Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Портреты русской души: творческий путь Алексея Венецианова

«Автопортрет» 1811 г.

Здравствуйте, дорогие читатели! Предлагаю снова обратиться к теме искусства и поговорить о замечательном русском художнике с красивой фамилией Венецианов.

Родился Алексей Венецианов в Москве в семье купца 18 февраля 1780 г. Его предки были греками, перебравшимися в Россию в XVIII в. В Греции они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко, а в России получили прозвище Венециано, которое впоследствии трансформировалось в фамилию Венециановы. Семья будущего художника занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины.

Алексей учился в одном из частных московских пансионов и много рисовал в технике пастели.

В молодые годы Алексей Гаврилович служил чиновником в Петербурге, а в свободное время он ходил в Эрмитаж, где изучал и копировал работы известных живописцев. В это время Алексей пишет лирические портреты -«Портрет материА. Л. Венециановой» (1801), А. И. Бибикова (1805), Д. И. Фонвизина (1812), где стремился передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека.

Известно, что молодой Венецианов брал уроки у выдающегося портретиста В. Л. Боровиковского. Юный художник некоторое время жил в его доме в качестве ученика и пользовался его советами.

Вельможа 1808 г.

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Попытался издавать «Журнал карикатур в лицах», но издание было запрещено по указанию Александра 1. Именно Венецианов создал большую часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками во время Отечественной воины 1812.

Портрет К. И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии. 1811 г.

Алексей Гаврилович не учился в Академии художеств, но был удостоен звания «академика» (1811) за портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского.

«Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой»

В 1815 году Венецианов женился. Супруга Марфа Афанасьевна Азарьева родила ему двух дочерей - Александру и Фелицату.

Выйдя в отставку, мастер купил в Тверской губернии сельцо Сафонково с 70 душами крепостных, построил дом, переселился туда, но иногда наезжал по делам в Петербург, и всецело посвятил себя живописи.

«Гумно»

Сильнейшее впечатление на художника произвела картина француза Ф. Гране. Венецианов решил написать деревенское гумно с трудящимися и отдыхающими крестьянами. Интересен факт, когда писалась эта картина, художник приказал разобрать одну из стен сарая, чтобы помещение заливал ровный свет.

Появление работ «Чистка свеклы» и «Утро помещицы» (обе – 1823 г.) сделало имя Венецианова знаменитым. Они были выкуплены императором Александром I.

«Жнецы»

Работая в деревне, Венецианов открыл для живописи мир русского крестьянина. В портретных образах воспевал красоту русских девушек, женщин и других деревенских жителей. Крестьян на картинах отличают человеческое достоинство, благородство, чистота. Венецианов создает поэтический образ крестьянской жизни, красоту труда и природы.

«На жатве. Лето»

Показанные на академической выставке 1824 г., его работы имели шумный успех и вызвали восхитительные отзывы в печати. Русский художественный критик писал: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему, - и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в своем роде, пленяют своею правдою, занимательны».

На картине «На пашне. Весна» изображена крестьянка, боронящая пашню в праздничном сарафане, с плавной походкой, она ведет коней по вспаханному полю и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. И, кажется, что это сама Весна в образе женщины-матери.

Прозрачны краски небольшого полотна,

Где ощущает зритель утро года.

По свежей пашне босиком идёт Весна –

И чутко просыпается природа!

Легко плывут в небесной выси облака,

И в воздухе тумана дымка тает.

А поступь женщины божественно легка –

Она парит как будто, не шагает.

Улыбка матери воздушна и нежна,

Обращена к прекрасному ребёнку;

Его фигурка с краю поля нам видна –

Среди цветов сидит он в рубашонке.

И тишина по всей картине разлита,

И полуфантастична героиня:

Непреходяща у крестьянки красота,

Что кажется античною богиней!

Левей её другая женщина идёт,

И третья возле пня коней уводит

Вглубь полотна, свершая тем круговорот –

Божественное таинство Природы!..

