«Он прожил свой недолгий век в мечтах - даже не о прошлом, а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты…»
С. Маковский
Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня речь пойдет о выдающемся русском художнике Викторе Эльпидифоровиче Борисове-Мусатове.
Искусство рубежа XIX-XX веков - явление, как известно, сложное и неоднозначное. Вырабатывался новый художественный язык, новый образный строй, новые принципы отображения жизни, непривычные и часто непонятные для большинства. В это время и творил Борисов-Мусатов, ранняя смерть которого не позволила масштабно раскрыться его таланту.
Родился будущий художник 14 апреля 1870 г. в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего.
Виктор Мусатов с матерью и младшими сёстрами, Агриппиной и Еленой. Саратов, 1880-е годы.
В трехлетнем возрасте с маленьким Витей произошел несчастный случай. Резвый, подвижный мальчик упал со скамейки и повредил себе спину. Ушиб вызвал хронический воспалительный процесс в позвоночнике. Мальчика усиленно лечили, однако лечение оказалось безуспешным, в результате у него вырос горб, и, как пишет один из биографов художника - вырос он "с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем". Полученная в детстве травма сделала его горбуном, но не отняла у него ни любви к жизни, ни энергии.
Павел Петрович Чистяков
Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Первоначальное обучение Виктор получил в Саратовском реальном училище, где одним из основных предметов были рисование и черчение. По окончании училища будущий художник учился сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года - в Подольске и Тарусе.
Майские цветы, 1894 г.
Во время учебы в Московском училище все каникулы Борисов-Мусатов проводил в Саратовской области, где много времени посвящал написанию этюдов на природе. Готовые работы, которые он выставил на ученической выставке, имели большой успех, а картину «Майские цветы» сразу купили.
Окно,1886 г.
Автопортрет с сестрой, 1898 г.
В 1898 г. Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой», в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир, как напоминание об ином - нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно. Художник имел особое пристрастие к голубовато-зеленоватой гамме, которую иногда так и называли «мусатовской».
Осенний мотив, 1899 г.
Картины «Осенний мотив» (1899) и «Гармония» (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен из разных эпох.
Весна, 1901 г.
Вскоре Борисов-Мусатов создал несколько произведений очень высокого уровня «Гобелен» (1901) и «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903-04), которые принесли ему известность. Постоянными персонажами этих и других картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы; но это не были исторические картины. Самые общие, приблизительные приметы старины нужны были художнику для того, чтобы с их помощью передать размышления о прошлом.
Гобелен, 1901 г.
Водоем, 1902-1903 г.
Обложка журнала «Весы» (№ 2, 1905).
В 1903 г. художник покинул Саратов и перебрался в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника - символиста в живописи.
В начале 1904 г. работы художника были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков. К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее пределами, ничего не меняло в существовании Борисова-Мусатова, жившего с женой и ребенком довольно бедно: коллекционеры его работ почти не покупали, и даже Третьяковская галерея лишь однажды приобрела у него картину и два эскиза.
Осенняя песнь. 1905 г.
«Осенняя песнь» - одна из последних картин художника. Осенняя песня природы - миг красоты, запечатленный художником. В картине много звуков – негромкий шелест листьев, печальные прощальные крики птиц, еле слышный шорох сухой травы.
«Когда глядишь на картины Борисова-Мусатова, начинаешь верить в мир потусторонних существ, с их призрачной радостью и призрачной, примирённой печалью», - признался когда-то один из критиков.
Реквием, 1905 г.
Вскоре художник вновь переменил место жительства, переехав в Тарусу, где провел последние месяцы жизни. Работал он так же напряженно, как и раньше: создал несколько превосходных пейзажных этюдов, ставших вехами в русской пейзажной живописи, и почти закончил картину «Реквием». Но сердце художника не выдержало нагрузки. Он умер в возрасте 35 лет. Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в месте, которое он сам указал незадолго до смерти.
Скульптурный портрет художника Борисова-Мусатова. Скульптор Александр Терентьевич Матвеев.
Свою скорую смерть Борисов-Мусатов предчувствовал безошибочно. «Я должен быстро сгореть, - писал он знакомой. - И через несколько лет меня здесь больше не будет».
Памятник на могиле В. Э. Борисова-Мусатова. Скульптор А. В. Матвеев
Виктор Эльпидифорович за свою короткую жизнь создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.
Сергей Маковский писал: «Мусатов – одна из самых трогательно-страдальческих фигур в русском художественном пантеоне. Маленький, больной горбун от рождения, он прожил свой недолгий век в мечтах – даже не о прошлом, а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты, который окрашивался для него в увядшие цвета белоколонных барских затиший».