазами. Не пожалеете!
Помимо официальной истории, усадьба Фон Дервизов имеет несколько легенд. Самая романтичная связана, разумеется, с Мостом любви. По одной из версий, мост был отстроен по заказу Сергея Павловича для уединённых романтических прогулок с местной девушкой. С него же она и сбросилась, страдая от неразделённой любви. Потом девушка якобы появлялась в образе привидения всё на том же месте роковых встреч. Впрочем, история эта, скорее всего, придумана. Возможно, именно из-за этого Мост любви иногда именуют Чёртовым мостом.
Другая легенда носит более современный характер и связана с кинематографом. Согласно ей именно в Кирицах снимали знаменитую «Золушку». По словам краеведа, Игоря Канаева, в фильме "Золушка" король командует с балкончика шехтелевского дома в Кирицах. И если это так, то режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро очень удачно выбрали место для натурных съемок — ведь усадьба в Кирицах уже готовая декорация для сказки. А я под впечатлением от увиденного сделал вот такой видеоролик:

Невольно заинтересовавшись судьбой этого имения, мне удалось выяснить некоторые интересные факты из жизни его хозяев.


Так и появились у нас русские дворяне с немецкой фамилией фон Дервиз (Фон-Дервиз).
История сохранила имя Павла Григорьевича Фон Дервиза, рязанского предпринимателя, прославившегося на всю Россию успехами в строительстве железных дорог. Железнодорожная стезя принесла Фон Дервизу колоссальное состояние, а сам Павел Григорьевич вошёл в число богатейших людей России. Его стали называть «русским Монте-Кристо». Он действительно стал одним из богатейших людей России. Помимо нескольких имений в Рязанской области семья владела недвижимостью в Москве и Петербурге, Франции и Швейцарии.
Успех, счастье? Увы... Фигура Павла Фон-Дервиза примечательна и своим предпринимательским талантом, и удачливостью, и... своей трагичностью. Судьба, столь благосклонная, казалось бы, к нему, вдруг ударила его в самое сердце, ударила по самому больному. Детей Павла Григорьевича Фон-Дервиза одного за другим поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их. Бросил все, увез их во Францию. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей...
Но двоих детей спасти не удалось: смерть сына Владимира подкосила отца, а гибель младшей дочери Вареньки свела его в могилу — Павел Григорьевич скончался от сердечного приступа, когда увидел гроб с её телом.

Значительная часть колоссального состояния Фон Дервиза досталась его старшему сыну Сергею Павловичу. Серёженька с детства слыл натурой чуткой и артистичной, закончил Московскую консерваторию и с большим удовольствием общался с музами, нежели с деловыми партнёрами. Большую часть наследства он потратил на строительство усадебного дома в Кирицах.
Однако наслаждаться шедевром архитектуры Фон Дервизам пришлось недолго. Сергей Павлович быстро разорился, бросил фамильное дело, а после смерти матери распродал остатки рязанского имущества и уехал с женой и дочерью в Париж. В 1908 году имение перешло к князю Горчакову, однако сам он в нём не жил, и хозяйство постепенно приходило в упадок. Возможно, именно постоянное отсутствие хозяина и спасло усадьбу от расправы крестьян.
После революции здание принадлежало сначала сельскохозяйственному училищу, потом перешло местному техникуму, затем в нём расположился Дом отдыха. В 1938 году в особняке был открыт санаторий для детей… больных костно-суставным туберкулёзом. Удивительное стечение обстоятельство вернуло историческую справедливость. Павел Григорьевич Фон Дервиз, на чьи деньги была построена сказочная усадьба, был бы, вероятно, доволен.

Он, как и отец, страстно любил искусство – оперу и живопись. В своем самодеятельном театре не только ставил оперы («Евгений Онегин» и другие), но и пел в них главные партии.
В 1919 году, с приходом новой власти, начались «эксцессы» всякого рода, но Павла Павловича предупредили об опасности верные старожиловцы, и он пешком ушел из своего имения. Попал в Петроград, но там его арестовали, отправили в Москву, в Бутырку. Погиб бы, как и многие его «братья по классу», но за него вступились перед властями его ученики. Дело кончилось тем, что сам Ленин выписал ему своего рода охранную грамоту. А в 1920 году он стал читать лекции по математике на Рязанских кавалерийских командных курсах, которые открылись тогда на базе его же конного завода. И одним из курсантов, слушавших лекции Павла Павловича, был будущий советский маршал и герой Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков...
Однако, ничто не помогло барону-патриоту, добровольно отдавшему советской власти всё своё имущество. Преследуемый новыми властями, сельский учитель Дервиз-Луговой, доживал свои дни в Тверской губернии.
Все осталось в прошлом - государство, имения, коннозаводчество, "Евгений Онегин" на сцене летнего театра, и даже звонкое имя фон Дервиз, казалось, кануло в небытие. Однако, этого не произошло. Каким-то чудом сохранилось оно в памяти, книгах, архивах, в самом здании возрождаемой усадьбы и вернулось в нынешний XXI век.