«Герою М.Д. Скобелеву,
полководцу, Суворову равному»
(надпись на венке от Академии Генерального штаба) Эти высокие слова были адресованы нашему земляку, безвременно ушедшему знаменитому русскому полководцу, одному из талантливейших военачальников в отечественной истории, генералу Скобелеву Михаилу Дмитриевичу. Ему посвящены научные исследования и художественные произведения, однако с каждым разом обнаруживаются малоизвестные стороны жизни и деятельности «Белого генерала». Это был человек невероятно трудной и, как мне кажется, несправедливой к нему судьбы. Хочу поделиться с Вами, уважаемые читатели, тем, что меня особенно впечатлило в биографии нашего легендарного земляка.

Михаил Дмитриевич Скобелев родился в семье потомственных военных: его прадед Никита Скобелев дослужился до чина сержанта, а дед и отец были прославленными генералами. За отличия в Отечественной войне 1812 года, дед М.Д. Скобелева, Иван Никитович, был награжден Золотой саблей «За храбрость». По преданию, он повесил ее над колыбелью маленького Миши, желая видеть внука героем. И желание деда сбылось - его внук стал героем двух народов - русского и болгарского.

Иван Никитович был известен не только как боевой соратник, адъютант Кутузова, но и как военный писатель. Его рассказы из солдатской жизни пользовались широкой популярностью, а пьесы с успехом проходили на сцене Александрийского театра. Он печатался под псевдонимом «Русский инвалид». Сам, потеряв руку на поле брани, И.Н. Скобелев душою страждал ко всем несчастным: был попечителем Чесменской богадельни, помогал инвалидным домам и приютам, заступался за попавших в немилость солдат. Старого генерала Миша обожал. Первые книги, которые он прочитал, были произведения деда. А дедовский Георгиевский крест он носил вместе со своим нательным крестиком до того момента, пока не получил своего «Георгия». В последние годы жизни Иван Никтович был комендантом Петропавловской крепости в Петербурге. Рекомендую прочитать рассказ А. Куприна «Однорукий комендант», где прототипом главного героя является И.Н. Скобелев. Михаил Скобелев получил прекрасное образование. Он свободно разговаривал на 8-ми (!!!) европейских языках, был музыкально одарен. И еще с детских лет будущий полководец выработал в характере особую черту - неустанное занятие самообразованием. Где бы он ни находился - его спутниками всегда были книги - профессиональные, научные, художественные. "Учился и читал Скобелев при самых иногда невозможных условиях. На биваках, на походе, в Бухаресте, на валах батарей под огнем, в антрактах жаркого боя... Он не расставался с книгой - и знаниями делился со всеми. Быть при нем - значило то же, что учиться самому" - писал о нем В.И. Немирович-Данченко в замечательной книге "Скобелев". Известна трогательная дружба Михаила Дмитриевича с художником В.В. Верещагиным. Вместе, рука об руку, плечом к плечу, прошли они раскалённые пустыни Средней Азии и заснеженные вершины Балканских гор. Весь кабинет Скобелева в его родовом гнезде был увешан этюдами и зарисовками друга и соратника Верещагина.

