Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Федот Сычков - художник радости

Автопортрет, 1893 г.

Добрый день дорогие читатели! Как правило, мои посты посвящены известным художникам. А сегодня речь пойдет о малоизвестном художнике, чья история жизни и творчества меня очень заинтересовала и спешу поделиться этим с вами.

Таня, 1889 г.

Федот Сычков. Когда-то его полотна экспонировались в парижских салонах и вызывали бурю восторга у почитателей живописи. Федот Сычков - мастер деревенского праздника, розовощеких крестьянок и смеющихся детей. Участник выставок в Академии художеств в Петербурге, международных выставок в Риме, Всероссийского общества российских художеств, лауреат 6 премий имени Архипа Куинджи, обладатель серебряной медали на Международной выставке в Сент-Луисе США за удивительные по своей искрометности произведения. Так начиналась его карьера на заре неспокойного 20 века.

До сих пор никто не может понять, почему любая картина вызывает жизнеутверждающую радость, почему, вглядываясь в белозубые улыбки героинь, невольно начинаешь прищуриваться от яркого солнца, ощущать аромат полевых трав и свежесть хрустящего снега.

У него все пронизано простой жизнью, какой-то неимоверной гармонией.

Автопортрет, 1893 г.

Есть в Мордовии старинное русское село Кочелаево, где протекает река Мокша, спокойная с мирным течением. В этом селе и родился Федот Васильевич Сычков в 1870 году. В селе насчитывалось 546 домов, стояла почтовая станция, 4 поташных завода, две маслобойни, был базар, по выходным проводилась ярмарка. А еще здесь была начальная школа, куда Федота приняли в возрасте 8 лет. Учителя тут же заметили, что у мальчика незаурядные способности к живописи. Один из преподавателей Петр Дюмаев , написал письмо в Петербург придворному художнику Махаю Зичи, с просьбой принять на обучение рисованию талантливого самородка. Но вскоре пришел неутешительный ответ. Необходимо много денег на обучение. Федоту столько не заработать. После окончания школы он работает в иконописной мастерской, пишет фрески в местных церквях. Но главный приработок - портреты зажиточных сельчан по фотографиям. Тогда это было очень мало.

А вот и самая первая большая картина «Закладка станции Арапово».

Это было счастливым билетом на поезд в Санкт-Петербург в рисовальную школу императорского общества поощрения художников и путевкой в жизнь будущего «художника радости». В 1892 году генерал И. А. Арапов, знаменитый промышленник и меценат, задумал построить железную дорогу через свое имение в Мордовии. И первую станцию решил заложить рядом со своим имением, неподалеку от села Кочелаево. Станцию назвали Арапово, после революции переименовали в станцию Ковылкино в честь первого комиссара Рязано-Уральской железной дороги. На закладке станции присутствовали высокопоставленные столичные гости. Как оказалось, это событие никто не запечатлел для потомков. Арапов потребовал исправить оплошность. Через пару дней к нему привели юного Федота Сычкова, слава о творческих способностях которого уже ходила по всей округе. Задача была не простая - написать событийную картину-реконструкцию. Просил всех, кто присутствовал, позировать ему. Важных гостей рисовал по фотографиям, а недостающие сюжеты - с друзей-подростков, показал окрестности, где все и происходило, и даже изобразил свой собственный портрет. Сам заказчик, генерал Арапов был настолько поражен картиной, что тут же показал ее директору рисовальной школы Евгению Собанееву. Он не стал размышлять и немедленно зачислил кочелаевского самородка на курсы.

Огурцы, 1917 г.

Рисовальную школу закончил за три года вместо шести. Сходу поступил в Академию художеств. После окончания каждого курса на каникулы всегда приезжал в родное село. Он оставался, предан своему родному Кочелаево и его внутренний мир был заточен на бытовом жанре в искусстве. Федот Васильевич ярко пронес через всю свою жизнь бытописание простых людей, односельчан.

Портрет Лидии Николаевны Сычковой, жены художника, 1903 г.

Лидия Анкудинова ворвалась в его жизнь внезапно и осталась с ним навсегда, разделив все его радости и печали, славу и неудачи. Они повстречались в 1903 году и том же году и поженились. Лидия - героиня портретов «Портрет в черном», «Женский портрет». В столице запечатленная жена с зонтиком вызывала у почитателей таланта Федота Сычкова исключительный восторг.

Рим. Колизей, 1908 г.

Одним из самых ярких жизненных впечатлений Федота Сычкова стала поездка за границу в 1908 году. На вырученные за картины деньги чета Сычковых отправляется в Европу, где знакомятся с шедеврами мирового искусства в музеях Франции, Италии, Германии и Австрии. Из-за границы Сычков привозит целую серию своих работ, и продолжает активно работать.

Трудный переход, 1911 г.

За картину «Трудный переход» в 1911 году Федот Сычков получил в Риме Международную поощрительную премию. Мы видим два тонких бревнышка, по которым нужно пройти, не опрокинув в воду корзинки. Нет никаких серьезностей и страхов у героев полотна, только лукавые насмешки и подтрунивание друг над другом. Федот Васильевич говорил: «В жизни должно быть как можно больше радости, доброты бесконечной к людям».

Портрет в черном, 1904 г.

Но тут грянула революция, и Федот Васильевич в один момент потерял всё, что имел: разгромлена мастерская, пропали все его картины. Но страшнее оказалось то, что работы кочелаевского самородка престали всех интересовать. Революция оставляет его ни с чем.

