Мудрая Сова

А я - мудрая сова.
Обо всем на свете знаю,
Книги умные читаю
О любви, обмане, лести,
Дружбе, совести и чести.
Информацию свою
До любого донесу.

Кащей Б. Смертный

Ходит слава про Кощея -
Беспощадного злодея.
Говорят, что я – коварный,
Своенравный и тщеславный.
Это было лишь в кино,
Я исправился давно!
Ох, устал над златом чахнуть.
Начал книги я читать,
И о самых интересных
Я готов вам рассказать.

Елена Премудрая

Я – Елена Премудрая.
Признаюсь: бываю занудная…
Но много различных тем
Найдется для обсуждения,
И будет вам гарантировано
Приятное времяпрепровождение.

Баба Яга

Очень хочется сделать мне
Искреннее признание:
Издавна считается, что Баба Яга –
Препротивнейшее создание.
А я совсем не ужасная,
В душе - добрая и прекрасная.
Природу просто обожаю,
Статьи свои ей посвящаю.

Патрикеевна

А я лисонька-лиса,
Где я только не была.
По полям, лесам ходила,
Информацию копила:
О своем любимом крае,
О героях-земляках,
Подвиги которых
Прославлены в веках.
Но не только патриоткой
В нашем блоге прослыла.
Много фактов интересных
Припасла для вас лиса.

Волк Серый

Я житель леса – серый волк,
Недавно прописался в блог.
Здесь стал начитанный и умный,
Серьезный и благоразумный.
Вам буду темы предлагать,
Давайте вместе обсуждать!

Коза Дереза

Жила я в сказке много лет,
Не зная горестей и бед.
Но вдруг узнала в Интернете,
Что сказочный есть блог на свете.
Сайт библиотечный посетила,
Там много нового открыла.
И в результате поняла:
Быть блоггером - моя судьба!

Гусли - самогуды

Струны гуслей-самогудов
Звонко каждый день гудят,
К разговорам интересным
Приглашаем мы ребят.
Темы всякие найдем,
Заходите в блог к нам – ждем!

Краски и звуки

Как часто судьба бывает несправедлива и жестока к талантливым людям, отмеряя им совсем короткую, наполненную страданиями и испытаниями, жизнь. В истории русской живописи таковым был художник Федор Васильев, жизнь которого сравнивают с падающей звездой, ярко вспыхнувшей на небосклоне и стремительно погасшей. Слава пришла к нему в 21 год, а в 23 его не стало.

Фотография: https://rg.ru/2018/09/05/rodina-fedor-vasilevi.html

Родился Федор Васильев в Гатчине 22 февраля 1850 года (170 лет назад),в семье мелкого почтового чиновника. Затем семья переехала в Петербург. Из-за отсутствия средств Федор не получил никакого образования. Отец был игроком, много пил, и семью не покидала нужда. Уже 12-летним ребенком Фёдор служил на почтамте. Время для рисования находил по вечерам и воскресным дням. После ранней смерти отца 15-летний Фёдор стал опорой семьи. Подрабатывая реставратором у П.К. Соколова в Академии художеств, будущий художник продолжал заниматься живописью, и поступил в вечернюю рисовальную школу.

Его хорошим другом и наставником стал Иван Крамской. Необычно замечание Крамского о способностях ученика: «В рисовании и живописи с натуры он чрезвычайно быстро ориентировался: он почти сразу угадывал, как надо подойти к предмету, что не существенно, и с чего следует начать. Учился он так, что казалось, будто живет он в другой раз и что ему остается что-то давно забытое только припоминать. Работал он страстно; апатичность и рассеянность не врывались к нему в то время, когда в руках был карандаш, или вернее, – механически, без участия сердца, он работать не мог».

Сохранилось письмо живописца, в котором он признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни... Вы - точно часть меня самого, и часть очень дорогая, Ваше развитие - мое развитие. Ваша жизнь - отзывается в моей...» С Крамским художник был близок всю свою недолгую жизнь.

Немалую роль в становлении Васильева как художника сыграл и Иван Шишкин. Вместе они проводят лето на Валааме (1867 г.), занимаясь живописью, где великий художник научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев. В семье Васильева Шишкин был принят как родной человек и вскоре женился на его сестре Евгении.

Федор работал очень много, с какой-то ненасытной жадностью. Картины появлялись одна за другой: «У водопоя», «Перед грозой», «Деревня», «Близ Красного села». За последнюю он получил первую премию на конкурсе Общества поощрения художников.

Путешествие по России 1869 года, когда Васильев впервые увидел природу средней полосы страны, навсегда запомнилось художнику. «Я всем наслаждался, всему сочувствовал и удивлялся, все было ново», – писал он в одном из писем.

Волга стала для Федора Васильева неиссякаемым источником впечатлений, когда в 1870 году художник вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате которой появились рисунки и живописные произведения «Вид на Волге. Барки», «Берег Волги», «Лодка» и др.

Ф.А. Васильев После дождя. Просёлок

«Сердце защемило, – зритель скажет, –

От такого жалкого пейзажа!»

Загородка изображена –

Сломана, изгнила дочерна!

