Здравствуйте, мои дорогие читатели!
Сегодня снова поговорим о картинах и художниках.
Образы крестьянских детей довольно часто появляются на полотнах известных художников. Пастушки, крестьянские босоногие рыбачки и девчонки в сарафанах неизменно притягивают внимание зрителей. Ведь дети всегда живые и трогательные, их портреты отличаются особой выразительностью.
Художник, о котором пойдёт речь, обладал исключительным даром видеть самую суть окружающей действительности, передавать дух эпохи.
Автопортрет, 1905 г.
Владимир Егорович Маковский – выдающийся мастер жанровый живописи. В его небольших картинах отражаются незамысловатые сцены обыденной, ровно текущей жизни крестьянских детей и русского народа. На полотнах отражена не только история жизни России конца XIХ века, но и «любовь к человечеству», к своим героям.
Владимир Егорович родился 7 февраля 1845 г. в Москве. Его мать Любовь Молленгауэр была певицей и уважаемым педагогом консерватории. Отец Егор Иванович Маковский – художник, коллекционер и музыкант, один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. У Владимира было два брата и две сестры. Брат – Константин Маковский – знаменитый портретист, сестра Александра стала первой женщиной живописцем, а младшая сестра, Мария, была певицей.
В семье царила атмосфере искусства и творчества. Дом посещали известные люди: художники, музыканты, писатели, артисты.
От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, рано начал рисовать. И первым учителем будущего художника был знаменитый русский портретист Василий Тропинин. Под его руководством пятнадцатилетний Владимир написал картину «Мальчик, продающий квас».
Как и следовало, первое художественное образование Володя получил, учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством С.К. Зарянко и Е.С. Сорокина.
Учился Маковский легко и увлечённо, быстро переходя из класса в класс, а многочисленные награды, которыми были отмечены его ученические работы, убедительно свидетельствовали о его несомненных творческих успехах. К этому периоду относятся работы художника «Домашняя сцена» (1863-1864), «Мастерская художника» (1865) и «Приезд станового в деревню» (1866).
После окончания училища отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. За картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил золотую медаль и звание художника 1-й степени. Картина была написана под впечатлением повести И. Тургенева «Бежин луг». Иван Тургенев был одним из любимых писателей Владимира Егоровича.
Крестьянка с детьми, 1883 г.
Интерес к детской тематике у Владимира Егоровича появился благодаря рождению собственных сыновей. Погрузившись в волшебный мир детства, он смог передать её на холсте. Так появились картины «Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного».
Создавая с большой любовью и теплотой детские образы, художник видел свою задачу в том, чтобы в обыденной ситуации открыть своеобразную поэзию повседневной жизни, красоту народного бытия. Маковский обладал умением заметить момент в жизни, который затем становился основой сюжета картины.
Крестьянские мальчики, 1880 г.
Живописец всегда интересовался жизнью простого народа и сопереживал его тяжбам. Нередко он находил вдохновение в быте бедных людей: крестьян, горничных и других представителей низших сословий. В то время как другие художники считали таких персонажей недостойными их внимания. Он очень любил жизнь, кипящую на просторах Руси, и его картины служат подтверждением этого. Реализм был основой стилистики произведений Маковского. Несмотря на то, что главными героями полотен Маковского были бедные люди, работы его оценивались довольно высоко. Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П.М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.
Игра в бабки, 1870 г.
Крестьянские дети, 1890 г.
Часто Маковский путешествовал в поисках новых образов. Особенно его вдохновляла Украина своей самобытной народностью и живописной природой. Художник оставил немало работ, посвященных малороссийской тематике. На картине «Крестьянские дети» мы видим бедность обстановки, маленьких детей, милых в своей непосредственности. Сюжет заставляет задуматься о нелегкой крестьянской доле. Картина очень светлая, солнечная. Ясное голубое небо раскинулось над украинской деревней. Ему контрастируют землистые дома и яркая зелень под ногами. Всё вместе создает эффект тихого деревенского полдня и дарит зрителю умиротворение.
А за картину «Любители соловьев» в 1873 году Академией художеств Маковский был произведён в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».
Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание» (1883), перекаливающаяся с рассказом А. Чехова «Ванька». Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным в учение к ремесленнику, «в люди».
Мальчик, несмотря на свой юный возраст, уже настолько побит жизнью, прошёл через столько трудностей, что знает насколько непросто заработать даже на простую краюху хлеба. Выражение его лица серьёзно и сосредоточено. Кажется, что внутри у него не осталось ничего от ребёнка. Он не по годам взрослый и даже умудрён опытом.
Жалость и горечь вызывает образ побитого жизнью, не по годам взрослого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на него.
Рыбачки, 1886 г.
Дети на природе – один из любимейших сюжетов Маковского. В картине «Рыбачки» художник показал себя еще и как мастер миниатюрной живописи: размер её всего 10,3×16,7 см. Несмотря на это в ней нет незаконченной этюдности, живописное полотно выполнено подробно и детально.
От дождя, 1887 г.
В 1872 году брат художника Константин Маковский пишет картину «Дети, бегущие от грозы». Пятнадцатью годами позже Владимир Маковский создал картину «От дождя». Романтическому, почти сказочному сюжету на картине брата он противопоставляет суровую правду жизни в лучших традициях жанра, где всё реалистично до последней чёрточки: ватага чумазых крестьянских детей, озерцо, песчаный берег и дождь, которого пока не видно, но ожидание его висит в воздухе.
Девушки, освещенные солнцем, 1901 г. Эта небольшая жанровая сценка наполнена лирикой и теплом. Видно, что художник любуется своими героинями, их чистые души, молодость и непосредственность вызывают у него симпатию. Маковский показывает богатый внутренний мир простых селянок, не чуждых тяги к прекрасному.
В сельской школе, 1883 г.
Пастушки, 1903-1904 г. На картине «Пастушки» в центре сюжета изображены мальчишки и девочка, одетые в простую и свободную одежду. Один мальчик сидит на пеньке и мастерит рогатку, а другие ребята с неподдельным интересом наблюдают за этим увлекательным занятием. Они решили отдохнуть, пока коровы на лугу пощипывают сочную траву. День изображен солнечным и веселым в насыщенной палитре цветов. Картина вызывает чувства радости, восторга и приятные воспоминания о детстве.
В творчестве художника видны не только детские мотивы. В картинах «Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом» и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.
Также Маковский писал иконы, сделал несколько эскизов для росписи храма Христа Спасителя. С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мёртвые души». К иллюстрированию «Мертвых душ» Маковский обращался неоднократно в разные периоды творчества.
Октябрьскую революцию 1917 года Маковский встретил уже на склоне лет. Художник продолжал заниматься творчеством, посвящённым новой России, выполнил ряд произведений, отражающих новую жизнь: «Новое время», «У городской столовой», «Агитатор», «Большевики. Сторожевой пост».
В 1918 году, получив пенсию, он покидает Академию художеств.
Автопортрет, 1890 г.
Умер Маковский в 1920 году, оставив после себя богатое художественное наследие.
В мастерской, 1920 г.
Свыше четырехсот картин, множество иллюстрации к произведениям классиков русской литературы, офортов, гравюр, акварелей, рисунков выполнил художник за свою долгую творческую жизнь. В его произведениях нашла отражение многообразная и противоречивая обстановка России почти за шестьдесят лет её истории.
Творчество Владимира Маковского и сегодня пользуется большой популярностью, а его картины выставлены во всех крупнейших музеях мира.