Василий Васильевич Верещагин. Скобелев под Шипкой

О боевых подвигах Скобелева написано множество книг. Я не люблю описания военных действий, поэтому отмечу только поразительный факт: в течение 19-ти лет Скобелев участвовал в 70-ти сражениях и все его штурмы были победами! Он сделал головокружительную карьеру. В 18 лет Михаил Скобелев - юнкер в Кавалергардском полку. В 20 лет - корнет лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. В 1868 году по его настойчивой просьбе Скобелев был направлен в Туркестан: приехал туда капитаном, а через восемь лет уехал в чине генерал-майора, награжденного золотым оружием и орденами святого Георгия 3-й и 4-й степени. (Скобелеву на тот момент было 32 года!).
Всего Скобелев удостоен 27 боевых наград, по которым можно изучать историю русской армии второй половины 19-го века. Часть наград можно увидеть в Рязанском Кремле.
Его называли «Белым генералом» за бесстрашное появление под огнем врага верхом на белом коне, в белом кителе и белой фуражке или папахе. Скобелев смело бросался в бой и всегда заботился о солдатах. Он отменил в своих подразделениях телесные наказания, его дивизия всегда была одета, обута и сыта при самой невозможной обстановке. Солдаты любили его за храбрость, простоту и любовь к народу, и называли его “наш Скобелев”.
А теперь позвольте рассказать о страшной трагедии в жизни "Белого генерала". Скобелев был освободителем, национальным героем Болгарии. Народ этой страны установил в честь М.Д. Скобелева 382 памятных места: обелиски, памятники, названия улиц и площадей. А произошла чудовищная несправедливость: мать героя Скобелева, Ольга Николаевна, отправилась за сыном на Балтику и стала во главе болгарского отдела Красного Креста. Она собирала средства на строительство больниц и школ, открыла несколько приютов для детей-сирот, стала одним из инициаторов сооружения памятника русским солдатам, освобождавшим Балканы. А в 1880 году была здесь ограблена и убита.
Сам Михаил Дмитриевич построил в селе Спасском инвалидный дом для искалеченных, старых солдат-ветеранов и школу для крестьянских детишек. А вот личная жизнь генерала Скобелева не удалась, и он часто признавался своим друзьям: «вы вернетесь домой, вас встретит семья, а я опять останусь один со своими мыслями.., с терзающими меня сомнениями, со всей окружающей меня парадной обстановкой». Он мечтал, что в отставке будет заниматься своим делом. Для хозяйства покупал за границей элитные семена, новейшее сельхозоборудование, но... не дожил до 40 лет. Обстоятельства смерти Скобелева не выяснены до конца. А известие о ней взбудоражило всю Россию.


Похороны генерала вылились в грандиозную народную демонстрацию: за ночь мимо гроба генерала в церкви «Трех святителей» прошло почти пятьдесят тысяч человек!
Картину похорон ярко изобразил А.И. Куприн: «Как вся Москва провожала его тело! Вся Москва! Этого невозможно описать. Вся Москва с утра на ногах... Ни певчих, ни погребального звона не было слышно за рыданиями. Все плакали: офицеры, солдаты, старики и дети, студенты, мужики, барышни, мясники, разносчики, извозчики, слуги и господа. Белого генерала хоронит Москва!» Вдоль всего движения траурного поезда, до самой родины Скобелева – села Спасского, к железной дороге выходили крестьяне со священниками, – выходили целыми деревнями, с хоругвями и знаменами. "Крестьяне кидали свои полевые работы, фабричные оставляли свои заводы, и все они шли к станциям. У самого полотна дороги стояли на коленях". Верный сын России, генерал от инфантерии М. Д. Скобелев нашел вечное успокоение на Рязанщине.

А в 1912 г. на Тверской площади в Москве состоялось торжественное открытие и освящение памятника Скобелеву. Деньги на него собрали всем миром. На пьедестале из серого гранита предстала конная фигура генерала высотой около пяти метров. Вознеся к небу саблю, он как бы призывал воинов следовать за ним.
Однако, всего шесть лет прогарцевал на бронзовом коне генерал Скобелев... В сентябре 1917 года пьяная разбушевавшаяся толпа сожгла усадьбу Скобелевых. Чуть позже, в 1918-м, с ведома новых властей, был свергнут с пьедестала памятник в Москве. А потом добрались и до могилы генерала, разрушили церковь на его родине.
На имя Скобелева был наложен запрет. Оно старательно вычеркивалось со страниц всех учебников, художественных книг и научных трудов. Героя двух народов объявляли чуть ли не белогвардейцем (злую шутку сыграло прозвище - "Белый генерал").

Теперь все это позади. Мы словно бы спохватились. В сентябре 2003 г. в родовом имении Скобелевых в селе Заборово открылся мемориальный комплекс, который включает в себя Спасскую церковь, в приделах которой похоронены родители Скобелева и сам Белый генерал, бронзовый бюст на одноименной площади, музей...
В эти осенние дни в Заборово проходят торжественные мероприятия, посвященные 170-летию со дня рождения М.Д. Скобелева. Дорогие рязанцы, у нас есть прекрасная возможность посетить родовое имение Скобелевых и поклониться праху Великого Патриота России!