Сычков собирает свои немногочисленные пожитки, и они вместе с женой возвращаются в деревню. Так как картины о радостях кочелаевских крестьян тогда оказались никому не нужны, Сычков искал заказы на портреты Ленина, других вождей революции, агитационные плакаты.

Катание на масленице, 1914 г.

Однако время шло, и художник уловил момент, когда надо снова взять в руки кисти. Он опять начал творить, продолжил писать крестьян. Ходил по деревне, делал зарисовки односельчан, заводил разговоры с селянками, приглашая их позировать. Сычков вновь обрел самого себя.

Подружки,1916 г.

Глядя на картины кажется, что Федот создавал свои сюжеты в один момент, настолько они динамичны. Но чтобы зафиксировать эту динамику, мастеру приходилось тратить немало сил. Но как заставить ребенка застыть хоть на мгновение. На какие только хитрости не шел художник, чтобы заставить своих героев и героинь хоть немного попозировать. Последним аргументом становились деньги: взрослым по 5 рублей, детям по 50 копеек или конфеты.

В Цветущем Огороде, 1913 г.

Была у Федота Васильевича необычная натурщица, ставшая героиней многих его картин. Может потому, что она излучала какую-то необыкновенную энергию, и этой энергией зажигала художника, заставляла его вторить с особым трепетом. Звали эту натурщицу Шурочка Пель - дочь директора кочелаевской школы, родом из наровчатской дворянской семьи.

За работой. Подруги, 1935 г.

В мастерской Федота Васильевича стоял огромный сундук, который сам художник называл «волшебным». Он и сейчас стоит в музее. Всё волшебство сундука заключается в его содержимом. Там хранятся всевозможные крестьянские наряды, платья, сарафаны, передники, шали. Большинство нарядов были пошиты самой женой Лидией Васильевной Сычковой. Если хочешь представить в сюжете неиссякаемое жизнелюбие, счастливым улыбкам и добродушному прищуру должен сопутствовать яркий колорит. «Чем наряднее будут героини, тем радостней получатся полотна», - говорил Федот Васильевич.

Гринька, 1937 г.

30-е годы оказались для Федота Васильевича самыми драматическими. В родном селе его обвинили в том, что он кустарь единоличник, значит кулак. У него отобрали весь скот, птицу. И ему пришлось писать в Мордовское правительство, «за что на меня такая напасть…». Он подумывал эмигрировать за границу, но не смог бы жить без Мокши, розовощеких женщин - односельчан, без очаровательных крестьянок и раскатистого на все село детского смеха. Сычков художник одной темы русского деревенского быта, радости невинной и искренней. Из Москвы он привез письмо от Калинина. В послании было сказано, «что художников объединять в колхозы не следует, у них свои объединения и товарищества».

Колхозный базар, 1936 г.

Он продолжал писать свои замечательные картины, в которых центральные место занимали женщины, румяные, улыбчивые крестьянки, задорные, искренние.

Собираются в гости, 1940 г.

Как то на масленицу Федот окликнул двух сестер Настю и Таню, чтобы они примерили всякие наряды, угостил их апельсинами. Девушки наряжались, болтали. Так и появилась еще одна знаменитая картина «Собираются в гости», написанная в 1940 году.

В фонд обороны, 1942 г.

Начавшаяся Великая Отечественная война внесла изменения в тематику произведений Ф. В. Сычкова. Он написал одно законченное полотно «Ссыпной пункт» (имеющее второе название «В фонд обороны»), два портрета – «Мужской портрет», «Портрет Героя Советского Союза А. Г. Котова», выполнил эскизы картин «Девушки Мордовской АССР изучают военное дело», акварель «Пионеры у раненых бойцов».

Встреча героя, 1952 г.

Долгожданная победа буквально возродила художника к жизни, дала ему мощный импульс к творчеству. В последний период своей жизни, несмотря на преклонный возраст и проблемы со зрением, он не утратил присущей ему активности и необыкновенной трудоспособности. До самых последних дней он занимался живописью: написал две многофигурные жанровые картины «Встреча героя» (1952) и «На полевом стане» (1957), а также немало портретов: «Портрет орденоносца, звеньевой колхоза «Память Ленина» В. Г. Кляйкиной» (1948), «Портрет пчеловода» (1951), «Портрет советского служащего» (1953).

Праздничный день. Подруги. Зима,1941 г.

Родина высоко оценила творчество Ф. Сычкова. Он получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника Мордовской АССР, Орден «Знак Почёта».

Н. С. Карасёв. Ххудожник Ф. В. Сычков, 1937 г.

Наследие мастера хранится во всех музеях и частных коллекциях. Большая часть сосредоточена в Саранске, в музее изобразительного искусства имени С. Д. Эрьзи.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Портрет художника Ф. В. Сычкова, 1934 г.

В 1956 году правительство Мордовии уговорила художника оставить село и переехать в Саранск в квартиру со всеми удобствами. Сычков соглашается. «Не хочется быть старым, - писал он одному из своих друзей». Как говорят - художники не могут стареть, их работы всегда молоды и интересны.

Несмотря на недуг, незадолго до своей кончины, в возрасте 82 лет им была написана еще одна картина «Эрзянка». Эта картина поражает воображение и считается лучшей в творчестве Федота Сычкова. В ней видится безудержная радость бытия, которую всегда писал Сычков. За что его так и называли «художник радости».

10 марта 2021
Коза Дереза
Это интересно
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?