У развилки столбик одинокий

Тоже сгнил, склонился кособоко.

И по всей картине нищета

Щедрою рукою пролитА.

Побрела крестьянка с коровёнкой,

С отощавшей, жалкою Бурёнкой,

А обутки старые – в грязи.

Эх, судьба-злодейка, вывози!

День стоит дождливый и ненастный,

И пейзаж – ему под стать – несчастный.

Вот куда-то мужики пошли,

Их фигуры видятся вдали.

Тянутся они неторопливо,

Стали частью грустного мотива…

Из нависших низко мрачных туч

Вырвался какой-то шалый луч,

Чтоб минутку погулять на воле,

Осветил он зреющее поле.

Вместе с этой жёлтой полосой

Облако сверкает белизной.

Искрами, на туч дождливых фоне,

Чибисы и мечутся, и стонут.

Борются в картине свет и тень,

Солнца лучик и ненастный день.

Иван Есаулков

Илья Репин в книге «Далекое близкое» писал: «Это был феноменальный юноша. Крамской его обожал, не мог на него нарадоваться и в его отсутствие беспрестанно говорил только о Васильеве... Легким мячиком он скакал между Шишкиным и Крамским, и оба эти его учителя полнели от восхищения гениальным мальчиком».

В 1871 году Васильев пишет одну из лучших своих работ «Оттепель». Она вся проникнута тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями художника о жизни русской деревни. Картина имела большой, даже огромный для молодого художника успех. Ее купил П.М. Третьяков. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художеств, «Оттепель» получила первую премию. А Крамской сказал: «...ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Я увидел, как надо писать».

И на пике творчества, так рано нашедший себя молодой художник, начинает завоевывать признание, в его жизнь входит неожиданно тяжелая болезнь – туберкулез. Васильев вынужден спешно покинуть Петербург, он отправляется в Крым для поправки здоровья, где начинает писать картины на заказ.

Самая известная картина Федора Васильева - «Мокрый луг», написанная не с натуры, а сочиненная на основе зарисовок. На ней художник изобразил омытый дождем мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Все в картине полно движения, все живет и дышит, особенно небо с его кипением и бурлением, с его игрой света и космической бесконечностью. Увидев это полотно, Крамской был потрясен.«Мокрый луг» был приобретен Павлом Третьяковы.

Яркий солнечный Крым совершенно не понравился художнику, он тоскует по дорогому сердцу городу, пишет в Петербург грустные письма. Так появляются картины «Болото в лесу. Осень» «Утро» и «Заброшенная мельница». Но запас воспоминаний о России начинает постепенно иссякать вместе с надеждой на возвращение домой, щемящая душу грусть все более проступает в картинах Васильева.

Начинается освоение мотивов крымской природы. «Прибой волн» оказался первой картиной на крымский сюжет.«Небо голубое-голубое, и солнце, задевая лицо, заставляет ощущать сильную теплоту. Волны - колоссальные, и пена, разбиваясь у берега, покрывает его на далекое пространство густым дымом, который так чудно серебрится на солнце... Картина в самом деле так очаровательна, что я рву на себе волосы - буквально, - не имея возможности сейчас бросить все дурацкие заказы и приняться писать эти волны. О, горе, горе! Вечно связан, вечно чему-нибудь подчиняешься», - из письма Крамскому от декабря 1972 года.

«Величественно шла волна...»

Величественно шла волна,

Стремилась к отдыху на берег,

Изменчивость её вольна,

А я отыскиваю веру.

Нельзя нарисовать её!

Оставить кисти – невозможно.

Дымилась пена от неё

В серебряной капели солнца.

Заказы бросить! За волной

В очаровательном порыве

Ловить оттенков бег шальной

Волны в стремительном приливе.

Людмила Ревенко

Им создается ряд небольших пейзажей с изображением гор«В Крыму. После дождя», «Крымские горы зимой», «Горы и море», «В Крымских горах» (1873) и др., то скрытых плотной завесой дождевых туч, то занесенных по склонам снегом, то как-бы наполненных печалью наступающего вечера, погасившего красоту света и дневных красок.

То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. «Не многие бы не испугались той огромной цели, которую я решил либо достигнуть, либо умереть», - писал он Григоровичу. В последних работах художника, в рисунках карандашом или сепией, в этюдах маслом присутствует стремление к созданию ясного и величественного образа природы.

24 сентября 1873 года Федор Александрович Васильев умер... В начале октября 1873 г. заведующий художественным отделом Петербургской публичной библиотеки В.В. Стасов получил письмо от Крамского. В нем писалось: «Многоуважаемый Владимир Васильевич, быть может, вы найдете уместным сообщить публике... об одном печальном обстоятельстве... 24 сентября, утром, умер от чахотки в Ялте 23 лет от роду пейзажист Федор Александрович Васильев... Не знаю, много ли будет у меня единомышленников, но я полагаю, что русская школа потеряла в нем гениального художника...».

Двадцати трех лет, в самом расцвете таланта, он уходит из жизни, но созданного Федором Васильевым хватило на то, чтобы попасть в число самых выдающихся мастеров русской пейзажной живописи.

22 февраля 2020
Коза Дереза
Это интересно