Иван Есауленков

Картина «На пашне. Весна» была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым.

Особенно интересны его детские образы. Детей художник пишет с особой любовью и трепетом. Трогательные образы написаны мастером проникновенно, их лица одухотворены и полны той внутренней чистотой, что свойственно детям вообще. К таким работам относятся картины: «Крестьянские дети в поле», «Захарка», «Вот-те и батькин обед!», «Два крестьянских мальчика со змеем», «Спящий пастушок» и другие. Спустя столетия незамысловатая по сюжету картина «Вот-те и батькин обед!» покоряет сразу. На полотне изображены: крестьянский мальчик, которому на вид не больше шести лет, и собака. Герои сидят возле дерева. О том, что действие происходит летом, говорит одежда ребёнка. Он босой и одет только в длинную белую рубаху. Рядом с парнишкой лежит опрокинутый бурачок, из которого вылилось молоко. Мальчик сидит, грустно подперев голову рукой. А рядом белый лохматый пес сочувствует ему. Но ребёнок безутешен. Ведь его теперь ожидает наказание за пролитый обед, да и отец голодным останется… Все эмоции, что охватывают героя, можно легко прочитать на его лице. Так что зрителю невольно приходится сочувствовать беде парнишке.

Григорий Сорока «Рыбаки» 1840 г.

А еще придумал Венецианов удивительное дело – открыть школу. И все у него получилось! В школе учились талантливые, но совсем бедные молодые люди. В общей сложности у него перебывало до 70 учеников. Особенностью творчества А. Венецианова было стремление «ничего не изображать иначе, как только в натуре». Так работать он учил и своих учеников. Среди воспитанников школы Венецианова выделяются портретист С. К. Зарянко, К. А. Зеленцов и Г. В. Сорока - автор светлых, гармоничных пейзажей. Школу посещала и дочь Венецианова, Александра. Она является автором портретов, жанровых картин, натюрмортов. Её работы находятся в Государственной Третьяковской галерее и Тверской областной картинной галерее.

Александра Венецианова «Почтовая станция»

«Портрет А. А. Венециановой, дочери художника»

Дочь Венецианова в своих воспоминаниях об отце рассказывала: «Ум и доброта его привлекали к нему каждого, у него собиралось самое образованное общество художников и литераторов, все находили удовольствие проводить у него вечера. Гоголь, Жуковский, Крылов, Пушкин также были с ним хорошо знакомы и бывали иногда у него. О художниках и говорить нечего; Брюллов часто бывал у него…». Разговоры об искусстве, которые часто велись в доме Венецианова, нашли своё отражение в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Одной из самых известных работ художника является портрет историка Н.М. Карамзина.

«Портрет Н. М. Карамзина» 1828 г.

Это более поздний портрет Венецианова, написанный через два года после смерти Карамзина – по заказу Российской академии русского языка и словесности. Глядя на Карамзина, невозможно поверить, что писался он без натуры, схвачено мимолетное движение лица: чуть сведенные над переносьем брови, приоткрытый рот, спокойный и проницательный взгляд. Самого историка Венецианов видел всего раз в жизни. Остальное черпал из портретов других художников, но сумел создать собственный образ Карамзина, в чём-то похожий, но в чём-то особенный от других портретных изображений писателя.

К 50-ти годам Венецианов получил звание придворного художника.

Венецианов погиб в результате несчастного случая 16 декабря 1847 года. На спуске с крутой горы лошади понесли, Венецианова выбросило из саней, рука запуталась в вожжах...

Художник Алексей Гаврилович Венецианов остался в истории, как основатель венециановской школы, мастер портретной и жанровой живописи, талантливый педагог и академик императорской Академии художеств.

Прошли десятки лет, но талант неповторимого русского живописца, воплотившего жизнь простого народа в своих полотнах, завоевал множество почитателей, как на родине, так и за рубежом. Его имя достойно вошло в сокровищницу русского искусства.

18 февраля 2021
Коза Дереза
Это интересно